Оглавление | 3
|
Список сокращений | 8
|
От автора | 9
|
Введение | 12
|
1. Общая характеристика работы | 12
|
2. Из истории изучения фонетики японского языка в России | 19
|
Глава 1. Основные этапы становления звукового строя современного японского языка | 33
|
1. Корни японского языка. Фонетика протояпонского (праяпонского) языка | 33
|
2. Фонетика и фонология древнеяпонского языка | 40
|
2.1. Согласные древнеяпонского языка | 41
|
2.2. Гласные древнеяпонского языка | 43
|
2.3. Структура слогов и их инвентарь | 45
|
2.4. Акцентуация в древнеяпонском языке | 47
|
3. Фонетические особенности классического японского языка | 48
|
3.1. Система гласных в классическом японском языке | 48
|
3.2. Согласные в классическом японском языке | 52
|
3.3. Акцентуация в классическом японском языке | 53
|
4. Некоторые фонетические особенности и изменения в японском языке эпохи Муромати | 55
|
5. О фонологии новояпонского языка эпохи Эдо | 57
|
6. К становлению стандартного японского языка и о некоторых фонетических изменениях в японском языке в эпоху Мэйдзи и в последующие эпохи | 60
|
6.1. Основные вехи формирования стандартного японского языка | 61
|
6.2. Проникновение новых лексических заимствований из иностранных языков | 64
|
6.3. Краткие сведения о фонетике современного японского языка | 65
|
Глава 2. Сегментный состав японской фонологии | 67
|
1. Вопросы сегментации устного текста всовременном японском языке | 67
|
2. Роль моры в японских палиндромах и языковой игре | 70
|
2.1. Ритмические единицы, используемые в японской поэзии | 74
|
2.2. Темпоральные параметры моры в современном японском языке | 76
|
2.3. Мора при заикании и в оговорках японцев | 81
|
2.4. Классы мор и их инвентарь в современном японском языке | 86
|
3. Слог в японском языке | 91
|
3.1. Вопрос о слоге в современной лингвистике | 91
|
3.2. Соотношение «слог — мора» в современном японском языке | 95
|
4. Определение фонемного состава современного японского языка | 103
|
4.1. Гласные фонемы в современном японском языке | 103
|
4.1.1. Артикуляция гласных | 105
|
4.1.2. Акустические характеристики гласных звуков | 107
|
4.1.3. К интерпретации «долгих гласных» в современном японском языке | 112
|
4.1.4. Есть ли дифтонги в современном японском языке? | 118
|
4.1.5. Редукция гласных | 124
|
4.1.6. Назализация гласных или назальные гласные | 129
|
5. Согласные в современном японском языке | 130
|
5.1. Палатализация согласных в современном японском языке | 132
|
5.2. Глухие и звонкие согласные. Аффрикатизация согласных | 136
|
5.3. Назальные согласные. Назализация [g] | 138
|
5.4. Другие согласные и полугласные современного японского языка | 141
|
5.5. Что такое геминация согласных в современном японском языке? | 143
|
5.6. Классификация японских согласных, их сочетаемость с гласными и другими согласными | 144
|
Глава 3. Музыкальное ударение в современном японском языке: особенности его функционирования | 152
|
1. Общие замечания о японском акценте | 152
|
2. Закономерности японской акцентуации | 161
|
3. «Правило N + 1» и акцентуация одно- и двуморных слов | 164
|
4. Акустические параметры ударения трехморных слов | 171
|
5. Релевантность компонентов акцентного контура при восприятии словесного ударения в японском языке (трехморные слова с модифицированными акцентными контурами) | 177
|
6. Акцентуация четырехморных (четырехсложных) и четырехморных (трехсложных) слов | 182
|
7. Влияние сегментного состава фонетических слов на их акцентуацию | 185
|
7.1. Редукция гласных и ударение | 185
|
7.2. Структура слога и ударение | 186
|
8. Участие ударения в словоизменении, словообразовании и в создании сложных слов | 186
|
8.1. Ударение в словоизменении | 187
|
8.2. Ударение в словообразовании | 189
|
8.3. Префиксация и ударение | 192
|
8.4. Образование сложных слов (словосложение) и ударение | 193
|
8.5. Ударение редуплицированных слов | 194
|
8.6. Ударение в сложных глаголах | 195
|
8.7. Некоторые вопросы супраморфонологии | 198
|
8.7.1. Акцентно-ритмическая структура японских имен существительных и глаголов | 200
|
8.7.2. Морфема и ударение | 203
|
8.7.3. Слоговая структура морфем и ударение | 208
|
Глава 4. Опыт комплексного изучения интонации японского языка | 215
|
1. Обзор основных концепций интонации (просодии) | 215
|
2. Специфика интонации в японском языке | 232
|
3. Мелодика высказываний различных коммуникативных типов | 236
|
3.1. Мелодика повествовательных высказываний | 236
|
3.1.1. Мелодика нейтральных повествовательных высказываний | 236
|
3.1.2. Мелодика повествовательных высказываний с акцентно выделенными словами | 241
|
3.2. Мелодика вопросительных высказываний | 247
|
3.2.1. Общие замечания о вопросительном предложении в японском языке | 247
|
3.2.2. Мелодика повествовательных высказываний (результаты экспериментального исследования) | 250
|
3.3. Мелодика вопросно-ответного единства с инициальным частным вопросом | 256
|
3.4. Мелодика побудительных высказываний | 259
|
4. Пауза и ее функциональная нагрузка в японском языке | 262
|
4.1. Пауза как компонент интонации | 262
|
4.2. Пауза и пунктуация | 265
|
4.2.1. Общие замечания о пунктуации | 265
|
4.2.2. Пауза и пунктуация и в японском языке | 270
|
4.2.3. Экспериментальное исследование соотношения паузы и знаков препинания в японском языке | 273
|
5. Темп как компонент интонации и его связь с мелодикой | 276
|
6. Есть ли фразовое ударение в японском языке? | 281
|
7. Ритм и интонация в современном японском языке | 285
|
Заключение | 296
|
Список использованной литературы | 301
|
Изучению звукового строя японского языка в отечественном японоведении долгие годы не уделялось, как нам представляется, должного внимания. При этом нельзя сказать, что вопросы японской фонетики игнорировались или совершенно обходились стороной. Пальма первенства в этой сфере по праву принадлежит Е. Д. Поливанову (1891–1938), ставшему пионером в области фонетических штудий японского языка, который применял не только полевой метод наблюдения (слушания), но и экспериментально-фонетические методы, доступные в начале XX в.
Свою лепту в научное описание звуковой системы японского языка внесли известные японоведы-лингвисты: Н. А. Невский, Н. А. Сыромятников, Н. И. Фельдман, И. Ф. Вардуль, В. М. Алпатов, С. А. Старостин, Т. М. Гуревич и др. Во введении дается краткий обзор фонетических работ только российских японоведов-лингвистов в хронологическом порядке, исследования иностранных авторов и японских фонетистов будут упоминаться в соответствующих разделах.
Эта книга посвящена некоторым ключевым аспектам звучащей по-японски речи. В монографии предпринята попытка дать описание не только сегментного состава (слог, мора, фонема), но и явлений супрасегментного порядка (в частности, связанных с наличием мелодического ударения), а также ряда специфических факторов, сопряженных с интонацией в современном японском языке (СЯЯ).
При написании данной работы автор видел одну из своих главных задач не только в том, чтобы представить читателю сведения, полученные им из научных и методических сочинений, учебников и учебных пособий, но и в том, чтобы продемонстрировать (в том числе на основе собственных экспериментов или экспериментов, проведенных его учениками), сколь сложными предстают проблемы моделирования звукового строя современного японского языка, об относительной бедности и простоте которого часто пишут неспециалисты.
Интерес к исследованию звучащей речи в условиях современного технического прогресса и IT объединяет специалистов самых разных отраслей знаний и сфер деятельности (фонетистов, электронщиков, акустиков, психологов и др.). Автору не раз приходилось быть участником различных проводившихся в Японии конференций и семинаров, в рамках которых работали вместе представители многих профессий. Одним словом, знание законов и закономерностей «звуковой оболочки» японской речи в настоящее время важны и «физикам», и «лирикам».
Предлагаемая вниманию читателя книга может быть полезной преподавателям японского языка, а также студентам, углубленно изучающим японский язык. «Фонетика японского языка» может быть использована при чтении курсов «Теоретическая грамматика японского языка» и «Фонологическая система японского языка», а также в теоретическом курсе «Общая фонетика». Данная работа может служить базой при подготовке отсутствующих в настоящий момент учебных пособий на русском языке как по фонологической системе, так и по практической фонетике японского языка. Работа может привлечь внимание специалистов в области фонетики различных языков.
Книга состоит из списка сокращений, введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении дается ретроспективный обзор работ отечественных японоведов по фонетике японского языка.
В первой главе «Основные этапы становления звукового строя современного японского языка» дается характеристика особенностей фонетики японского языка на важнейших этапах его формирования.
Во второй главе «Сегментный состав японской фонологии» изложены основные принципы вычленения мор, слогов и фонем в СЯЯ.
Предметом изучения в третьей главе «Музыкальное ударение в современном японском языке: особенности его функционирования» является описание закономерностей японской акцентуации и выявление функциональной значимости акцентного контура и его элементов, имеющего мелодический (регистрово-конфигурационный) характер. Дается описание слов, являющихся базисом ударения, а также морфем, мор и слогов разного состава как базиса компонентов ударения, взаимодействующих с последним.
Глава четвертая «Опыт комплексного изучения интонации японского языка» посвящена описанию компонентов интонационных контуров синтагм, предложений и выявлению закономерностей соотношения словесного акцента, т. е. просодической структуры соответствующих сегментов, с интонацией. Рассмотрены коммуникативные типы высказываний и специфика их интонационных характеристик, соотношение пауз и пунктуации в японском языке на основе экспериментального исследования, что в российском японоведении делается впервые.
В заключении представлены выводы, сделанные на основе проведенного исследования.
Я искренне благодарен моему учителю-наставнику — выдающемуся ученому В. Б. Касевичу, чьи замечания были учтены при доработке рукописи и позволили усовершенствовать ее содержание.
Не могу не выразить благодарность тем, кто на разных этапах давал мне нужные советы, высказывал критику и помогал мне в этом многотрудном процессе. Это, конечно же, мои рецензенты — И. М. Стеблин-Каменский, А. А. Бурыкин и Л. Ю. Хронопуло.
Неоценимую помощь в подготовке этой книги оказали замечательные лингвисты-фонетисты Н. Д. Светозарова и Л. А. Пиотровская.
Рыбин Виктор Викторович
Японовед, лингвист и переводчик. Доктор филологических наук, профессор. В 1975 г. с отличием окончил кафедру японской филологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ). С 1977 г. работал на кафедре японской филологии; с 2002 г. — заведующий кафедрой. С 2008 г. — профессор и заведующий кафедрой японоведения Восточного факультета СПбГУ. Многие годы работал членом правления Общества российско-японской дружбы; с 2002 г. — его председатель. В. В. Рыбин — автор более 80 публикаций на русском, английском и японском языках. Основная область научных исследований — фонетика и фонология японского языка. Его книга «Фонетика японского языка» (2012) используется в качестве учебного пособия как в России, так и за рубежом.