Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Общественная солидарность, принципъ наибодѣе сложной эмоціи—эстетической (стр. 1—18).
I. Передача эмоцій и ихъ характеръ взаимной общительности.—Постоянная передача нервныхъ колебанійи соотносительныхъ умственныхъ состояній между всѣми живыми существами, особенно между тѣми, которыя организованы въ общества. 1) Безсознательная передача на разстояніи чрезъ нервные токи.—Сомнамбулизмъ: симпатическое дѣй-ствіе на разстояніа въ гипнотизмѣ. 2) Передача болѣе сознательная и болѣе прямая посредствомъ прикосновенія. Объятіе. 3) Передача черезъ обоняніе. 4) Передача черезъ зрѣніе и слухъ.—Всякое ощу-щеиіе есть ощущеніе движенія, и всякое ощущеніе движенія ВЫЗЪІ-ваетъ симпатическое движеніе.—Задача: какъ воспріятіе страданія у другого можетъ сдѣлаться пріятнымъ въ искусствѣ?—Жалость.—Мще-ніе.—Косвенная передача эмоцій при посредствѣ знаковъ. Выраженіе.
П. Эстетическая эмоція и ея общественный характеръ.—Пріятное и прекрасное. Чувство органической солидарности, присущее чувству прекраснаго: нашъ организмъ есть общество живыхъ и эстетическое удовольствіе есть чувство гармоній.—Полезное и прекрасное; ихъ различія и ихъ точки соприкосновенія.—Общественная солидарность и всеобщая симпатія, какъ принципъ самой полной и самой возвышенной эстетической эмоціи. —Оживленіе и олицетвореніе предметовъ. —Какъ можетъ насъ интересовать и возбуждать нашу симпатію ходъ отвлеченныхъ разсужденій,—О симпатій и общности съ существами природы.—Пейзажъ есть состояніе душг, явленіе симпатій и общительности. Эмоція эстетическая и эмоція нравственная.....
III. Художественная эмоція и ея общественный характеръ. —Цѣль искусства есть подражать жизни, чтобы заставить насъ симпатизировать жизни другихъ и производить такимъ образомъ эмоцію обществен-наго характера.—Элементы художественной эмоціи. 1) Умственное
IV
удоізольстізіе узнавать предметы памятью; 2) удовольетвіе сочувствовать художнику. 3) Удовольствіе сочувствовать личностямъ, которыя изображены художникомъ.—Роль выражения.—Роль вымысла: созданіе новаго и идеальнаго общества.—Движеніе, какъ внѣшній признакъ жизни и какъ средство искусства, — Высшая цѣль искусства вызвать эстетическую эмоцію общественнаго характера. Сходства и раз-лачія искусства и религіи. Лптропоморфизмъ и соціоморфизмъ въ
ИСКУССТВ*!........-..................
ГЛАВА ВТОРАЯ.
геній, какъ сила взаимной общительности ii творе-hie новой общественной среды (стр. 19—39).
I. Геній, нанъ сила общительности. — Научный анализъ и художественный синтезъ. Геній комбянируетъ вещи возможный', его первое свойство есть сила воображенія.—Второе свойство есть сила чувства, симпатій и общительности. Недостаточность - различенія между геніями субъективными и геніями объективными.—Какимъ образомъ способность раздвояться, выходить изъ своей личности, отличающая генія, можетъ кончаться безуміемъ ,...........
II. Геній, какъ твореніе новой общественной среды-—Отнопіеніе генія къ существующей средѣ.—Различныя теорій по этому поводу.— Теорія Тэна.—Теорія Геннекена. Недостаточность различныхъ теорій, —Какимъ образомъ геній создаетъ новую общественную среду. Ново-введете и подражапъе въ человѣческомъ обществѣ.........
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
О симпатій и общительности въ критикѣ (стр. 40 — 48).
Истинная критика есть критика самаго произведенія, а не писателя и среды. —Преобладающее качество истиннаго критика: симпатія и общительность.—Объ антипатій, причиняемой нѣкоторымъ крити-камъ извѣстными произведеніями.–Есть ли истинная критика, критика достоинствъ или критика недостатковъ. - -О способности восхищаться или любить.—Трудность находить и понимать красоты ху-дожественнаго произведенія; трудность дать почувствовать ихъ дру-гимъ; роль критика......................
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.
выражеше жизни индивидуальной и общественной въ
искусстве (стр. 49—62).
I. Искусство не ищетъ только ощущенія.—Оно ищетъ выраженія жизни.—Законы, отсюда проистекающіе.–Безсиліє чистаго форма-
V
Стран.
лизма въ искуествѣ—Флоберъ. Живое содержаніе всегда должно про-
свѣчивать сквозь форму..................... 49
II. Мысли, чувства и воля составляютъ оенованіе искусства.—Необходимость идей и науки для возобновленія самихъ чувствъ..... 53
III. Поел ѣдняяцѣль искусства возбудитьс импатію къ живымъ существ амъ. — При какихъ условіяхъ существо симпатично.—Необходимость индивидуальности. Необходимость универсальной и общественной стороны типовъ.—Условное и естественное въ обществѣ и въ искусствѣ. Средство избѣгнуть условнаго............. 57
ГЛАВА ПЯТАЯ.
Реализмъ.—Тривіализмъ її средство его извѣгнуть (стр. 63-103).
I. Идеализмъ и реализмъ,—О томъ, что есть нѣсколько эстетикъ, и какъ ихъ привести къ единству.—Ложный идеализмъ и ложный реализмъ.—Роль безобразнаго и диссонансовъ въ искусствѣ.—Условное въ обществѣ и въ искусствѣ................ 63
II. Различіе реализма и тривіализма.—Опасность, которой надо из-
бѣгать...................•.......... 81
III. Средства избѣжать тривіальнаго.—Удаленіе событій въ прошедшее.—Эстетика воспоминанія.—Историческое.—Античное .... 82
IY. Перестановка въ пространствѣ и изобрѣтеніе среды,—Дѣйствія на воображеніе отъ перестановки предметовъ въ пространство.—Чувство природы и живописность.................. 89
Y. Вліяніе Библіи и Бостона на чувство природы........ 94
VI. Описаніе и симпатическое одушевленіе природы.—Правила и примѣры симпатическаго описанія.—О злоупотребленіи описаній , . 97
ГЛАВА ШЕСТАЯ.
Романъ психодогическій и сощологическій (стр. 104-139).
I. Общественное значеніе, пріобрѣтенное въ наше время психологическими и соціологическимъ романомъ............. 104
II. Характеръ и правила психологическаго романа....... 106
III. Романъ соціологическій.— Натурализмъ въ романѣ..... 125
ГЛАВА СЕДЬМАЯ.
ВЗЕДЕНІЕ ФИЛОСОФСКИХЪ и общѲСТВЕННЫХЪ ИДЕЙ ВЪ ПОЭЗІЮ
(стр. 140—147).
I. Поэзія, наука и философія................ 140
II. Ламартинъ . •..................... 146
III. Виньи......................... 153
1Y. Альфредъ де-Мюссе................... 158
VI
ГЛАВА ВОСЬМАЯ.
ВвЕДЕНІЕ философскихъ и общественныхъ идей въ ПОЭ-
зію (прододженіе, стр. 168—231).
Викторъ Гюго........................
I. Непознаваемое.....................
II. Богъ.........................
III. Конечность и эволюдія въ природѣ. Судьба н безсмертіе . .
IY. Религіи и релнгія..................
У. Идеи нравственныя и общественныя. Общественная роль высокой поэзіи.........................
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.
ФиЛОСОФСКІЯ и общественныя идеи въ поэзш (ирОДОД-
женіе, стр. 232—271). Преемники Гюго.
I. Сюлли-Прюдоммъ...................
П. Леконтъ де-Лиль....................
III. Коште.........................
IV. Г-жа Аккерманъ....................
V. Пародія философской поэзіи: les Blasphemes........
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ.
стиль какъ способъ ВЫРАЖЕНІЯ и орудїе симпатій (стр.
272—316).
I. Стиль и его разные роды.—Принципъ экономш силы и принципъ поэтическаго виушеиія ...................
II. Образъ........................
III. Ритмъ.—Поэтическая эволюція современной прозы. Литературный и политическія причины этой эволюціи..........
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ.
Литература декадентовъ и расшатанныхъ; ея основной he-общественный характеръ. нравственная и соціальная роль искусства (стр.317—^384).
I. Литература расшатанныхъ..........
II. Литература декадентовъ.................
III. Нравственная и соціальная роль искусства........
![]() Французский философ, автор многочисленных работ по различным разделам философии, а также по психологии, социологии и педагогике. Родился в городе Лавале. С детства проявлял разнообразные способности, занимался математикой и поэзией, увлекся философией, в частности трудами Платона и Канта. Первым руководителем в его занятиях была мать, автор известных в то время сочинений по педагогике, а затем его воспитанием занялся отчим, известный философ Альфред Фулье. В 17 лет Гюйо была присвоена степень агреже по словесности. В 1873 г. он был удостоен премии Академии моральных и политических наук за сочинение об утилитарной морали. С 1874 г. Гюйо читал курс философии студентам лицея Кондорсе, а в 1877–1885 гг. сотрудничал в журналах, где публиковал статьи и фрагменты своих работ.
Основная мысль, развитием которой занимался Гюйо, заключается в идее жизни как общего плодотворного начала, на котором обоснованы все ценности: наука, мораль, религия, социология, искусство. Общий для всех "порыв жизни" нерасторжимо связывает человека с другими людьми, создавая основу социальной солидарности и согласия. С представлениями Гюйо о морали связана концепция "безверия", которое должно прийти на смену современным религиозным формам. Многие идеи Гюйо, в том числе подчеркивание им бессознательной стороны в человеке, получили развитие в концепциях Фридриха Ницше, Анри Бергсона и других выдающихся философов. |