Обложка Рыбин В.В. Фонетика японского языка
Id: 282477
999 руб.

Фонетика японского языка. Изд. 2

URSS. 2022. 320 с. ISBN 978-5-9710-9812-6.
Типографская бумага

Аннотация

Настоящая работа посвящена ряду ключевых проблем японской фонетики: главное внимание в ней уделено обзору и анализу исследований, касающихся становления «звуковой оболочки» современного японского языка, подробному описанию его сегментного состава, акцентуации и интонации. Предлагаемая вниманию читателей книга выполнена на базе теоретических работ, методических и учебных материалов, экспериментально-фонетических данных, полученных в самостоятельных... (Подробнее)


Оглавление
Оглавление3
Список сокращений8
От автора9
Введение12
1. Общая характеристика работы12
2. Из истории изучения фонетики японского языка в России19
Глава 1. Основные этапы становления звукового строя современного японского языка33
1. Корни японского языка. Фонетика протояпонского (праяпонского) языка33
2. Фонетика и фонология древнеяпонского языка40
2.1. Согласные древнеяпонского языка41
2.2. Гласные древнеяпонского языка43
2.3. Структура слогов и их инвентарь45
2.4. Акцентуация в древнеяпонском языке47
3. Фонетические особенности классического японского языка48
3.1. Система гласных в классическом японском языке48
3.2. Согласные в классическом японском языке52
3.3. Акцентуация в классическом японском языке53
4. Некоторые фонетические особенности и изменения в японском языке эпохи Муромати55
5. О фонологии новояпонского языка эпохи Эдо57
6. К становлению стандартного японского языка и о некоторых фонетических изменениях в японском языке в эпоху Мэйдзи и в последующие эпохи60
6.1. Основные вехи формирования стандартного японского языка61
6.2. Проникновение новых лексических заимствований из иностранных языков64
6.3. Краткие сведения о фонетике современного японского языка65
Глава 2. Сегментный состав японской фонологии67
1. Вопросы сегментации устного текста всовременном японском языке67
2. Роль моры в японских палиндромах и языковой игре70
2.1. Ритмические единицы, используемые в японской поэзии74
2.2. Темпоральные параметры моры в современном японском языке76
2.3. Мора при заикании и в оговорках японцев81
2.4. Классы мор и их инвентарь в современном японском языке86
3. Слог в японском языке91
3.1. Вопрос о слоге в современной лингвистике91
3.2. Соотношение «слог — мора» в современном японском языке95
4. Определение фонемного состава современного японского языка103
4.1. Гласные фонемы в современном японском языке103
4.1.1. Артикуляция гласных105
4.1.2. Акустические характеристики гласных звуков107
4.1.3. К интерпретации «долгих гласных» в современном японском языке112
4.1.4. Есть ли дифтонги в современном японском языке?118
4.1.5. Редукция гласных124
4.1.6. Назализация гласных или назальные гласные129
5. Согласные в современном японском языке130
5.1. Палатализация согласных в современном японском языке132
5.2. Глухие и звонкие согласные. Аффрикатизация согласных136
5.3. Назальные согласные. Назализация [g]138
5.4. Другие согласные и полугласные современного японского языка141
5.5. Что такое геминация согласных в современном японском языке?143
5.6. Классификация японских согласных, их сочетаемость с гласными и другими согласными144
Глава 3. Музыкальное ударение в современном японском языке: особенности его функционирования152
1. Общие замечания о японском акценте152
2. Закономерности японской акцентуации161
3. «Правило N + 1» и акцентуация одно- и двуморных слов164
4. Акустические параметры ударения трехморных слов171
5. Релевантность компонентов акцентного контура при восприятии словесного ударения в японском языке (трехморные слова с модифицированными акцентными контурами)177
6. Акцентуация четырехморных (четырехсложных) и четырехморных (трехсложных) слов182
7. Влияние сегментного состава фонетических слов на их акцентуацию185
7.1. Редукция гласных и ударение185
7.2. Структура слога и ударение186
8. Участие ударения в словоизменении, словообразовании и в создании сложных слов186
8.1. Ударение в словоизменении187
8.2. Ударение в словообразовании189
8.3. Префиксация и ударение192
8.4. Образование сложных слов (словосложение) и ударение193
8.5. Ударение редуплицированных слов194
8.6. Ударение в сложных глаголах195
8.7. Некоторые вопросы супраморфонологии198
8.7.1. Акцентно-ритмическая структура японских имен существительных и глаголов200
8.7.2. Морфема и ударение203
8.7.3. Слоговая структура морфем и ударение208
Глава 4. Опыт комплексного изучения интонации японского языка215
1. Обзор основных концепций интонации (просодии)215
2. Специфика интонации в японском языке232
3. Мелодика высказываний различных коммуникативных типов236
3.1. Мелодика повествовательных высказываний236
3.1.1. Мелодика нейтральных повествовательных высказываний236
3.1.2. Мелодика повествовательных высказываний с акцентно выделенными словами241
3.2. Мелодика вопросительных высказываний247
3.2.1. Общие замечания о вопросительном предложении в японском языке247
3.2.2. Мелодика повествовательных высказываний (результаты экспериментального исследования)250
3.3. Мелодика вопросно-ответного единства с инициальным частным вопросом256
3.4. Мелодика побудительных высказываний259
4. Пауза и ее функциональная нагрузка в японском языке262
4.1. Пауза как компонент интонации262
4.2. Пауза и пунктуация265
4.2.1. Общие замечания о пунктуации265
4.2.2. Пауза и пунктуация и в японском языке270
4.2.3. Экспериментальное исследование соотношения паузы и знаков препинания в японском языке273
5. Темп как компонент интонации и его связь с мелодикой276
6. Есть ли фразовое ударение в японском языке?281
7. Ритм и интонация в современном японском языке285
Заключение296
Список использованной литературы301

От автора
Изучению звукового строя японского языка в отечественном японоведении долгие годы не уделялось, как нам представляется, должного внимания. При этом нельзя сказать, что вопросы японской фонетики игнорировались или совершенно обходились стороной. Пальма первенства в этой сфере по праву принадлежит Е. Д. Поливанову (1891–1938), ставшему пионером в области фонетических штудий японского языка, который применял не только полевой метод наблюдения (слушания), но и экспериментально-фонетические методы, доступные в начале XX в.

Свою лепту в научное описание звуковой системы японского языка внесли известные японоведы-лингвисты: Н. А. Невский, Н. А. Сыромятников, Н. И. Фельдман, И. Ф. Вардуль, В. М. Алпатов, С. А. Старостин, Т. М. Гуревич и др. Во введении дается краткий обзор фонетических работ только российских японоведов-лингвистов в хронологическом порядке, исследования иностранных авторов и японских фонетистов будут упоминаться в соответствующих разделах.

Эта книга посвящена некоторым ключевым аспектам звучащей по-японски речи. В монографии предпринята попытка дать описание не только сегментного состава (слог, мора, фонема), но и явлений супрасегментного порядка (в частности, связанных с наличием мелодического ударения), а также ряда специфических факторов, сопряженных с интонацией в современном японском языке (СЯЯ).

При написании данной работы автор видел одну из своих главных задач не только в том, чтобы представить читателю сведения, полученные им из научных и методических сочинений, учебников и учебных пособий, но и в том, чтобы продемонстрировать (в том числе на основе собственных экспериментов или экспериментов, проведенных его учениками), сколь сложными предстают проблемы моделирования звукового строя современного японского языка, об относительной бедности и простоте которого часто пишут неспециалисты.

Интерес к исследованию звучащей речи в условиях современного технического прогресса и IT объединяет специалистов самых разных отраслей знаний и сфер деятельности (фонетистов, электронщиков, акустиков, психологов и др.). Автору не раз приходилось быть участником различных проводившихся в Японии конференций и семинаров, в рамках которых работали вместе представители многих профессий. Одним словом, знание законов и закономерностей «звуковой оболочки» японской речи в настоящее время важны и «физикам», и «лирикам».

Предлагаемая вниманию читателя книга может быть полезной преподавателям японского языка, а также студентам, углубленно изучающим японский язык. «Фонетика японского языка» может быть использована при чтении курсов «Теоретическая грамматика японского языка» и «Фонологическая система японского языка», а также в теоретическом курсе «Общая фонетика». Данная работа может служить базой при подготовке отсутствующих в настоящий момент учебных пособий на русском языке как по фонологической системе, так и по практической фонетике японского языка. Работа может привлечь внимание специалистов в области фонетики различных языков.

Книга состоит из списка сокращений, введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении дается ретроспективный обзор работ отечественных японоведов по фонетике японского языка.

В первой главе «Основные этапы становления звукового строя современного японского языка» дается характеристика особенностей фонетики японского языка на важнейших этапах его формирования.

Во второй главе «Сегментный состав японской фонологии» изложены основные принципы вычленения мор, слогов и фонем в СЯЯ.

Предметом изучения в третьей главе «Музыкальное ударение в современном японском языке: особенности его функционирования» является описание закономерностей японской акцентуации и выявление функциональной значимости акцентного контура и его элементов, имеющего мелодический (регистрово-конфигурационный) характер. Дается описание слов, являющихся базисом ударения, а также морфем, мор и слогов разного состава как базиса компонентов ударения, взаимодействующих с последним.

Глава четвертая «Опыт комплексного изучения интонации японского языка» посвящена описанию компонентов интонационных контуров синтагм, предложений и выявлению закономерностей соотношения словесного акцента, т. е. просодической структуры соответствующих сегментов, с интонацией. Рассмотрены коммуникативные типы высказываний и специфика их интонационных характеристик, соотношение пауз и пунктуации в японском языке на основе экспериментального исследования, что в российском японоведении делается впервые.

В заключении представлены выводы, сделанные на основе проведенного исследования.

Я искренне благодарен моему учителю-наставнику — выдающемуся ученому В. Б. Касевичу, чьи замечания были учтены при доработке рукописи и позволили усовершенствовать ее содержание.

Не могу не выразить благодарность тем, кто на разных этапах давал мне нужные советы, высказывал критику и помогал мне в этом многотрудном процессе. Это, конечно же, мои рецензенты — И. М. Стеблин-Каменский, А. А. Бурыкин и Л. Ю. Хронопуло.

Неоценимую помощь в подготовке этой книги оказали замечательные лингвисты-фонетисты Н. Д. Светозарова и Л. А. Пиотровская.


Об авторе
Рыбин Виктор Викторович
Японовед, лингвист и переводчик. Доктор филологических наук, профессор. В 1975 г. с отличием окончил кафедру японской филологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ). С 1977 г. работал на кафедре японской филологии; с 2002 г. — заведующий кафедрой. С 2008 г. — профессор и заведующий кафедрой японоведения Восточного факультета СПбГУ. Многие годы работал членом правления Общества российско-японской дружбы; с 2002 г. — его председатель. В. В. Рыбин — автор более 80 публикаций на русском, английском и японском языках. Основная область научных исследований — фонетика и фонология японского языка. Его книга «Фонетика японского языка» (2012) используется в качестве учебного пособия как в России, так и за рубежом.