I. Происхожденiе Леонарда-да-Винчи. – Нотарiусъ Пiеро-да-Винчи и рядъ его браковъ. – Воспитанiе Леонарда. – Его поступленiе въ мастерскую Вероккiо. – Его юность. – Ангелъ въ картине "Крещенiе Господне". – Анонимное обвиненiе. II. Первыя произведенiя. – Картонъ "Потерянный рай". – Анекдотъ о "Кругломъ щите". – Характеръ реализма Леонарда. – Картина "Благовещенiе" (Лувръ, музей Уффици). – Стремленiе къ выразительности. – Картина La Vierge а l'Oeillet (Мюнхенъ, Лувръ). III. Преданiе о Пречистой Деве: Мадонны Леонарда. – Мадонна Литта (Эрмитажъ, С.-Петербургъ). – Картина La Vierge aux Rochers (Пречистая Дева въ горной дебри, Лувръ, Нацiональная галлерея въ Лондоне). – Влiянiе на Рафаэля. – "Поклоненiе волхвовъ": этюды и окончательный эскизъ. – Характеръ живописи Леонарда. – Скульптура: барельефъ "Раздоръ" (Кенсингтонскiй музей). Вазари начинаетъ бiографiю Леонарда-да-Винчи съ некоторой торжественностью. Приступая къ описанiю его жизни, онъ чувствуетъ въ ней присутствiе божественнаго элемента; религiозное чувство охватываетъ его у самаго ея порога. "Мы видимъ, что благодаря божественному влiянiю, величайшiе дары изобильно сыплются на людей, – чаще всего естественнымъ образомъ, но иногда и сверхъестественнымъ путемъ. Случается, что въ одномъ человеке соединяются красота, грацiя; и талантъ, и въ такой сильной степени, что въ какую бы сторону ни направлялась деятельность такого человека, – она во всемъ по своей божественности превосходитъ другихъ людей, и всемъ становится ясно, что такой чедовекъ действуетъ не силою человеческаго искусства, а даромъ Божiимъ. Именно такъ и смотрели люди на Леонардо-да-Винчи. Не говоря уже о красоте его тела, которая была выше всякой похвалы, въ каждомъ его действiи была безконечная прелесть; онъ обладалъ такимъ талантомъ, что легко одолевалъ всякiя встречавшiяся ему затрудненiя. Его громадная физическая сила соединялась съ ловкостью; умъ и смелость его всегда отличались какимъ-то царственнымъ и великодушнымъ характеромъ; а обаянiе его имени было такъ велико, что онъ былъ знаменитъ не только при жизни, но после своей смерти онъ еще более прославился. Поистине дивнымъ и божественнымъ былъ Леонардо, сынъ Пiера-да-Винчи". Сочиненiе Вазари особенно ценно: оно даетъ намъ образъ, оставленный самимъ художникомъ въ душе своихъ современниковъ я учениковъ. Человекъ выясняется, можетъ быть, гораздо лучше составившейся о немъ легендой, чемъ своей исторiей. Слово божественный невольно вырывается у Вазари, хотя поклоненiе своему учителю, Микелю-Анджело, не располагало его быть благосклоннымъ. Леонардо родился въ 1452 г. въ Винчи, расположенномъ между Флоренцiей и Пизой, на правомъ берегу Арно. Винчи – маленькое местечко, затерявшееся въ холмахъ и отрогахъ Албанскихъ горъ; вся окружающая его местность отличается суровымъ и величавымъ характеромъ. Отцу Леонарда, Пiеру, было тогда 22 или 23 года; матерью его была молодая крестьянка, по имени Катарина. Здесь произошла небольшая семейная драма, подробности которой предоставляемъ всякому дополнять своей фантазiей, ибо мы знаемъ только ея развязку. Рожденiе Леонарда резко оборвало идиллiю и придало ей совершенно прозаическiй конецъ. По настоянiю отца, Пiеро порвалъ съ Катариной, взялъ къ себе сына, – и въ томъ же году женился на Альбiере-ди-Джiованни Амадори. Съ своей стороны Катарина вышла замужъ за крестьянина, некоего Аккатабрига-диПiеро-дель-Вакка, который ко всему этому относился не очень строго. Леонардо, – какъ незаконнорожденный, принятый отцомъ къ себе, – былъ лишенъ того материнскаго влiянiя, которое долженъ испытать каждый великiй человекъ. Онъ далекъ отъ того, чтобы подтвердить собою законъ наследственности. Наследственность въ моде; кажется, что генiй легче можетъ появиться при непрерывности явленiй, когда природа доходитъ до него постепенно по целой лестнице посредственностей. Отецъ Бетховена былъ пьяница, но музыкантъ. Законъ наследственноети не такъ необходимъ, чтобы природа не могла избегнуть его и создать сразу такого генiя, какъ Винчи. Въ этомъ необыкновенномъ человеке она показала, до какой высоты она можетъ достигнуть однимъ скачкомъ, обогащая жизнь умомъ, который является ея высшимъ выраженiемъ. Разсмотрите родословяое дерево семейства Леонарда, которое нашелъ и опубликовалъ Уцiелли. Вы тамъ встретите совсемъ не то, что искали, а то, чега наверно не ожидали: целый рядъ нотарiусовъ. Четыре предка великаго живописца занимали должность деревенскихъ нотарiусовъ. Самый древнiй документъ объ этой семье есть актъ, относящiйся еъ 1339 году. Чтобы ослабить впечатленiе такого парадокса, указываютъ на то, что итальянскiе нотарiусы, между прочимъ учитель Данте, Брунето Латини, совсемъ не походятъ на нашъ современный идеалъ нотарiуса. Но не воображайте себе отца Леонарда плохимъ нотарiусомъ. Онъ составляетъ свои акты очень внимательно. Его жизненные успехи служатъ доказательствомъ его искусства. Когда приходится наводить справки въ актахъ той эпохи, то его имя встречается чаще другихъ. Этотъ деревенскiй нотарiусъ делается важнымъ лицомъ, нотарiусомъ большихъ монастырей, знатныхъ фамилiй, даже самыхъ Медичи. Изъ кадастровыхъ книгъ можно убедиться въ постоянномъ росте его состоянiя. Рядъ его браковъ также бросаетъ некоторый светъ на его характеръ. Разставшись съ Катариной, онъ женился. Отъ первой жены онъ не имелъ детей. Когда она умерла, ему бьтло тридцать пять или тридцать шесть летъ, и онъ женился на молоденькой пятнадцатоетней девушке; она также умерла, не оставивъ ему детей. Но это не обезкуражило его: на сорокъ шестомъ году онъ женился на Маргарите, которая принесла ему въ приданое 365 флориновъ; она родила 4 сына и дочь, а затемъ умерла. Казалось, что онъ векоторое время колебался, начать ли ему новую жизнь. Наконецъ, когда ему было около 60 летъ, онъ женилея на Лукрецiи-диКортежьяни, отъ которой имелъ 6 человекъ детей. Этотъ нотарiусъ, потерявшiй уже трехъ женъ и, какъ Синяя Борода, имевшiй мужество въ шестидесятилетнемъ возрасте взять себе четвертую, – оправдавшiй къ тому же свою дерзость, – такой человекъ не принадлежалъ къ числу обыкновенныхъ людей. Его дерзкiй оптимизмъ свидетельствуетъ о необыкновенной жизненной силе. Леонардо не былъ сыномъ посредственнаго живописца; онъ былъ плодомъ любви и юности. Если чувственное влеченiе есть только ловушка природы, то съ какимъ порывомъ она должна была заставить броситься другъ другу въ объятiя эту юную парочку, въ которой она нуждалась для созданiя Винчи. Я чувствую какой-то восторгъ при мысли, что изящнейшiй живописецъ родился отъ дюжаго нотарiуса и дочери горъ. Жизнь, зачатая въ минуты страстнаго восторга, становится генiемъ Леонарда. Раса была настолько сильная, что целые века не истощили ея, и еще теперь вы встретите среди крестьянъ Албанскихъ горъ какого-нибудь Винчи, старшiй сынъ котораго носитъ имя Леонарда. Сеайль Габриель Французский искусствовед и писатель. Профессор Парижского университета. Автор трудов по истории и теории искусства, среди которых выделяются увлекательно написанные «психологические биографии» выдающегося художника Антуана Ватто и известного философа и историка Эрнеста Ренана. Книга «Леонардо да Винчи как художник и ученый» впервые вышла в 1890 г. Спустя восемь лет книга была переведена на русский язык и издана в России.
|