ЗНАЧЕНIЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДЪ ИЗСЛЕДОВАНIЯ Едва ли когда происходило въ мiре такое сильное броженiе религiозныхъ идей, какъ въ первые три века христiанской исторiи. Едва ли когда появлялось въ христiанстве такое множество разнообразныхъ сектъ, и едва ли когда споры сектантовъ съ христiанскою церковью касались такихъ важныхъ существенныхъ вопросовъ, какъ въ это время. Еретическiя секты первыхъ вековъ христiанства отличались отъ позднейшихъ ересей темъ, что въ нихъ большею частiю искажался не одинъ какой-нибудь догматъ, своеобразно объяснялась не одна какая-нибудь сторона христiанскаго вероученiя или нравоученiя, – но противопоставлялись христiанству целыя своеобразныя системы мiровоззренiй более или менее стройно составленныхъ и последовательно развитыхъ. Въ этихъ системахъ представлялось самое разнообразное сочетанiе идей – христiанскихъ, iудейскихъ, языческихъ, – религiозныхъ, философскихъ, поэтическихъ. Въ нихъ затрогивались и своеобразно решались важнейшiе вопросы религiознаго и философскаго знанiя – о первыхъ основахъ всякаго бытiя и веденiя, объ отношенiи этихъ первоосновъ бытiя къ видимымъ явленiямъ мiровой жизни, о сущности мiра духовнаго и матерiальнаго, о происхожденiи зла въ мiре, о причинахъ и смысле замечаемыхъ въ жизни противоречiй и цели мiровой жизни, о конце мiра и т.д. Многiя изъ этихъ системъ, при всей видимой странности внешнихъ формулъ, въ которыхъ они выражали свои воззренiя, отличались темъ не менее замечательною глубиною философской мысли и творчествомъ поэтической фантазiи. Уже съ этой стороны секты первыхъ вековъ христiанства имеютъ важное значенiе не только въ исторiи христiанской церкви, но и вообще въ исторiи развитiя человеческаго духа, въ исторiи человеческой мысли. Изученiе исторiи древнихъ сектъ имеетъ тесную связь съ изученiемъ внутренняго развитiя самой христiанской церкви. Появленiе различныхъ сектъ въ христiанскомъ мiре не проходило безследно для жизни церкви, но имело на нее большое влiянiе. Церковь съ самаго начала своего существованiя и до позднейшихъ временъ развивала свои силы въ борьбе съ ересями и расколами: въ этой борьбе постепенно слагались – и церковное богословiе и церковная дисциплина и самая обрядность церковная. Одностороннее и неправильное решенiе религiознаго вопроса въ какой-нибудь еретической секте давало поводъ церкви раскрыть правильное ученiе по этому вопросу на основанiи божественнаго Откровенiя и обще-церковнаго преданiя. Волненiя и безпорядки, производимые сектантами между верующими, служили поводомъ къ установленiю различныхъ правилъ церковной дисциплины. Поэтическiя легенды, гимны и молитвы, составляемыя сектантами для удобнейшаго распространенiя еретическихъ идей между христiанами, вызывали учителей церковныхъ въ противодействiе сектантамъ составлять свои православныя молитвы и песнопенiя. Такимъ образомъ во всехъ почти замечательныхъ памятникахъ древне-христiанской жизни и письменности – въ краткихъ символахъ и обширныхъ богословскихъ произведенiяхъ, въ правилахъ и постановленiяхъ древнихъ соборовъ и учителей церковныхъ, въ самыхъ молитвахъ, песнопенiяхъ и обрядахъ церкви находится множество прямыхъ и косвенныхъ указанiй на еретическiя и раскольническiя секты того времени. И всего этого нельзя понимать надлежащимъ образомъ, не имея правильнаго представленiя о смысле и значенiи древнихъ ересей и расколовъ. Изученiе древнихъ ересей и расколовъ имеетъ для насъ не одно историческое значенiе, какъ изученiе замечательнаго прошлаго, но представляетъ вместе съ темъ интересъ более живой и близкiй нашему времени – научный и даже практическiй. Большая часть сектъ, вознiкавшихъ въ христiанскомъ мiре въ 1-мъ, 2-мъ и 3-мъ векахъ, исчезала довольно скоро; лишь немногiя изъ нихъ продолжали существовать до 5-го, 6-го и 7-го столетiй. Но влiянiе ихъ далеко не исчезло такъ скоро, но напротивъ весьма сильно отражалось какъ на сектахъ поздненшихъ, образовавшихся уже къ среднимъ векамъ христiанской исторiи, такъ и въ жизни самаго церковнаго христiанства. Прежде всего древнейшiя секты, независимо отъ частныхъ пунктовъ вероученiя и нравоученiя, со стороны общихъ началъ и характера ихъ представляютъ, такъ сказать, основные типы, первоначальные образцы, по которымъ стали образовываться позднейшiя секты, подобно тому какъ и въ главныхъ направленiяхъ только-что начинавшаго тогда формироваться церковно-христiанскаго богословiя мы можемъ находить основные и вполне характерные типы позднейшихъ направленiй, развивающихся въ христiанскомъ богословiи. Въ самомъ деле, несмотря на великое множество разныхъ сектъ, появлявшихся въ христiанстве въ древнiе, среднiе и позднейшiе века н не перестающихъ появляться до настоящаго времени, все эти секты по существеннымъ чертамъ ихъ характера и направленiя нетрудно подвести подъ несколько основныхъ типовъ и разрядовъ; и для всехъ этихъ типовъ сектантства найдутся вполне характерные представители въ древнейшихъ сектахъ первыхъ вековъ христiанства. Уже это одно можетъ представить несколько значительныхъ данныхъ какъ для общаго философскаго пониманiя исторiи, такъ и для различныхъ частныхъ выводовъ по отношенiю къ сектамъ появляющимся въ христiанстве въ более позднiя времена... Иванцов-Платонов Александр Михайлович Русский историк и богослов. Родился в г. Щигры Курской губернии, в семье священника. Учился в Курской духовной семинарии (окончил в 1856 г.) и Московской духовной академии, которую окончил со званием магистра богословия в 1860 г. Получил направление в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру новой церковной истории и с того же года стал постоянным сотрудником только что основанного профессором Н. А. Сергиевским журнала «Православное обозрение». В 1863 г. переехал в Москву, принял священство и был назначен законоучителем Александровского военного училища и настоятелем находящейся при нем церкви. В 1865 и 1866 гг. читал публичные курсы по церковной истории. В 1872 г. по инициативе известного историка С. М. Соловьева был назначен на кафедру церковной истории Московского университета; с 1877 г. — доктор богословия, профессор.
Свою главную задачу A. M. Иванцов-Платонов видел как в широкой популяризации церковной истории, так и в постановке ее изучения на научную основу. Среди его университетских курсов одно из первых мест занимала историография раннего христианства, издание которой, по словам современника, «сделало бы честь русской церковно-исторической науке». Наряду с церковно-историческими проблемами в его работах затронуто множество богословских, философских, канонических вопросов. А. М. Иванцов-Платонов считал, что для церковного историка крайне желательно университетское образование. Из его сочинений наибольшую известность получили: «История отделения церкви Западной от Восточной», «Светская власть папы», «Очерк истории христианства у славян» (первая по времени работа по этому предмету в отечественной литературе), «Ереси и расколы первых трех веков христианства», «Религия и наука» и другие. |