Введение |
Глава 1. | Разминка |
| 1.1. | Ей было 1100 лет |
| 1.2. | Загадочная автобиография |
| 1.3. | Может ли такое быть? |
| 1.4. | Численность класса |
| 1.5. | Мартышка и бананы |
| 1.6. | Мартышка и перчатки |
| 1.7. | Необычный класс |
| 1.8. | Возможно ли это? |
| 1.9. | Подсчет пальцев |
| 1.10. | Надпись на доске |
| 1.11. | Игрушки |
| 1.12. | Куклы |
| 1.13. | Большая скорость |
| 1.14. | Яблоки |
| 1.15. | Конфеты |
| 1.16. | Странные записи |
| 1.17. | Равенства |
| 1.18. | Существует ли система счисления? |
| 1.19. | Размеры футбольного поля |
| 1.20. | Площадь комнаты |
| 1.21. | Площадь квадрата |
| 1.22. | Четыре задачи на перестановку цифр |
| 1.23. | Вывеска с номером дома |
| 1.24. | Непредвиденное затруднение |
| 1.25. | Алиса и системы счисления |
| 1.26. | Таблица из девяти чисел |
| 1.27. | Таблица из 16 чисел |
| 1.28. | В какой системе счисления записано число? |
| 1.29. | Есть ли такая цифра? |
| 1.30. | Переместить одну цифру |
| Задачи про степени двойки |
| Ответы к главе 1 |
Глава 2. | Задачи посложнее |
| 2.1. | Система счисления в… колесе |
| 2.2. | Равенство |
| 2.3. | Неравенство |
| 2.4. | Еще одно равенство |
| 2.5. | Возможно ли неравенство? |
| 2.6. | Уравнение |
| 2.7. | Двоичное число |
| 2.8. | О полных квадратах |
| 2.9. | О полных кубах |
| 2.10. | Повар и пицца |
| 2.11. | Градуировка весов |
| 2.12. | Семь кошельков |
| 2.13. | Банкир и конверты |
| 2.14. | Серебряная цепочка |
| 2.15. | Количество цифр в двоичной записи |
| 2.16. | Кощей Бессмертный и Иван Царевич |
| 2.17. | Пропущенное число |
| 2.18. | Бедный торговец (старинная задача) |
| 2.19. | Может ли быть такое? |
| 2.20. | А такое? |
| 2.21. | Три вопроса |
| 2.22. | Еще раз об Алисе |
| 2.23. | Последняя цифра |
| 2.24. | Количество нулей и количество единиц |
| 2.25. | Импульсы с планеты t-Кита |
| 2.26. | Об экономичности… систем счисления |
| 2.27. | Задача Иосифа Флавия -- частный случай |
| 2.28. | Как узнать номера квартир |
| 2.29. | Друзья обмениваются новостями |
| 2.30. | Необычный футбольный матч |
| 2.31. | Подсчет числа единичных битов |
| Задачи про степени двойки |
| Ответы к главе 2 |
Глава 3. | Фальшивые монеты и отравленное вино |
| 3.1. | Пять мешков с монетами |
| 3.2. | 64 монеты |
| 3.3. | Восемь монет |
| 3.4. | Девять монет |
| 3.5. | Яд в четырех бочках с вином |
| 3.6. | Яд в девяти бочках с вином |
Глава 4. | Методика решения типовых задач из ЕГЭ по информатике |
| 4.1. | Определение количества единиц или нулей в записи р-ичного числа |
| 4.2. | Задания на использование чисел, представленных в разных системах |
| 4.3. | Нахождение основания системы счисления |
| 4.4. | Разные задания |
Глава 5. | Делимость и прогрессии |
| 5.1. | О признаках делимости |
| 5.2. | Прогрессии |
| Ответы к главе 5 |
Глава 6. | Логические и сдвиговые операции |
| Ответы к главе 6 |
Глава 7. | Об уравновешенной троичной системе счисления |
| Ответы к главе 7 |
Глава 8. | Система счисления с… отрицательным основанием |
| Ответы к главе 8 |
Глава 9. | Двоично-десятичное кодирование |
Глава 10. | Биты, исправляющие ошибки |
| 10.1. | Как найти ошибку? |
| 10.2. | Код Хемминга |
| Ответы к главе 10 |
Глава 11. | Фокусы |
| 11.1. | Отгадывание числа |
| 11.2. | Волшебная таблица |
| 11.3. | Семь табличек |
| 11.4. | Волшебная карточка |
| 11.5. | Еще фокусы с карточками |
| 11.6. | Фокус с октаэдром |
| 11.7. | Фокус с цветными цифрами |
| 11.8. | Фокус "15 названий" |
| 11.9. | Карточный фокус "Последняя карта" |
| 11.10. | Фокус Жергонна |
| Ответы к главе 11 |
Глава 12. | Старинные китайские символы |
| Ответы к главе 12 |
Глава 13. | Учебное домино и другие задания |
| 13.1. | Задания на использование двоичной системы счисления |
| 13.2. | Задания на использование других систем счисления |
| Ответы к главе 13 |
Глава 14. | . Числовые ребусы и кросснамбер |
| 14.1. | Ребусы со звездочками |
| 14.2. | Числовые ребусы в троичной системе |
| 14.3. | Ребусы в четверичной системе счисления |
| 14.4. | Ребусы в пятеричной системе счисления |
| 14.5. | Числовые ребусы в шестеричной системе счисления |
| 14.6. | Еще один ребус в шестеричной системе |
| 14.7. | Чему равен РАДИУС? |
| 14.8. | Числовые ребусы в двенадцатеричной системе счисления |
| 14.9. | Числовой ребус в системе счисления с неизвестным основанием |
| 14.10. | Числовой ребус с неизвестным числом |
| 14.11. | Числовой ребус с неизвестным числом и неизвестной системой счисления |
| 14.12. | Кросснамбер "Двоичная система счисления" |
| Ответы к главе 14 |
Глава 15. | . Игра "ним" |
| Ответы к главе 15 |
Глава 16. | . Двоичная система и "Ханойские башни" |
Глава 17. | Системы счисления и электронные таблицы |
| 17.1. | разминка, или задания, выполняемые без использования формул |
| 17.2. | степени целых чисел |
| 17.3. | перевод целых чисел из p-ичной системы счисления в десятичную и обратно |
| 17.4. | взаимосвязь между системами счисления с основаниями q = pm |
| 17.5. | представление целых чисел |
| 17.6. | Логические и сдвиговые операции |
| 17.7. | Сложение целых чисел |
| 17.8. | Разные задания |
Глава 18. | Вопросы для конкурсов "Что? Где? Когда?" и "Брейн-ринг" по информатике |
| Ответы к главе 18 |
Ответы на дополнительные задания |
Литература |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Приложение 1. Методики перевода целых чисел из одной системы счисления в другую
Приложение 2. О переводе из одной системы счисления в другую дробей
Приложение 3. Программы решения ряда задач, приведенных в главе 2
Приложение 4. Программы для перевода целых чисел из одной системы счисления в другую
Приложение 5. Программы для перевода из одной системы счисления в другую дробей
Приложение 6. Программы для моделирования арифметических действий в процессоре
Приложение 7. Программы, моделирующие фокусы, описанные в главе 11
Приложение 8. Оформление листов электронных таблиц для демонстрации фокусов
Приложение 9. Первый урок в школе разведчиков
Приложение 10. Быстрое возведение в целую степень
Приложение 11. Программы, моделирующие игру "ним"
Приложение 12. Программы, моделирующие решение головоломки "Ханойские башни"
Златопольский Дмитрий Михайлович
Кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета. Окончил Московский автомобильно-дорожный институт и аспирантуру в Центральном научно-исследовательском и проектно-экспериментальном институте организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП). Область научных интересов: развитие алгоритмического стиля мышления школьников. Организатор и директор единственного в России специализированного Музея истории вычислительной техники. Автор книг «Задачи по программированию. 7–11 классы: Книга для учителя», «1700 заданий по Microsoft Excel», «Интеллектуальные игры в информатике», «Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы», «Занимательная информатика», «Сборник задач по программированию», «ЕГЭ по информатике. Решения задач по программированию», а также 7 брошюр и более 250 статей в профильных изданиях по информатике.