URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гюйо Ж.М. Искусство с точки зрения социологии. Пер. с фр. Обложка Гюйо Ж.М. Искусство с точки зрения социологии. Пер. с фр.
Id: 281760
1010 р.

Искусство с точки зрения социологии.
Пер. с фр. Изд. стереотип.

Jean-Marie Guyau. L’Art au point de vue sociologique
2022. 390 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Книга рекомендуется философам, культурологам, искусствоведам, социологам, литературоведам, студентам гуманитарных вузов, а также широкому кругу заинтересованных читателей. (Подробнее)


Оглавление
top

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА ПЕРВАЯ. Общественная солидарность, принципъ наибодѣе сложной эмоціи—эстетической (стр. 1—18). I. Передача эмоцій и ихъ характеръ взаимной общительности.—Постоянная передача нервныхъ колебанійи соотносительныхъ умственныхъ состояній между всѣми живыми существами, особенно между тѣми, которыя организованы въ общества. 1) Безсознательная передача на разстояніи чрезъ нервные токи.—Сомнамбулизмъ: симпатическое дѣй-ствіе на разстояніа въ гипнотизмѣ. 2) Передача болѣе сознательная и болѣе прямая посредствомъ прикосновенія. Объятіе. 3) Передача черезъ обоняніе. 4) Передача черезъ зрѣніе и слухъ.—Всякое ощу-щеиіе есть ощущеніе движенія, и всякое ощущеніе движенія ВЫЗЪІ-ваетъ симпатическое движеніе.—Задача: какъ воспріятіе страданія у другого можетъ сдѣлаться пріятнымъ въ искусствѣ?—Жалость.—Мще-ніе.—Косвенная передача эмоцій при посредствѣ знаковъ. Выраженіе. П. Эстетическая эмоція и ея общественный характеръ.—Пріятное и прекрасное. Чувство органической солидарности, присущее чувству прекраснаго: нашъ организмъ есть общество живыхъ и эстетическое удовольствіе есть чувство гармоній.—Полезное и прекрасное; ихъ различія и ихъ точки соприкосновенія.—Общественная солидарность и всеобщая симпатія, какъ принципъ самой полной и самой возвышенной эстетической эмоціи. —Оживленіе и олицетвореніе предметовъ. —Какъ можетъ насъ интересовать и возбуждать нашу симпатію ходъ отвлеченныхъ разсужденій,—О симпатій и общности съ существами природы.—Пейзажъ есть состояніе душг, явленіе симпатій и общительности. Эмоція эстетическая и эмоція нравственная..... III. Художественная эмоція и ея общественный характеръ. —Цѣль искусства есть подражать жизни, чтобы заставить насъ симпатизировать жизни другихъ и производить такимъ образомъ эмоцію обществен-наго характера.—Элементы художественной эмоціи. 1) Умственное IV удоізольстізіе узнавать предметы памятью; 2) удовольетвіе сочувствовать художнику. 3) Удовольствіе сочувствовать личностямъ, которыя изображены художникомъ.—Роль выражения.—Роль вымысла: созданіе новаго и идеальнаго общества.—Движеніе, какъ внѣшній признакъ жизни и какъ средство искусства, — Высшая цѣль искусства вызвать эстетическую эмоцію общественнаго характера. Сходства и раз-лачія искусства и религіи. Лптропоморфизмъ и соціоморфизмъ въ ИСКУССТВ*!........-.................. ГЛАВА ВТОРАЯ. геній, какъ сила взаимной общительности ii творе-hie новой общественной среды (стр. 19—39). I. Геній, нанъ сила общительности. — Научный анализъ и художественный синтезъ. Геній комбянируетъ вещи возможный', его первое свойство есть сила воображенія.—Второе свойство есть сила чувства, симпатій и общительности. Недостаточность - различенія между геніями субъективными и геніями объективными.—Какимъ образомъ способность раздвояться, выходить изъ своей личности, отличающая генія, можетъ кончаться безуміемъ ,........... II. Геній, какъ твореніе новой общественной среды-—Отнопіеніе генія къ существующей средѣ.—Различныя теорій по этому поводу.— Теорія Тэна.—Теорія Геннекена. Недостаточность различныхъ теорій, —Какимъ образомъ геній создаетъ новую общественную среду. Ново-введете и подражапъе въ человѣческомъ обществѣ......... ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О симпатій и общительности въ критикѣ (стр. 40 — 48). Истинная критика есть критика самаго произведенія, а не писателя и среды. —Преобладающее качество истиннаго критика: симпатія и общительность.—Объ антипатій, причиняемой нѣкоторымъ крити-камъ извѣстными произведеніями.–Есть ли истинная критика, критика достоинствъ или критика недостатковъ. - -О способности восхищаться или любить.—Трудность находить и понимать красоты ху-дожественнаго произведенія; трудность дать почувствовать ихъ дру-гимъ; роль критика...................... ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. выражеше жизни индивидуальной и общественной въ искусстве (стр. 49—62). I. Искусство не ищетъ только ощущенія.—Оно ищетъ выраженія жизни.—Законы, отсюда проистекающіе.–Безсиліє чистаго форма- V Стран. лизма въ искуествѣ—Флоберъ. Живое содержаніе всегда должно про- свѣчивать сквозь форму..................... 49 II. Мысли, чувства и воля составляютъ оенованіе искусства.—Необходимость идей и науки для возобновленія самихъ чувствъ..... 53 III. Поел ѣдняяцѣль искусства возбудитьс импатію къ живымъ существ амъ. — При какихъ условіяхъ существо симпатично.—Необходимость индивидуальности. Необходимость универсальной и общественной стороны типовъ.—Условное и естественное въ обществѣ и въ искусствѣ. Средство избѣгнуть условнаго............. 57 ГЛАВА ПЯТАЯ. Реализмъ.—Тривіализмъ її средство его извѣгнуть (стр. 63-103). I. Идеализмъ и реализмъ,—О томъ, что есть нѣсколько эстетикъ, и какъ ихъ привести къ единству.—Ложный идеализмъ и ложный реализмъ.—Роль безобразнаго и диссонансовъ въ искусствѣ.—Условное въ обществѣ и въ искусствѣ................ 63 II. Различіе реализма и тривіализма.—Опасность, которой надо из- бѣгать...................•.......... 81 III. Средства избѣжать тривіальнаго.—Удаленіе событій въ прошедшее.—Эстетика воспоминанія.—Историческое.—Античное .... 82 IY. Перестановка въ пространствѣ и изобрѣтеніе среды,—Дѣйствія на воображеніе отъ перестановки предметовъ въ пространство.—Чувство природы и живописность.................. 89 Y. Вліяніе Библіи и Бостона на чувство природы........ 94 VI. Описаніе и симпатическое одушевленіе природы.—Правила и примѣры симпатическаго описанія.—О злоупотребленіи описаній , . 97 ГЛАВА ШЕСТАЯ. Романъ психодогическій и сощологическій (стр. 104-139). I. Общественное значеніе, пріобрѣтенное въ наше время психологическими и соціологическимъ романомъ............. 104 II. Характеръ и правила психологическаго романа....... 106 III. Романъ соціологическій.— Натурализмъ въ романѣ..... 125 ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ВЗЕДЕНІЕ ФИЛОСОФСКИХЪ и общѲСТВЕННЫХЪ ИДЕЙ ВЪ ПОЭЗІЮ (стр. 140—147). I. Поэзія, наука и философія................ 140 II. Ламартинъ . •..................... 146 III. Виньи......................... 153 1Y. Альфредъ де-Мюссе................... 158 VI ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ВвЕДЕНІЕ философскихъ и общественныхъ идей въ ПОЭ- зію (прододженіе, стр. 168—231). Викторъ Гюго........................ I. Непознаваемое..................... II. Богъ......................... III. Конечность и эволюдія въ природѣ. Судьба н безсмертіе . . IY. Религіи и релнгія.................. У. Идеи нравственныя и общественныя. Общественная роль высокой поэзіи......................... ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ФиЛОСОФСКІЯ и общественныя идеи въ поэзш (ирОДОД- женіе, стр. 232—271). Преемники Гюго. I. Сюлли-Прюдоммъ................... П. Леконтъ де-Лиль.................... III. Коште......................... IV. Г-жа Аккерманъ.................... V. Пародія философской поэзіи: les Blasphemes........ ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. стиль какъ способъ ВЫРАЖЕНІЯ и орудїе симпатій (стр. 272—316). I. Стиль и его разные роды.—Принципъ экономш силы и принципъ поэтическаго виушеиія ................... II. Образъ........................ III. Ритмъ.—Поэтическая эволюція современной прозы. Литературный и политическія причины этой эволюціи.......... ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Литература декадентовъ и расшатанныхъ; ея основной he-общественный характеръ. нравственная и соціальная роль искусства (стр.317—^384). I. Литература расшатанныхъ.......... II. Литература декадентовъ................. III. Нравственная и соціальная роль искусства........

Об авторе
top
photoГюйо Жан Мари
Французский философ, автор многочисленных работ по различным разделам философии, а также по психологии, социологии и педагогике. Родился в городе Лавале. С детства проявлял разнообразные способности, занимался математикой и поэзией, увлекся философией, в частности трудами Платона и Канта. Первым руководителем в его занятиях была мать, автор известных в то время сочинений по педагогике, а затем его воспитанием занялся отчим, известный философ Альфред Фулье. В 17 лет Гюйо была присвоена степень агреже по словесности. В 1873 г. он был удостоен премии Академии моральных и политических наук за сочинение об утилитарной морали. С 1874 г. Гюйо читал курс философии студентам лицея Кондорсе, а в 1877–1885 гг. сотрудничал в журналах, где публиковал статьи и фрагменты своих работ.

Основная мысль, развитием которой занимался Гюйо, заключается в идее жизни как общего плодотворного начала, на котором обоснованы все ценности: наука, мораль, религия, социология, искусство. Общий для всех "порыв жизни" нерасторжимо связывает человека с другими людьми, создавая основу социальной солидарности и согласия. С представлениями Гюйо о морали связана концепция "безверия", которое должно прийти на смену современным религиозным формам. Многие идеи Гюйо, в том числе подчеркивание им бессознательной стороны в человеке, получили развитие в концепциях Фридриха Ницше, Анри Бергсона и других выдающихся философов.