URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений Обложка Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений
Id: 282051
450 р.

Этнос:
Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Изд. стереотип.

2022. 136 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1923 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается работа выдающегося русского этнографа С.М.Широкогорова (1887–1939), посвященная исследованию этноса как вида, этнических и этнографических явлений и их изменений. В начале книги излагаются основные этапы в истории этнографии, определяется ее место среди других наук; затем автор обращается к вопросу классификации этносов, рассматривая антропологический, лингвистический и этнографический способы классификации.... (Подробнее)


Оглавление
top
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 Глава I. ВВЕДЕНIЕ. Главнейшiе моменты въ исторiи этнографiи. Основныя понятiя. Пережитки и принципъ равновесiя культуры
 Глава II. МЕСТО ЭТНОГРАФIИ СРЕДИ НАУКЪ
 Глава III. КЛАССИФИКАЦIЯ ЭТНОСОВЪ. Сущность классификацiй вообще. Антропологическая классификацiя. Лингвистическая классификацiя. Этнографическая классификацiя. Соцiальная культура
 Глaвa IV. ПЕРВИЧНАЯ СРЕДА И ЭТНОСЪ. Человек, какъ видъ. Географическiя и климатическiя условiя. Условiя фауны
 Глава V. ВТОРИЧНАЯ СРЕДА И ЭТНОСЪ. Домашнiя животныя. Матерiальная культура. Соцiальная культура
 Глава VI. ЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЭТНОСЪ. Значенiе среды для этноса. Этническая устойчивость и константа omega. Импульсы измененiя. Обобщенiя изъ сопоставленiя импульсовь измененiя
 Глава VII. МЕЖДУЭТНИЧЕСК1Я ОТНОШЕНИЯ. Формула междуэтнической валентности. Формы междуэтническихъ отношенiй. Формы междуэтнической борьбы. Смена расъ и этносовъ. Формы смены расъ и этносовъ
 Глава VIII. ЗАКЛЮЧЕНIЕ. Частные выводы. Общiе выводы
 СПИСОК АВТОРОВЪ И ТРУДОВЪ, упомянутых въ настоящемъ изследованiи

Предисловiе
top
Появленiе въ светъ предлагаемаго вниманiю читателя изследованiя, названiе его и способъ изложенiя нуждаются въ некоторомъ объясненiи, которое я и хочу дать въ настоящемь предисловiи. Это исследованiе было написано въ условiяхъ наименее благопрiятныхь для научной работы, что не могло, конечно, не отразиться на его качестве и въ то же самое время его появленiе в светъ оказывается несколько преждевременнымъ и вынужденнымъ. Его появленiе преждевременно потому, что, согласно намеченнаго мною ранее плана работы, оно должно было увенчать собою публикацiю ряда уже законченныхъ разработкой этнологическихъ изследованiй тунгусскихъ народностей и отдельных вопросовъ, долженствовавшихъ послужить введенiемъ къ настоящему изследованiю. Вынуждено же оно по следующимъ причинамъ. Въ 1918–19 и 1919–20 ак. г.г. мне пришлось принять на себя чтенiе курса этнографiи на Историко-Филологическомъ Факультете, а вь 1921–22 ак. г. чтенiе курса этнографiи па Восточномъ Факультете Государственнаго Дальневосточнаго Университета. Но удовлетворяясь при чтенiи курса общепринятыми положенiями, я виделъ себя постоянно вынужденнымъ делать отступленiя въ сторону методологiи и давать объясненiя моимъ слушателямъ некоторыхь прiемовъ подхожденiя къ этнографическимъ явленiямъ, прiемовъ, необычныхь даже для лиць знакомыхъ съ современными этнографическими методами изследованiя. Это обстоятельство сначала толкнуло меня на предваренiе моего курса некоторымъ введенiемь, которое, будучи слишкомъ краткимъ, но могло достигнуть цели. Поэтому я вынужденъ быль все более и более расширять это краткое введенiе, пока оно не приняло размеровъ превышающихь какъ по содержанiю, такъ и по назначенiю своему, первоначальный видъ небольшого "введенiя въ курсъ этнографiи", конспектъ которого былъ мною напечатан подъ названiемъ "Место этнографiи среди наукъ и классификацiя этносовъ" (Владивостокъ, 1922 г.). Отсутствiе необходимыхь книгъ, даже самыхъ известныхъ, лишило меня возможности воспользоваться темъ многимъ, что дается нормальными условиями для подобныхъ изследованiй, но в то же самое время сознанiе необходимости создать "Введенiе въ курсъ этнографiи", достаточно развитой, чтобы себе и слушателямъ облегчить изложенiе и усвоенiе самого курса, не позволило откладывать эту работу на будущее время…
Об авторе
top
dop Сергей Михайлович ШИРОКОГОРОВ (1887–1939)

Выдающийся русский этнограф и этнолог, создатель одной из теорий этноса. Родился в Суздале. Первое высшее образование получил в Париже; учился на филологическом факультете Сорбонны, в Высшей школе политической экономии и Антропологической школе. Вернувшись в Россию, учился на отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и в Археологическом институте. Работал в Музее антропологии и этнографии (Санкт-Петербург). С 1910 г. участвовал в экспедициях в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В 1918–1922 гг. преподавал в Дальневосточном государственном университете (Владивосток). С 1922 г. жил в Китае, работал в разных городах; возглавлял департамент антропологии Института языка и истории в Гуанчжоу (1928–1930). С 1930 г. – профессор антропологии и социологии Университета Цинхуа (Пекин); был избран членом Академии наук Китая.

Научное наследие С.М.Широкогорова очень обширно и разносторонне; оно включает работы по теории этноса, шаманизму, физической антропологии народов Сибири и Китая, социальной организации маньчжур, тунгусо-маньчжурской лингвистике и другие исследования. Еще в начале века он высказал ряд глубоких идей об интегральности научного знания о различных народах, о целостности и равновесии культуры общества, о роли наблюдателя в этнологии. В своих работах владивостокского и эмигрантского периодов С.М.Широкогоров предстает как специалист энциклопедического уровня, рассматривающий проблемы антропологии, этнографии, лингвистики, социальной организации, материальной культуры, психологии, традиционных верований и духовной жизни различных тунгусо-маньчжурских народов. Он впервые разработал принципиально новые идеи об этносе, этнологии, шаманизме и др. Его основные труды неоднократно переиздавались в Европе и США; их переводы выходили в Китае и Японии.