Многiе, задолго до появленiя этой книги, подробно разбирали те взгляды на соцiальный мiръ, которые лежатъ въ основанiи всехъ утопiй и политическихъ романовъ, – независимо отъ оригинальности ихъ авторовъ и редко художественнаго, а чаще политическаго интереса ихъ произведенiй. Но литература объ утопiяхъ вообще довольно одностороння: она состоитъ въ перечисленiи утопiй въ хронологическомъ порядке, въ общихъ сведенiяхъ объ ихъ авторахъ, о томъ, когда и какъ оне были написаны, и затемъ – въ критйческомъ или хвалебномъ, серьезномъ или саркастическомъ разборе ихъ формы и содержанiя. Но, что въ самомъ существованiи утопiй, въ этой непреоборимой потребности людей рисовать себе идеальное государство и общество, которыя всемъ безъ исключенiя дали бы безмятежное счастiе здесь, ыа земле, заключается тоже важная проблема, – этого вопроса никто еще не касался, – по крайней мере, въ печати, хотя многiе, вероятно, сознавали его въ душе. А между темъ, въ утопiяхъ ярко выражены самые сокровенные тайники человеческаго духа и человеческаго мiровоззренiя. Оне говорятъ о вечномъ стремленiи человека къ счастью, свободе, справедливости, миру; порядку и отчасти къ самоусовершенствованiю. Какое же основанiе имеетъ вообще это стремленiе, и почему оно находитъ себе удовлетворенiе въ утопiяхъ? Какое отношенiе существуетъ между мiровоззренiемъ утопистовъ и взглядами на жизнь людей, настроенныхъ пессимистически, или проповедующихъ самоотреченiе, религiозныхъ, аскетовъ? Почему некоторые отрицаютъ всякiя утопическiя идеи, а другiе не могутъ жить безъ нихъ, не могутъ не мечтать и не говорить о лучшемъ будущемъ? Стремятся ли все утописты къ одной цели, или они разделяются на партiи, враждебныя между собою? Одинъ ли у нихъ идеалъ государства и общества, или этихъ идеаловъ много, и они различны и даже противоречатъ одинъ другому? – Вотъ вопросы, которые невольно встаютъ въ уме при изученiи утопiй, и которые я попытаюсь разрешить здесь. Читатель не найдетъ, впрочемъ, въ моей книге подробнаго изложенiя всехъ утопiй, какъ въ некоторыхъ другихъ сочиненiяхъ, о которыхъ я говорилъ въ начале своего предисловiя. Объ иныхъ утопiяхъ я не упоминалъ вовсе, о другихъ – только вскользь. Я выбиралъ среди нихъ лишь те, которыя, на мой взглядъ, особенно характерно выражаютъ общiя стремленiя человеческаго духа. Можетъ быть, для этой цели мне могли бы послужить и другiя утопiи, о которыхъ я умалчиваю, но эта книжка составлена изъ лекцiй: каждую изъ нихъ я читалъ въ теченiе часа, и эта ограниченность во временя отразилась и на краткости моей книги. Я не разсчитываю, конечно, дать здесь исчерпывающiе ответы на вопросы, перечисленные мною выше, Я ясно понимаю, какъ велика и невыполнима была бы подобная задача. Нужно быть самому утопистомъ, чтобы верить, что возможно сразу обнять весь безконечно разнообразный и необъятный мiръ. И я попытаюсь доказать здесь, что многiя проблемы не решаются такъ просто, какъ это кажется съ перваго взгляда, хотя бы къ нимъ и былъ пригнанъ заранее готовый на нихъ ответъ. Въ этомъ и заключается заблужденiе утопистовъ: мiръ кажется имъ слишкомъ несложнымъ, и они думаютъ, что можно однимъ почеркомъ пера сразу примирить все его противоречiя. Не сомневаюсь также и въ томъ, что мою книгу, поскольку она касается вопроса о мiровоззренiяхъ, нельзя назвать научнымъ трудомъ, въ строгомъ смысле этого слова. Мiровоззренiе для каждаго изъ насъ – великая аксiома, которая освещаетъ ему весь мiръ, но которую научно нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Мiровоззренiе основывается не на научныхъ истинахъ, и потому къ нему нельзя применять научныхъ методовъ. Если два мiровоззренiя вступаютъ между собою въ борьбу, то наука безсильна разрешить ихъ споры или примирить ихъ между собою. Поэтому я не берусь доказывать здесь съ научной точки зренiя ошибочность взглядовъ утопистовъ, какъ ни убежденъ въ душе, что эти взгляды ложны, – и мои слова, вследствiе этого, произведутъ вероятно мало впечатленiя на техъ, у кого утопизмъ вошелъ уже въ плоть и въ кровь. Мiровоззренiя нельзя усвоить, какъ геометрическую аксiому или какъ грамматику. Ихъ можно воспринимать при известномъ настроенiи и известномъ складе души и передавать лишь темъ; кто такъ же настроенъ и такъ же воспринимаетъ окружающiя впечатленiя. И моя книга поэтому – просто небольшой опытъ, просто вопросъ, который я обращаю къ мыслящему мiру въ надежде, что среди него найдутся родственныя мне души, которыя поймутъ меня. Франкфуртъ на Майне. 1 апреля 1906 г. Андрей Фогтъ |