Глава 1 АРХИТЕКТУРНО-АКУСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ЗАЛОВ И СЦЕН | 5
|
1.1. Акустические свойства закрытых помещений | 5
|
1.2. Влияние архитектурно-акустического решения зрительного зала и сцены на качество звучания | 12
|
1.3. Акустические условия зрительных залов | 20
|
1.4. Особенности акустической обработки студий звукозаписи и помещений прослушивания фонограмм | 34
|
Глава 2 ЗВУКОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТЕАТРОВ, КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ И ЦИРКОВ | 38
|
2.1. Системы озвучения открытых и закрытых пространств | 38
|
2.2. Особенности построения функциональных схем звукофикации театров, концертных залов и цирков | 45
|
2.3. Пульты звукорежиссера | 53
|
2.4. Источники и преобразователи звуковых программ | 71
|
2.5. Выходные блоки усилителей | 78
|
2.6. Излучатели звука, применяемые в системе звукофикации | 82
|
2.7. Системы коммутации, сигнализации и контроля звуковых программ | 88
|
2.8. Размещение звукотехнического комплекта в аппаратной, ложе, на сцене, в зале и фойе | 96
|
Глава 3 СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, ЗВУКОУСИЛЕНИЯ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ТЕАТРЕ | 102
|
3.1. Громкоговорящая технологическая связь | 102
|
3.2. Технологическая трансляция и система оповещения в театре, концертном зале и цирке | 107
|
3.3. Особенности применения технологического телевидения в театрах | 111
|
Глава 4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ЗВУКОФИКАЦИИ ТЕАТРОВ И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ | 116
|
4.1. Особенности проектирования систем звукофикации | 116
|
4.2. Акустический расчет параметров зрительного зала простои геометрической формы | 117
|
4.3. Расчет мощности выходного блока канала звуковоспроизведения | 128
|
4.4. Построение функциональных схем звукофикации театра, концертного зала и цирка с использованием типового оборудования | 131
|
4.5. Выбор вспомогательного комплекта | 150
|
Глава 5 ЗВУКОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦЭФФЕКТОВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ СПЕКТАКЛЕЙ И КОНЦЕРТОВ | 161
|
5.1. Многоканальные системы пространственного звучания в зале | 161
|
5.2. Преобразователи тембра звуковой программы | 170
|
5.3. Устройства эффекта перемещения звука в пространстве | 174
|
5.4. Системы искусственной реверберации | 178
|
Глава 6 АППАРАТУРА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ И КОНЦЕРТОВ | 189
|
6.1. Особенности звукового оформления выездных спектаклей и концертов | 189
|
6.2. Комплекты оборудования для выездных спектаклей и концертов | 191
|
Глава 7 ЗВУКОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СТУДИЙ ЗВУКОЗАПИСИ | 203
|
7.1. Технологические особенности работы студий звукозаписи, радио-и телевизионного вещания, звукоцехов и киностудий | 203
|
7.2. Аппаратно-студийные комплексы радиовещания | 210
|
7.3. Аппаратно-студийные комплексы телевидения | 215
|
7.4. Аппаратно-студийный комплекс звукоцеха киностудии | 221
|
Глава 8 ТЕХНОЛОГИЯ МОНТАЖА ОБОРУДОВАНИЯ, ЗВУКОВЫХ И СИЛОВЫХ ЛИНИЙ В УСЛОВИЯХ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ | 227
|
8.1. Особенности организации и проведения работ по размещению и установке звукотехнического оборудования | 227
|
8.2. Монтаж закладных устройств, прокладка звуковых и силовых линий | 231
|
8.3. Послемонтажный пусковой период | 241
|
Глава 9 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И РЕМОНТНЫХ РАБОТ ЗВУКОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА | 243
|
9.1. Организация профилактических и ремонтных работ в условиях театрально-зрелищных предприятий | 243
|
9.2. Измерение основных параметров качества магнитофонов и электропроигрывающих устройств | 250
|
9.3. Проверка состояния оконечных усилителей мощности громкоговорителей | 260
|
9.4. Проверка основных параметров пульта звукорежиссера и его сквозных каналов | 264
|
Литература | 268
|
Емельянов Евгений Дмитриевич Звукорежиссер, автор книг о звукорежиссуре и звукотехнике. Первым создал в СССР школу театральной звукорежиссуры — профессии театрального звукорежиссера до этого не существовало; выделил звукоцех в отдельную театральную службу. Дипломной работой Е. Д. Емельянова по окончании Института связи была звукофикация театра им. Е. Вахтангова, где он основал и возглавил звукоцех. В 1965 г. возглавил созданное им отделение театральной звукотехники в Московском театральном художественно-техническом училище (МТХТУ; ныне Театральный художественно-технический колледж).
Е. Д. Емельянов включил в учебную программу МТХТУ элементы подготовки театральных звукорежиссеров. Первые же учащиеся наряду с изучением электротехники, радиотехники, телевидения, основ звукозаписи, усилительных устройств, их эксплуатации и ремонта изучали историю русского и зарубежного театров, основы музыкальной грамоты и культуры народов СССР и мира, основы театральной звукорежиссуры. Сплав знаний и умений, важных для театра, был уникальным для своего времени. Он написал книгу «Звукофикация театров» (1974), ставшую учебником для радиотехнического отделения МТХТУ; в 1989 г. вышло ее дополненное и переработанное издание — «Звукофикация театров и концертных залов». Автор работ: «Современные системы звукопередачи» (1975), «Звукотехника в клубе» (1984) и др.