В современной философии науки доминируют исследования эпистемологического, исторического и социокультурного характера. Онтологический аспект, несмотря на его во многом определяющую роль, находится в стороне от всеобщего интереса и пока явным образом не выражен парадигмально. В то же время фундаментальная наука всегда решала прежде всего онтологические проблемы. Например, в физике каждая фундаментальная теория имела свою ярко выраженную качественно специфическую онтологию: частицы и тела, движущиеся в пустом пространстве (классическая механика Галилея—Ньютона); электромагнитное поле как качественно новая субстанция реальности (электродинамика Максвелла); 4-мерное пространство-время специальной теории относительности (СТО) вместе с трансформациями быстро движущихся объектов и времени; искривленное пространство-время общей теории относительности (ОТО); чрезвычайно специфические, неклассические онтологии квантового мира, уже сама множественность которых представляет собой серьезную проблему, судя по всему, не только эпистемологического характера. В обзоре речь пойдет в основном о квантовых онтологиях. Конечно же, следует отметить, что работы, посвященные осмыслению специфичности бытия квантовой реальности, никогда не иссякали на всем протяжении истории квантовой физики. Однако онтологический подход так и не смог стать парадигмальным в философии науки и физики; он не смог набрать той же масштабности, как, например, структурный анализ научного знания позитивизма, эволюционная эпистемология постпозитивизма и т. д. И это несмотря на то, что в современной философии появились трансцендентальная онтология Э. Гуссерля, критическая онтология Н. Гартмана, хайдеггеровская фундаментальная онтология. В то же время современная квантовая физика уже предоставила богатейшую палитру возможных форм бытия, и вопрос о том, как описанные онтологии соотносятся с философией науки и, в частности, с философией современной физики, требует отдельного обсуждения. В обзоре затрагиваются далеко не все подходы, оригинальным образом трактующие онтологию микромира. Так, только косвенно рассматриваются эвереттовские (многомировые) онтологии, реляционные квантово-ме¬ха¬ни¬че¬ские онтологии [60], холистические онтологии [19]. Быть может, одним из наиболее неожиданных и интересных направлений, выражающих претензию этих подходов, являются попытки полностью «замкнуть» всеобщее бытие, создав теорию квантового сознания. Именно поэтому в обзоре рассматривается ряд работ, посвященных этому направлению исследований. Онтология — сложное понятие, осознать которое пытались на протяжении столетий, а по сути дела — на всем протяжении истории философии. Под онтологией (греч. on, ontos — сущее, logos — учение) понимается учение о бытии. В классической философии есть учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, методологией, логикой, этикой и др.) базовым компонентом разных философских систем. В современной философии под онтологией понимаются различные интерпретации способов бытия. Термин «онтология» был введен в XVII в. в качестве эквивалента понятию «метафизика». В истории философии онтология, как правило, содержательно совпадает с метафизикой. В эволюции классической онтологии могут быть выделены два направления. С одной стороны, онтология, понимаемая как метафизика, раскрывалась в рамках трансцендентального: это и стоящее за внешними проявлениями мира внечувственное бытие элеатов; и платоновская концепция эйдосов (мир идей) как идеальных сущностей; и трактовка бытия как стадии развития гегелевской абсолютной идеи; и др. Понятие онтологии, сохраняя свое значение как учения о бытии, все более становится многозначным с точки зрения конкретного наполнения его объема. С другой стороны, много внимания уделялось связи бытия с сознанием и языком. С этим аспектом связано, например, понятие «онтологической относительности» У. Куайна.
![]() Кандидат философских наук, доцент. Работал в Институте философии РАН, Институте информации по общественным наукам РАН и Московском физико-техническом институте (государственный университет). В настоящее время преподает в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Основная область интересов: философия науки, онтология и философия физики. Автор более тридцати статей и трех книг.
|