От древности до наших дней люди не переставали вести поиск истины, добра и красоты. Еще Платон говорил, что душа больше всего приобщилась к божественному — божественное же прекрасно, мудро, доблестно и так далее; этим вскармливаются и взращиваются крылья души, а от всего противоположного — от безобразного, дурного — она чахнет и гибнет. Поиск этих всечеловеческих универсалий, идеалов или ценностей не ослабевал никогда. Особенно интенсивно он велся в те времена, когда зарождались новые эпохи, например, в эпоху Возрождения. Гениальные творения Макиавелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Корреджо, Тициана и других великих мастеров были методом постижения законов истины, добра и красоты искусством воплощения самых возвышенных идей и идеалов. Поиск истины, добра и красоты связывался с борьбой за освобождение человека от всего того, что его унижает, оскорбляет, порабощает, за свободу человека. Великим мыслителям и художникам Возрождения было присуще конгениальное чувство времени, истории, глубокое понимание противоречий своей эпохи, активное участие в политической жизни и борьбе. Трезвый объективный реалистический метод творчества был тесно связан с «жизнерадостным свободомыслием». Видимо, не случайно их произведения обретали характер открытий истины, откровений красоты, утверждения добра и человечности. Нет ничего удивительного в том, что интерес к искусству эпохи Возрождения не только не ослабевает, но постоянно возрастает, как, впрочем, и к искусству Античности и Средневековья. Причины постоянного поиска истины, добра и красоты коренятся в самой жизни человека и человеческого общества. Как бы отвечая на этот вопрос, великий русский писатель Достоевский заметил: «Потребность красоты и творчества, воплощающего ее,— неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете... потребность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительностью, в негармонии, в борьбе, то есть когда наиболее живет, потому что человек наиболее живет именно в то время, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нем и проявляется наиболее естественное желание всего гармонического, спокойствия, а в красоте есть и гармония и спокойствие... у человечества уже определились отчасти ее вековечные идеалы (так что всё это уже стало всемирной историей и связано общечеловечностью с настоящим и с будущим, навеки и неразрывно)... При отыскании красоты человек жил и мучился. Если мы поймем его прошедший идеал и то, чего этот идеал ему стоил, то, во-первых, мы выкажем чрезвычайное уважение ко всему человечеству, облагородим себя сочувствием к нему, поймем, что это сочувствие и понимание прошедшего гарантирует нам же, в нас же присутствие гуманности, жизненной силы и способность прогресса и развития... В муках жизни и творчества бывают минуты не то чтоб отчаяния, но беспредельной тоски, какого-то безотчетного позыва, колебания, недоверия и вместе с тем умиления перед прошедшими, могущественно и величаво законченными судьбами исчезнувшего человечества. В этом энтузиазме (байроническом, как называем мы его), перед идеалами красоты, созданными прошедшим и оставленными нам в вековечное наследство, мы изливаем часто всю тоску о настоящем, и не от бессилия перед нашею собственною жизнью, а, напротив, от пламенной жажды жизни и от тоски по идеалу, которого в муках добиваемся». Вот почему поиск истины, добра и красоты на протяжении всей человеческой истории представлял собой, по существу, само становление, формирование и развитие гуманистического идеала во всем его единстве и разнообразии. Вот почему этот поиск не прекращается и сегодня, когда современный человек и все человеческое общество лихорадочно ищет выход из кризисной ситуации — быть или не быть человеку и человечеству, быть или не быть жизни на земле. В этой ситуации особенно важную роль и значение приобретают гуманистические идеалы и ценности, активная творческая позиция каждого человека, созидательная деятельность по гуманизации всех человеческих отношений. Крупнейшие современные итальянские мыслители и художники занимались и продолжают заниматься поиском и выработкой гуманистических идеалов и ценностей. Философия искусства Антонио Банфи являет собою универсальную философию культуры, борющуюся за свободу человека и его всестороннее развитие. Гальвано делла Вольпе, стремясь соединить науку и искусство, эстетику и лингвистику, философию и язык, пытается создать Новый Лаокоон. Никола Аббаньяно направляет философию «позитивного экзистенциализма» на формирование гуманистических ценностей. Феноменолог Гвидо Морпурго-Тальябуэ пытается интегрировать гуманистическую и аксиологическую природу прекрасного и направить ее на спасение человека. Федерико Феллини неистово ищет истину, страстно мечтает о прекрасном. Беспредельная любовь к человеку помогает ему создавать фильмы, порождающие и утверждающие истину, добро и красоту. Именно об этом идет речь в исследовании: «Итальянские этюды. Человек и история: поиск истины, и красоты».
![]() Доктор философских наук, профессор. Окончил философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Возглавлял сектор эстетики Института философии АН СССР (РАН); с 1972 г. главный научный сотрудник Института философии РАН. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы Народов. Заслуженный деятель науки РФ (1999). Лауреат премии имени Г. В. Плеханова (2009) за серию работ по философской эстетике. Член Европейского общества культуры. Автор исследований по философии, эстетике, теории культуры.
|