Обложка Польская Н.А. Психология самоповреждающего поведения
Id: 282118
919 руб.

Психология самоповреждающего поведения. Изд. стереотип.

URSS. 2022. 320 с. ISBN 978-5-9519-2821-4.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет
Причины и механизмы формирования • Теоретические модели и методы исследования • Социокультурные, половозрастные и психологические факторы риска.

Аннотация

Самоповреждающее поведение — широкое понятие, охватывающее разные формы и способы повреждения собственного тела. В последние десятилетия данные феномены стали отмечаться не только в клинических популяциях, с которыми первоначально связывались, но и массово распространяться среди подростков и молодежи, что привело к высказываниям об «эпидемии» самоповреждающего поведения. В книге эта проблема рассматривается в контексте... (Подробнее)


Оглавление
Введение7
Глава I Понятие самоповреждающего поведения11
1. Определение понятия самоповреждающего поведения11
2. Самоповреждение как аутодеструкция14
3. Классификации актов самоповреждающего поведения19
Резюме главы I25
Глава II Модели и методы изучения самоповреждающего поведения27
1. Биологические основы самоповреждающего поведения29
2. Самоповреждающее поведение и теория обмена34
3. Самоповреждающее поведение как аддикция36
4. Нарушения эмоциональной регуляции при самоповреждающем поведении43
5. Функциональная модель самоповреждающего поведения50
6. Самоповреждение как аутоагрессия52
7. Методы и методики исследования самоповреждающего поведения58
8. Модели терапии и профилактики самоповреждающего поведения66
Резюме главы II76
Глава III Функционально-генетическая концепция самоповреждающего поведения78
1. Основные положения функционально-генетической концепции самоповреждающего поведения78
2. Теоретические основы функционально-генетической концепции самоповреждающего поведения80
3. Самоповреждающее поведение в онтогенезе90
4. Типы и формы самоповреждающего поведения96
5. Функции самоповреждающего поведения99
Резюме главы III102
Глава IV Типы самоповреждающего поведения103
1. Реактивный тип104
2. Дисфункциональный тип106
3. Идентификационный тип109
4. Особенности самоповреждающего поведения при нарушениях психического развития120
Резюме главы IV132
Глава V Функции самоповреждающего поведения134
1. Первичные и вторичные функции самоповреждения134
2. Моторная функция137
3. Функция сенсорной стимуляции139
4. Сигнальная функция140
5. Функция контроля140
6. Функция идентификации142
Резюме главы V143
Глава VI Исследовательские шкалы самоповреждающего поведения145
1. Теоретические основания разработки шкал145
2. Шкала самоповреждающего поведения148
3. Шкала причин самоповреждающего поведения154
Резюме главы VI165
Глава VII Половозрастные особенности самоповреждающего поведения166
1. Половозрастные особенности самоповреждающего поведения: обзор166
2. Эмпирическое исследование половозрастных особенностей самоповреждающего поведения171
Резюме главы VII180
Глава VIII Социальные факторы самоповреждающего поведения182
1. Оценка роли социальных факторов в развитии самоповреждающего поведения182
2. Школьный буллинг как фактор риска развития самоповреждающего поведения в подростковом возрасте190
Резюме главы VIII199
Глава IX Психологические факторы самоповреждающего поведения201
1. Взаимосвязь личностных и социальных факторов самоповреждающего поведения201
2. Взаимосвязь самооценки с самоповреждающим поведением209
3. Взаимосвязь актов самоповреждения с факторами суицидального риска и психопатологической симптоматикой214
4. Взаимосвязь временной перспективы и личностных черт с актами самоповреждения больных опийной наркоманией223
5. Эмоциональный интеллект, толерантность к неопределенности и их связь с актами самоповреждения229
6. Распознавание эмоций, темпераментальные характеристики и акты самоповреждения у подростков со снижением интеллекта237
7. Акты самоповреждения у пациентов с пограничными психическими расстройствами242
Резюме главы IX255
Глава X Модификации тела257
1. Взаимосвязь склонности к модификациям тела с копинг-стратегиями257
2. Эмоционально-личностные корреляты модификаций тела268
3. Практики отношения к телу в субкультурных группах: критерии оценки274
Резюме главы X277
Заключение279
Библиография281
Приложение 1 Шкала причин самоповреждающего поведения (Польская Н.А., 2014)308
Приложение 2 Анкета «Модификации тела и самоповреждения» (Польская Н.А., Кабанова А.С., 2007)312
Приложение 3 Анкета «Риск девиантной социализации подростка» (Польская Н.А., 2007)315
Приложение 4 Анкета «Неблагоприятные жизненные события» (Польская Н.А., 2007)317

Введение
Проблема самоповреждения представляет большой интерес как для специалистов, работающих в сфере практической психологии, психотерапевтов и клиницистов, так и для исследователей, изучающих условия возникновения и развития склонности к самоповреждению. Эта проблема рассматривается в русле исследований аутодеструктивных форм поведения и определяется такими терминами как самоповреждающее поведение, несуицидальное самоповреждающее поведение, членовредительство, аутоагрессивное поведение, парасуицидальное поведение.

Мы используем термин самоповреждающее поведение (СП) как в наибольшей степени релевантный нашим теоретическим представлениям о природе и психологических функциях актов самоповреждения, подразумевая достаточно широкий круг действий самоповреждающего характера, которые:

связаны с физической (телесной) самотравматизацией,

в большей степени намерены и сознательны, чем неосознаваемы,

онтогенетически и психологически обусловлены,

культурно опосредованы,

выполняют психологические функции.

СП социально неодобряемо, может иметь привычный характер и наиболее часто встречается в подростковом и юношеском возрасте. Самоповреждения не всегда просто выявить, так как нередко они утаиваются от окружающих и тщательно маскируются под случайные травмы.

К данному типу поведения относят как прямые акты самоповреждения в форме самопорезов, прижиганий и более тотальных самоувечий, так и косвенные – как, например, модификации тела. Онтогенетическая незрелость психологических структур или повреждение нормального психологического функционирования индивидуума вследствие психической травмы, стресса, психопатологии, тяжелой соматической болезни, депривации, неблагоприятного социального окружения или психологического кризиса выступают основой СП, определяя его специфику в рамках конкретной патологии или дисфункции.

Акты самоповреждения включены в структуру разных форм аутодеструктивного поведения, они могут быть способом манипулирования другими людьми, средством воздействия на них, служить способом симуляции болезни или быть симптомом нарушений психического развития, расстройств личности и поведения.

Среди предикторов СП наиболее часто выделяют подростковый и юношеский возраст, насилие, особенно пережитое в детстве, разные формы эмоционального давления, психологическую травматизацию и стресс, принудительную социальную изоляцию (психиатрическая клиника, тюремное заключение), расстройства психики и поведения, субкультурную среду, поддерживаемую разнообразными паттернами саморазрушения.

В качестве основных топографических моделей СП можно выделить:

анатомические самоповреждения – нарушают анатомическую структуру тела: ампутация, кастрация, повреждение костной ткани и внутренних органов, энуклеация глазного яблока;

поверхностные самоповреждения – травмируют поверхность тела: повреждение кожи, волосяных покровов, ногтей (нанесение себе ожогов, проколов, порезов, выдергивание волос, обкусывание ногтей, удары по собственному телу и удары о твердые поверхности и др.);

декоративные (эстетические) самоповреждения – татуировки, пирсинг, шрамирование и т. п.

Феноменология актов самоповреждения достаточно широка и наблюдается как при аномалиях психического развития (аутизме, умственной отсталости, шизофрении, органических поражениях головного мозга), так и при нормальном развитии. Это определяет два подхода к пониманию природы и путей формирования СП: клинический и социокультурный.

В рамках клинического подхода изучаются клинико-психологич¬еские факторы актов самоповреждения в структуре психопатологических синдромов, и из определения понятия СП исключаются самоповреждения, связанные с украшением тела и культурными практиками.

В рамках социокультурного подхода, СП рассматривается как социальное и культурное явление, акт самоповреждения выступает в качестве социально-санкционированного способа изменения своего внешнего облика.

Мы придерживаемся позиции, в рамках которой культурно-санкционированные и клинические акты самоповреждения расцениваются как разные стороны одного явления (Favazza, 1996; Menninger, 1938; Польская, 2010–2016). Так, например, К. Меннингер, говоря о различных формах членовредительства, включал туда психосоматические и инфекционные заболевания, аскетизм и мученичество, а также бытовые акты личной гигиены (стрижка ногтей и волос, бритье) (Menninger, 1938).

Не только направленность на телесную самотравматизацию, но и особенности онтогенеза психики и поведения, возрастные и индивидуальные особенности психологической дифференциации и интеграции, могут выступать объединяющей основой для исследования разных форм и проявлений СП.

В данной книге обсуждаются теоретические модели СП, рассматриваются классификации, формы и способы самоповреждения, представлена авторская концепция самоповреждающего поведения в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и дифференционного подхода к психическому развитию, описываются анкеты и шкалы, разработанные автором и направленные на измерение проявлений СП, а также подробно анализируются результаты эмпирического исследования данной проблемы.

Часть материала, изложенного в книге, была опубликована ранее в формате статей и представлена на научных конференциях, однако некоторые из введенных автором понятий и схем, уточнены и существенно переработаны. В частности, переработана типология СП, из нее исключен дизонтогенетический тип, а вопросы, связанные с нарушениями психического развития рассмотрены в рамках реактивного, дисфункционального и идентификационного типов СП.

Книга написана в жанре научной монографии, однако автор надеется, что представленные материалы заинтересуют не только узких специалистов, но и читателей, решивших самостоятельно разобраться в проблеме самоповреждающего поведения, его истоках, причинах, функциях и тех психологических факторах, которые на разных этапах психического развития формируют психологическую основу для СП и поддерживают его.

Большинство исследований, результаты которых обсуждаются в этой книге, были выполнены в разные годы с непосредственным участием студентов: Кабановой Анастасии, Киреевой Надежды, Некрученковой Юлии, Косороткиной Марии, Масловой Александры, Алешина Федора, Спиридоновой Елены, Павловой Светланы, Юневой Надежды, Надточий Елены, Цыцаркиной Влады, Сануковой Татьяны, Карповой Полины, Дерябиной Ольги, Демочкиной Натальи. Их энтузиазм, любознательность и добросовестное отношение к делу обеспечили автора внушительным массивом эмпирических данных. Большинство иностранных текстов, на которые ссылается автор, были переведены Разваляевой Анной, оказавшей неоценимую помощь в работе над этой книгой, начиная с первых дней ее замысла, и заканчивая финальной вычиткой и правкой.

Приведенные в данной книге исследования автора получали неоднократную поддержку Российского гуманитарного научного фонда в 2008, 2010–2012 годах.


Обнаруженные опечатки

С. 18, 5-й абзац сверху.

В тексте: (менее 5 раз за предыдущий год) (DSM-5, 2013).

Следует читать: (не менее 5 раз за предыдущий год) (DSM-5, 2013).


Об авторе
Польская Наталия Анатольевна
Кандидат философских наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета. Автор более 60 работ по проблемам самоповреждающего поведения.