URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Костюшкина Г.М. Общее языкознание и история лингвистических учений: Языкознание как наука. Язык и общество. История лингвистических учений. Знаковая природа языка. Функциональная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Методология лингвистических исследований
Id: 282841
899 р.

Общее языкознание и история лингвистических учений:
Языкознание как наука. Язык и общество. История лингвистических учений. Знаковая природа языка. Функциональная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Методология лингвистических исследований

URSS. 2022. 224 с. ISBN 978-5-9519-2898-6.
Типографская бумага
  • Твердый переплет
Языкознание как наука • Язык и общество • История лингвистических учений • Знаковая природа языка • Функциональная лингвистика • Когнитивная лингвистика • Методология лингвистических исследований.

Аннотация

Учебное пособие «Общее языкознание и история лингвистических учений» представляет собой модульный обучающий курс, который рассчитан на 7 модулей: 1) Языкознание как наука, 2) Язык и общество, 3) История лингвистических учений, 4) Знаковая природа языка, 5) Функциональная лингвистика, 6) Когнитивная лингвистика, 7) Методология лингвистических исследований. Каждый модуль включает лекцию или серию лекций по теме, вопросы для обсуждения, задания, тест... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Предисловие7
Модуль 1. Языкознание как наука9
Лекция 1. Объект, предмет, задачи, разделы и аспекты языкознания9
1. Предмет языкознания9
2. Задачи языкознания17
3. Разделы языкознания18
4. Аспекты языкознания22
Вопросы и задания24
Тест25
Лекция 2. Языкознание в системе наук30
1. Связь языкознания с семиотикой30
2. Языкознание и общественные науки31
3. Связь языкознания с социальными и психологическими науками32
4. Связь языкознания с логикой и философией33
5. Связь языкознания с естественными науками35
6. Связь языкознания с физико- математическими науками37
Вопросы и задания39
Тест39
Модуль 2. Язык и общество43
Лекция 1. Язык как средство общения43
1. Социальный характер языка43
2. Язык и коммуникация44
3. Речевое общение45
Вопросы и задания49
Лекция 2. Социолингвистика50
1. Социальные функции языка в речевом взаимодействии50
2. Социолингвистика как наука о взаимодействии социума и языка52
3. Речевой этикет55
Вопросы и задания57
Тест58
Модуль 3. История лингвистических учений61
Лекция 1. Донаучный этап развития языкознания61
1. Этапы развития языкознания61
2. Начальный этап62
3. Языкознание эпохи Возрождения65
4. Возникновение сравнительно- исторического языкознания66
5. Школа младограмматиков69
Вопросы и задания75
Тест76
Лекция 2. Неограмматизм78
1. Школа «слова и вещи»78
2. Эстетическая школа К. Фосслера80
3. Французско-швейцарская социологическая школа81
4. Неолингвистика83
Вопросы и задания83
Тест84
Лекция 3. Структурализм в языкознании86
1. Предпосылки возникновения структурализма. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра86
2. Основные школы структурализма90
3. Пражская лингвистическая школа91
4. Американский структурализм93
5. Копенгагенский структурализм97
Вопросы и задания99
Тест101
Контрольная работа по модулю 3103
Модуль 4. Язык как знаковая система109
Лекция 1. Семиотика и знаковый характер языка109
1. Семиотика — наука о знаках и знаковых системах109
2. Языковой знак, его структура, свойства, функции115
3. Знаковый характер языка118
Вопросы и задания120
Тест122
Модуль 5. Функциональная лингвистика126
Лекция 1. Функциональная лингвистика. Общие понятия126
1. Предмет изучения функциональной лингвистики126
2. Функции языка127
3. Внеязыковые аспекты функционирования языка128
4. Лингвосемиотика. Язык как особая система знаков129
5. Лингвоэпистемология131
6. Лингвопраксеология133
7. Функциональные стили речи134
Вопросы и задания135
Тест136
Лекция 2. Функциональная грамматика и семантика139
1. Предмет изучения функциональной грамматики139
2. Лингвистическая семантика140
3. Коммуникативно-деятельностные теории языка142
Вопросы и задания145
Тест145
Контрольная работа по модулю 5147
Модуль 6. Когнитивная лингвистика153
Лекция 1. Предмет изучения. Науки-источники. Этапы становления. Задачи153
1. Предмет изучения когнитивной лингвистики153
2. Науки-источники когнитивной лингвистики155
3. Этапы становления когнитивной лингвистики157
4. Задачи когнитивной лингвистики160
5. Основные термины когнитивной лингвистики161
Вопросы и задания164
Тест167
Модуль 7. Методология лингвистических исследований169
Лекция 1. Методология, метод, методика169
1. Методология169
2. Метод171
3. Методика174
4. Процедура. Операция175
5. Подход176
6. Методы лингвистического анализа178
Вопросы и задания182
Тест183
Примерная тематика рефератов, докладов186
Глоссарий по курсу «Общее языкознание и история лингвистических учений»187
Литература218

Предисловие
top

Основная дидактическая задача учебного пособия «Общее языкознание и история лингвистических учений» — познакомить студентов с некоторыми общенаучными лингвистическими понятиями и теориями, историей языкознания, а также выработать:

1) навыки работы над научными разработками/исследованиями — от рефератов, курсовых и квалификационных работ до магистерских диссертаций;

2) умения критически осмысливать содержание научных теорий/ гипотез, аргументировать их состоятельность/не¬со¬стоятель¬ность;

3) умения пользоваться методологическим аппаратом лингвистики и применять его на конкретном языковом материале для целей научного исследования при решении определенных задач.

Курс рассчитан на магистрантов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки: 45.04.02 «Лингвистика», направленности/профиля «Лингводидактика и межкультурная коммуникация».

Электронный курс «Общее языкознание и история лингвистических учений» представляет собой модульное обучающее пособие. Курс рассчитан на 7 модулей:

1) «Языкознание как наука»,

2) «Язык и общество»,

3) «История лингвистических учений»,

4) «Знаковая природа языка»,

5) «Функциональная лингвистика»,

6) «Когни¬тив¬ная лингвистика»,

7) «Методология лингвистических исследований».

Каждый модуль состоит из лекции или серии лекций по теме, вопросов для обсуждения и заданий, теста/тестов и контрольной работы. В конце курса предлагаются темы для рефератов и докладов. Курс снабжен списком литературы, а также глоссарием.

Отдельный модуль завершается оценочным баллом. Оцениваются задания по модулю, а также контрольная работа. Модульный принцип подачи и освоения материала позволяет эффективнее усваивать теоретический материал. В конце курса магистрантам предлагается на выбор написать реферат по тематике курса или подготовить доклад и выступить с ним на семинарском занятии.

Обучающий электронный курс снабжен глоссарием наиболее значимых понятий, имен ученых, оставивших свой след в истории языкознания, специальных терминов, встречающихся в процессе обучения курса «Общее языкознание и история лингвистических учений».

Учебное пособие рекомендовано также студентам бакалавриата и специалитета, обучающимся по лингвистическим специальностям, аспирантам, обучающимся по специальности «Теория языка».


Об авторе
top
photoКостюшкина Галина Максимовна
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков и философии Иркутского научного центра СО РАН. Имеет более 300 научных публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, среди которых монографии «Концептуальная систематика аргументации» (2016; 2017), «Концептуальная систематика речевой коммуникации» (2014), «Концептуализация и категоризация в языке» (2006), «Дискурсивный механизм языковых единиц» (2006) и др. Круг научных интересов — концептуальная систематика речи и речевой деятельности, теория коммуникации, когнитивная семантика и прагматика, история лингвистической науки.