Переход от доклассового общества к классовому в Египте представляет собой сложную проблему, которая может быть решена лишь усилиями многих исследователей. Данная работа посвящена в основном выяснению вопроса о развитии производительных сил в Египте с конца V и до начала III тысячелетия до н. э. Изучение этого периода истории Египта имеет существенное значение для разработки вопроса о способе перехода общества от доклассового к классовому, потому что в Египте этот процесс протекал в очень своеобразных условиях. Нередко знакомство с общей историей древнего Египта начинают с изложения событий династического, или фараоновского периода, т.е. с III тысячелетия до н. э., и доводят изложение примерно до персидского завоевания в 525 г. до н. э. или несколько позже. Курсу истории древнего Египта часто предшествует толькэ беглый обзор событий за период более чем в тысячу лет, который соответствует в Египте додинастическому времени. Одной из причин такого слишком беглого изложения истории додинастического периода (примерно конец V–IV тысячелетие до н. э.) является отсутствие письменных источников. Около 3000 г. до н. э. в Египте мы уже застаем государство. Археологический материал, дошедший до нас от этого времени, подтверждает резкое имущественное неравенство в обществе, т.е. наличие классов в Египте. Имеется и государственный аппарат, осуществляющий насилие одного класса над другим. К этому времени в Египте уже была письменность – один из признаков наличия государства. В данной работе мы постараемся рассмотреть, какие были у жителей додинастического Египта накануне возникновения в нем классового общества и государства средства производства, производственные навыки и опыт, потому что именно они характеризуют уровень развития производительных сил. Среди исследователей ранней истории Египта можно встретить сторонников того мнения, что между религией, искусством и другими сторонами жизни додинастического и династического времени в Египте много общего. При внимательном же изучении вопроса оказывается, что материальная культура древнего Египта династического времени уходит своими корнями в додинастическую эпоху, когда в Египте не было ни монументальной каменной скульптуры, ни каменных сооружений, а металл как материал для изготовления орудий и кирпич-сырец лишь постепенно входили в употребление. Материальная культура общества зависит от степени развития орудий, т.е. от уровня развития производительных сил. Для понимания различий между материальной культурой додинастического и династического времени необходимо изучить орудия, технику этих периодов. Материальная культура каждой страны на ранних ступенях развития общества имеет свои особенности, в известной степени зависящие от тех природных условий, в которых живет эта страна. Мы знаем, что географические условия не определяют развития человеческого общества на ранних ступенях его развития, но могут замедлить или ускорить его. Египет в те отдаленные времена таил в себе массу возможностей для быстрого развития производительных сил. Климат был более влажный и теплый, чем теперь. Систематическое изучение в течение многих лет Северной Африки привело исследователей к выводу о том, что в неолите климат этого района был влажным. Период так называемых неолитических дождей начался в V и продолжался в первой половине III тысячелетия до н. э. Исчезновение фауны саванн (слона и жирафы) на наскальных рисунках (петроглифах, стр.175–177) Египта в эпоху Старого царства свидетельствует об уменьшении дождей в эту эпоху. Нил, несший на поля живительную влагу и плодородный ил, вместе с благотворным действием солнечных лучей обеспечивали обильный урожай. Мягкая аллювиальная почва Египта давала возможность покрыть долину Нила каналами и дамбами с помощью даже деревянных мотыг и корзин. В долине Нила в те отдаленные времена, как и в прилегающих к ней областях, было довольно много тамариска, акаций, финиковой пальмы и других деревьев. Из них изготовляли орудия, лодки, строили жилища, их использовали при сооружении погребальных ям. Заросли папируса служили не только местом охоты на всевозможную дичь, но давали прекрасное сырье для изготовления стенок жилищ и циновок. Кроме того, побеги молодого папируса шли в пищу. Часть территории, на которой геперь простираются пустыни, тогда была покрыта растительностью, приближавшейся к растительности современной саванны. Камень, так рано применявшийся для изготовления топоров, наверший булав, зернотерок и других предметов, добывался в горах, окаймляющих долину Нила, начиная с Моккатама и кончая Сильсиле и Асваном. Кремень, из которого человек каменного века делал себе орудия производства, залегал в горах, а иногда лежал прямо на поверхности з виде желваков. Наличие богатых месторождений диорита, алебастра, гранита и других горных пород, как и кремня, способствовало тому, что человек с давних времен начал добывать и применять их в качестве материала для изготовления предметов обихода и украшений. Горы Восточной пустыни содержали кварцевые жилы, из которых человек очень давно научился добывать золото. Особенно важным для развития жизни в Нильской долине была сравнительная близость месторождений меди на Синайском полуострове и отчасти в Восточной пустыне. Это способствовало раннему развитию металлургии в Египте. Человек в долине Нила и в прилегающих к ней областях жил уже со времени палеолита. От эпохи неолита в Дельте обнаружено поселение Меримде, в северной части Верхнего Египта – Фаюм и Омари. В южной части Верхнего Египта неолитическую культуру представляет поселение Таса и, как мы считаем, нижние слои поселения Бадари. Мы не считаем правильным относить культуру нижних слоев Бадари к медно-каменному веку, к энеолиту. При ближайшем рассмотрении материальной культуры нижних слоев Бадари обнаруживаются черты сходства с материальной культурой неолитического поселения Таса, расположенного к северу от Бадари. Таковы каменные шлифованные топоры, найденные в обоих поселениях, и некоторые керамические формы. Наряду с этим в Бадари обнаружена (керамика, имеющая сходство с керамикой последующего, первого додинастического периода. Основным же моментом, на который мы должны обратить внимание при решении вопроса о месте бадариской культуры в общем процессе развития неолитической и энеолитической культуры в Египте, являются находки медных предметов в Бадари, которые были самыми ранними египетскими медными изделиями. Поскольку в науке считается установленным, что еще в неолите человек пользовался самородными металлами для изготовления украшений, можно допустить, что и бусы из Бадари сделаны из самородной меди. Мы допускаем, что население Бадари свершало первые шаги в выплавке меди из медной руды и, следовательно, вступало в. новую эпоху – эпоху энеолита. В исследованиях по ранней истории Египта можно встретить большую пестроту в терминологии при периодизации отдельных этапов египетской истории. Мы не берем на себя смелость говорить о целесообразности выделения периода энеолита в истории других стран. Что касается Египта, то в нем государство возникает в отличие от многих стран в период господства там медных орудий с большими пережитками каменного века. При этом необходимо иметь в виду одну особенность – огромную роль Нила в развитии производительных сил общества. Развитие же техники изготовления медных орудий, которым в истории древнейшего Египта суждено было сыграть решающую роль, происходило как раз в эпоху энеолита – во время, предшествующее возникновению классового общества и государства в Египте. Поэтому необходимо выделить додинастическое время (эпоху энеолита) как самостоятельный период истории Египта. Что касается предметов из меди, найденных в бадарийских слоях, то они представляют собой бусины и фрагменты предметов, напоминающих стержни. Предназначение последних до сих пор не установлено. Более осторожно (впредь до новых находок, которые прольют свет на этот вопрос) будет определить бадарискую культуру как культуру неолита, в которой обнаруживаются черты перехода к медно-каменному веку (энеолиту). Бадариская культура прослеживается во многих местах южной части Верхнего Египта и в районах, расположенных к югу от первых порогов8. Неолит в долине Нила продолжался, по-видимому, сравнительно недолго. По мнению исследователей, неолит в Египте датируется VI и V тысячелетиями до н. э., а с конца V тысячелетия до н. э. начинается переход к энеолиту. Кинк Хильда Августовна Египтолог, историк древнего Ближнего Востока. Кандидат исторических наук. Родилась в Ревеле (ныне Таллин), в рабочей семье. В 1926 г. переехала с родителями в Ленинград, где в 1937 г. закончила школу и в 1941 г. — исторический факультет Ленинградского государственного университета. В 1956 г. поступила в аспирантуру Ленинградского отделения Института истории АН СССР по специальности «египтология» и под руководством Ю. Я. Перепелкина начала работать над диссертацией «Эпоха перехода от доклассового общества к классовому в древнем Египте». В эти годы Х. А. Кинк не только совершенствовала знание древнеегипетского языка, но и, работая в археологической экспедиции под руководством Б. Б. Пиотровского, проявила интерес к изучению материальной культуры, что в дальнейшем стало составляющей частью ее исследований. В мае 1959 г. Х. А. Кинк была переведена в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, которую успешно окончила в декабре 1959 г. С начала 1960 г. и до ухода в 1976 г. на пенсию была сотрудником этого института. В 1963 г. защитила кандидатскую диссертацию и на ее основе опубликовала первую книгу «Египет до фараонов» (переизд. в URSS).
В сферу научных интересов Х. А. Кинк входили история и археология доклассовых и раннеклассовых обществ Египта и Передней Азии. Х. А. Кинк являлась крупным специалистом в области материальной культуры древнейшего Египта и сопредельных стран. В число ее работ входили: «Как строились египетские пирамиды», «Восточное Средиземноморье в древнейшую эпоху», «Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран», «Древнеегипетский храм». Все эти работы неоднократно выходили в издательстве URSS. |