XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза принял развернутую программу дальнейшего совершенствования управления в нашей стране. Эта программа заключает в себе совершенствование планирования, методов хозяйствования и экономического стимулирования, организационной структуры управления, развитие эффективных форм привлечения трудящихся к управлению, расширение и углубление социалистической демократии. Успех в реализации этой программы, равно как и эффективность социалистического управления в целом, в конечном счете зависит от человека, от людей. Именно от того, как подготовлены люди, насколько правильно они расставлены в различных звеньях социального организма, насколько они прониклись чувством ответственности, насколько рационально их взаимодействие, в решающей степени зависит успех такого важного и сложного дела, как социалистическое управление. Месту и роли человека в управлении обществом и посвящена предлагаемая книга. На важность проблематики человека в управлении указывают многие исследователи. «Исключительное значение для анализа управления при социализме имеет проблема места и роли главного субъекта управления: личности, члена общества, каждого человека» ,— пишет, к примеру, Г. X. Попов. Исследованию решающей роли человека в управлении, прямой зависимости эффективности управления от качества управленческого труда, действий человека-управленца посвятил ряд своих работ чехословацкий исследователь Й. Кхол. Управленческие решения и действия, утверждает Й. Кхол, являются одной из проблем наук о человеке и его деятельности, в то время как разработка теории управленческой деятельности человека, субъекта является относительно самостоятельной проблемой теории управления. Й. Кхол отмечает, что имеется три измерения социального управления, если подходить к нему с точки зрения человека, человеческой деятельности. Первое. Изучение человека как субъекта управления — управляющих работников и коллективов, участвующих в управлении. Содержанием этого измерения управления является чаще всего проблематика процессов познания, выработки и принятия решений, личности руководителя, стиля управления, коллективности в управлении, а также вопросы ответственности, авторитета, престижа и правомочий руководителя и др. Второе. Изучение объектов управления, в роли которых в социальном управлении выступают опять-таки люди, коллективы. Третье. Изучение отношений между субъектом и объектом управления, которые реализуются прежде всего в контактах между руководителями и руководимыми, в руководстве людьми. Разработка проблемы человека в управлении нам представляется тем более важной, что в связи со всевозрастающим использованием в управлении современной техники, особенно электронно-вычислительной, на Западе можно услышать утверждения, что автоматы вытесняют, а в перспективе начисто вытеснят человека из сферы управления. Мало того, человек вообще будет задавлен, разрушен все более могущественными техническими средствами. О все более возрастающем биологическом й нравственном вырождении человека пишет, к примеру, западногерманский публицист Т. Лобзак. Мы в порочном круге, утверждает Т. Лобзак, поскольку, чем больше получаем знаний, чем больше производим техники, тем сильнее зависим от них, и наш мир становится все более технизированным, скучным, рациональным. Нарисовав мрачную картину жизни современного человека и человечества, Т. Лобзак приходит к крайне пессимистическому выводу. «Опыт природы по созданию существа с головным мозгом — человека как перспективного земного жителя оказался неудачным. Человек, отданный на откуп мозгу, вновь исчезнет с Земли, а вместе с ним и орган, которому человек обязан не только своим подъемом, но и своим падением» 2. Число подобных пророчеств можно было бы умножить. Их несостоятельность очевидна; особенно в свете богатого опыта социалистического управления, который убедительно показал, что человек был, есть и навсегда останется центральным компонентом социальной системы, главным объектом и субъектом управления. Управление всегда было, есть и будет разновидностью человеческой деятельности, а деятельность эта направлена прежде всего опять-таки на человека, человеческие коллективы. Автор, разумеется, не претендует на исчерпывающее исследование этой большой и важной темы. Одна из важных целей, которую он ставит перед собой,— привлечь внимание, пригласить специалистов к ее всестороннему исследованию. С чувством глубокой благодарности автор обращается к тем исследователям, работы которых использованы в этой книге, ко всем, кто добрым советом, пожеланиями и замечаниями способствовал ее выходу в свет. 1977г. ![]() Выдающийся советский философ, академик АН СССР (РАН). С 1976 по 1989 гг. — главный редактор газеты «Правда», председатель Союза журналистов СССР. Автор около 500 печатных работ, среди которых 21 монография. В его трудах заложены основы четырех направлений в развитии общественной мысли: проблемы целостности мира; теории и практики управления обществом (программно-целевого планирования, организационной теории, теории операций); информатики; системного подхода в изучении общественных явлений. Работы В. Г. Афанасьева переведены на 60 языков мира; его монографии по проблемам управления переживают сегодня вторую волну популярности в Китае и других странах. Учебник «Основы философских знаний» в 1983 г. удостоен Государственной премии СССР. В последние годы жизни В. Г. Афанасьев занимался науковедением, и прежде всего проблемой управления наукой, политикой в сфере науки.
|