I. Объ инстинкте собственности Приступая къ изученiю различныхъ видовъ и превращенiй собственности какъ въ человеческихъ обществахъ, такъ и въ обществахъ животныхъ, полезно будетъ начать съ происхожденiя самаго инстинкта собственности. Это именно-инстинктъ, врожденная и господствующая наклонность. Въ человечестве инстинктъ этотъ былъ великимъ историческимъ факторомъ; передъ нимъ склонялись религiи; вокругъ него организовались общества; онъ лежитъ въ основе большинства законовъ; имъ созидались и разрушались государства. Наконецъ даже животные-по крайней мере разумныя животныя-къ какому-бы зоологическому типу они ни принадлежали, повинуются ему такъ точно, какъ и люди. Когда какая-нибудь наклонность отличается столь всеобщимъ характеромъ, можно сказать съ уверенностью, что она коренится въ жизненныхъ потребностяхъ, въ самымъ недрахъ живого существа. И действительно, инстинктъ собственности есть лишь одно изъ проявленiй самой примитивной потребности-потребности самосохранения, потребности жить самому и обезпечить жизнь своему потомству. "Жизненный пиръ" предлагается природой весьма не регулярно, подчасъ скупо; гости многочисленны, голодны, часто зверски грубы. Между темъ каждый подъ страхомъ смерти долженъ добыть себе место, отстоять и по возможности сохранить его за собой, ибо дело идетъ о безпрерывномъ удовлетворенiи постоянно возобновляющихся нуждъ. Борьба за существованiе съ большей или меньшей напряженностью идетъ безъ перерыва; поэтому чемъ живое существо – человекъ или животное – разумнее, темъ больше заботится оно о будущемъ, темъ энергичнее старается обезпечить себе какую-нибудь собственность, чтобы ограничить въ своемъ существованiи область непредвиденнаго. Въ хорошо развитыхъ нервныхъ центрахъ-будутъ-ли это нервные центры человека или пчелы-случаи жизни оставляютъ прочные отпечатки; выдержанная индивидомъ битва, опасность, которой онъ подвергался, тяжелое усилiе, совершенное имъ ради обезпеченiя себе пищи и крова, запечатлеваются и живутъ въ его памяти. Разъ ему удалось ценою тяжкаго труда завладеть пищей или пристанищемъ, и темъ сохранить за собой право на существованiе, онъ естественно стремится расширить свои присвоенiя, обезпечить свое питанiе отъ случайностей, добыть себе надежное и постоянное жилье. Онъ постоянно объ этомъ мечтаетъ и по мере своихъ способностей прiобретаетъ эти неоцененныя блага, а съ ними возможность не бояться несчастныхъ случайностей; онъ становится собственникомъ. Но собственники бываютъ разные; можно владеть собственностью исключительно, эгоистично, если индивидъ настолько одаренъ или настолько хорошо вооруженъ силой или хитростью, что способенъ самъ удовлетворить своимъ нуждамъ; можно владеть ею коллективно, если собственники достаточно разумны, если общественность развита въ нихъ настолько, чтобы свою природную слабость они могли восполнить соединенiемъ своихъ маленькихъ индивидуальныхъ силъ въ одинъ могучiй союзъ. Оба эти, столь различные, способа пониманiя собственности мы находимъ въ царстве животныхъ, и каждый изъ нихъ налагаетъ свой особый отпечатокъ на нравы, наклонности и умственный складъ каждой породы. Даже оставивъ въ стороне низшiя породы животныхъ – те, психическая жизнь которыхъ находится лишь въ зачаточномъ состоянiи-можно сказать, что вообще въ животномъ царстве инстинктъ собственности отличается по большей части недостаткомъ предусмотрительности. Большинство животныхъ живетъ изо дня въ день, безъ всякаго предвиденiя будущаго; животное завладеваетъ всемъ, что ему попадаетъ на зубы, въ клювъ или въ когти, всемъ, что годится въ пищу, и все это потребляете немедленно. Для такихъ животныхъ собственность есть просто то, что они могутъ захватить и пожрать. Это грубое понятiе собственности мы встретимъ не разъ и у людей. Древнiй Римъ даже отвелъ этому понятiю широкое место въ своихъ законахъ; для него это была собственность mancipi (отъ словъ manus – рука и сарiге – брать). Дальше я буду иметь случай говорить о ней подробнее. Летурно Шарль Жан Мари Известный французский социолог и этнограф, врач, педагог. Профессор Антропологической школы в Париже. Видный представитель эволюционистского направления социологии. Автор многочисленных трудов по истории развития общественных учреждений и человеческой культуры вообще. Решающее значение в изучении этого развития Летурно придавал данным этнографии, при помощи которой, по его мнению, можно изобразить последовательный и непрерывный рост человеческой культуры гораздо точнее, чем при помощи обычного исторического метода.
Не будучи строгим исследователем явлений общественной жизни, Летурно являлся скорее популяризатором современных ему социологических гипотез. Тем не менее, его недостатки отчасти искупаются горячим призывом к усовершенствованию и прогрессу, который раздается в конце его книг. Указанию на сохранившиеся в современном человеке черты первобытной дикости Летурно придает значение стимула, побуждающего к скорейшему освобождению от них, а отнюдь не стремится оправдать наличие этих «естественных» свойств человека. Влияние работ Летурно прослеживается в трудах многих мыслителей того времени — Фридриха Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), Льва Толстого и других. |