URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гобозов И.А. Философские проблемы политики: История. Теория Обложка Гобозов И.А. Философские проблемы политики: История. Теория
Id: 281651
818 р.

Философские проблемы ПОЛИТИКИ:
История. Теория. Изд. стереотип.

Философские проблемы политики: История. Теория 2022. 320 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В настоящей работе освещаются фундаментальные философские проблемы политики. В первой части рассматривается история философии политики, а во второй — теория философии политики. Глобализация исследуется не как объективный процесс, а как процесс, искусственно навязанный Западом всему человечеству. Оригинально излагаются вопросы политической власти, современных государственных форм власти, роли СМИ в политике, соотношения морали и политики... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Предисловие6
Часть первая. История10
Глава 1. Платон10
1. Генезис государства10
2. Идеальное государство11
3. Извращенные формы государственного устройства14
Глава 2. Аристотель19
1. Генезис государства19
2. Государственное устройство22
3. Государственные перевороты28
Глава 3. Макиавелли31
1. Макиавелли — выдающийся теоретик политики31
2. Виды государства33
3. Государь. Мораль. Интересы34
4. Историческая необходимость38
5. Республика и свобода39
Глава 4. Гоббс43
1. Теория естественного права. Bellum omnium contra omnes43
2. Договорная теория происхождения государства46
3. Формы установленных государств47
4. Политические структуры50
5. Причины распада государства52
Глава 5. Локк55
1. Формы власти55
2. Генезис собственности56
3. Формы государственного управления и разделение власти58
4. Государство и церковь60
Глава 6. Монтескье63
1. Критика Гоббса. Мир — первый естественный закон63
2. Виды правления64
3. Влияние географической среды на государственное устройство67
Глава 7. Руссо71
1. Сострадание — естественное состояние людей71
2. Законы и стабильность общества74
3. Формы правления76
Глава 8. Гольбах79
1. Человек и общество79
2. Формы правления81
3. Фундамент свободы — разум и добродетель85
4. Проблемы войны87
Глава 9. Гегель91
1. «Государство — шествие бога в мире»91
2. Исторические личности95
3. Гражданское общество98
Глава 10. Маркс105
1. Политическая философия Маркса и материалистическое понимание истории105
2. Эпистемологический разрыв в политической философии111
3. Проблемы современного коммунистического движения121
Часть вторая. Теория127
Глава 1. Феномен политики127
1. Общая характеристика политики127
2. Общество и государство145
3. Взаимодействие государства и общества169
4. Формы государственного правления174
Глава 2. К. Поппер и «тоталитаризм»187
1. Поппер — апологет «открытого» (буржуазного) общества187
2. Тоталитаризм — идеологический миф192
Глава 3. Гражданское общество196
1. К истории гражданского общества196
2. Современные интерпретации гражданского общества197
Глава 4. Политика и война205
1. К истории войн205
2. Классификация войн215
3. Глобализация. Война. Террор217
Глава 5. Политика и экономика229
1. Экономика — детерминанта229
2. Политика — доминанта231
Глава 6. «Моральная» политика235
1. Мораль и политика: общее и различие235
2. История и мораль247
Глава 7. Политика. Свобода. Ответственность259
1. Свобода вообще и свобода политическая259
2. Духовная свобода267
3. Взаимосвязь свободы и ответственности268
Глава 8. Прогностическая функция политики270
1. Общая характеристика прогностики270
2. Политическая прогностика283
3. Контуры будущего в представлении З. Бжезинского291

Предисловие
top
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена актуальным философским проблемам политики. Мы живем в эпоху «вавилонского столпотворения». Люди постоянно меняют место жительства, переселяются из одного города в другой, из одной страны в другую. Социальная мобильность приобретает невиданные масштабы. Весь мир представляет собой единый торговый центр: свободное передвижение товаров, капиталов, рабочей силы, материальных и духовных ценностей, стандартизация жизни — вот далеко не полный перечень тех «благ», которые люди получили вследствие глобализации, насильственно навязанной Западом всему остальному миру. Как отмечает французский исследователь К. Лаваль, «западные страны встают перед остальным миром в довольно самобытную и, во многих отношениях, патетическую позу. Только они этого не понимают. Эти страны, по крайней мере если верить тем, кто является их правомерным рупором, часто смешиваются в нашем сознании с огромной и интенсивно работающей машиной по производству материальных благ, услуг, идей, ощущений, аффектов и желаний. А некоторые представители и видные деятели этих стран, кажется, полагают, что весь остальной мир только и мечтает о том, чтобы на них походить… Одна из лежащих в основе западного мировоззрения концепций приобретает сегодня особенную силу: эта концепция представляет нам рынок как единственно возможную модель человеческих отношений» . Рынок представляется как панацея от всех бед. При этом упускается из виду, что общество есть продукт взаимодействия людей, наделенных сознанием и поступающих сознательно. И рынок автоматически ничего не может решить.

Средства массовой информации (было бы вернее сказать — дезинформации) «забыли» экономику, особенно ее реальный сектор — производство материальных ценностей, без которого общество не сможет просуществовать и несколько часов. А если вспоминают об экономике, то только как финансовый поток. Утверждается, что Марксова формула «Деньги — товар — деньги» якобы устарела и теперь необходимо исходить из другой формулы «Деньги — деньги». Это значит, что деньги делают деньги. Иначе говоря, общественное богатство якобы создается не в сфере материального производства, а в сфере обращения. Но мы видим, что в реальной жизни по-прежнему буржуазная экономика работает по формуле Маркса: те государства, которые имеют высокий уровень материального производства, успешнее развиваются, чем те, которые либо имеют низкий уровень производства, либо вообще ничего не имеют. Страны с высоким уровнем материального производства включены в центровой капитализм. И наоборот, те страны, которые лишены такого уровня производства, включены в периферийный капитализм. И никогда в условиях глобализации они не сравняются по уровню развития с государствами центрового капитализма, потому что они абсолютно не могут конкурировать с ними.

Здесь нельзя не отметить, что благодаря глобализации население периферийного капитализма не ощущает нехватку товаров, но остро ощущает нехватку денег, потому что национальная экономика фактически отсутствует, без которой невозможно создать высокий уровень жизни.

Учет лишь финансовых потоков приводит к денежному хаосу и в конечном итоге к глубочайшим кризисам. Деньги ничем не обеспечиваются, их можно печатать сколько угодно.

Средства массовой информации также, казалось бы, большое внимание уделяют политической жизни, поскольку постоянно на телеэкранах появляются политики всех рангов. Но это только на поверхности. На самом деле политика, впрочем, как и все остальное, превращена в Шоу. Она представлена в сугубо постмодернистском духе, т. е. в духе пустого дискурса обо всем и ни о чем. А между тем, политика, как и другие сферы общества, несводима к дискурсу, к пустым рассуждениям в духе передачи «К барьеру». Политика, как писал знаменитый немецкий социолог М. Вебер, — это и призвание и профессия. В эпоху господства «демократии» принято считать, что любой гражданин может занять любую политическую должность. На самом деле это не так. Политика действительно есть призвание и профессия. История человечества свидетельствует о том, что многие занимали ответственные политические должности в силу разных исторических обстоятельств, но не стали политиками в подлинном смысле слова.

Сейчас политиков делают политтехнологи, и те политики, которые игнорируют современные политтехнологи, и проводят независимую политику, получают самый страшный ярлык, ярлык диктатора. С такими «диктаторами» мировое сообщество, т. е. Запад, безжалостно расправляется (Ирак, Ливия). Кстати, все великие политики были диктаторами.

Кроме политической сферы, в центре СМИ оказывается социальная сфера. Она тоже представлена в извращенном виде. Социальная сфера — это сфера социальных классов, социальных каст, социальных групп и т. д. Конечно, в центре социальной сферы в широком смысле слова находится человек. Но в СМИ и обществознании, в том числе в политологии, перестали упоминать рабочих, крестьян, интеллигенцию, вообще социальные группы. Даже студенты не всегда знают, чем отличается, например, рабочий от крестьянина. Теперь в моде слово «электорат», от голоса которого якобы зависит будущее всей страны, хотя от него на самом деле ничего не зависит, так как ему можно внушить все что угодно.

Что касается проблемы человека, то она находится в центре внимания не только СМИ, но и гуманитарных наук, прежде всего социальной философии. СМИ рассматривают практический аспект проблемы человека, социальная философия — теоретический. В обоих случаях человек представлен в искаженном виде. В СМИ, например, человек изображается сугубо негативно. В центре внимания оказываются не настоящие люди, соблюдающие правовые и моральные нормы, являющиеся подлинными гуманистами и создающие материальные и духовные ценности, а преступники, террористы, воры, жулики, бандиты и т. д. Экраны телевизоров заполнены этими «героями». Они приобретают публичность, и многие молодые люди им подражают: ведь всем хочется быть известными. Складывается впечатление, что общество как социальный организм состоит из одних преступников и жуликов. Совершенно очевидно, что такое общество не имеет будущего.

В обществознании человек изображается в отрыве от общественных отношений, от окружающей его социальной действительности. А ведь сущность человека, как писал Маркс, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» .

В свое время немецкий философ М. Шелер ввел термин «философская антропология», который он истолковывал очень расширительно. «Задача философской антропологии — точно показать, как из основной структуры человеческого бытия… вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, религия, наука, историчность и общественность» .

У нас после развала СССР данный термин всюду используется. Наши обществоведы вслед за Шелером исследуют человека вне общества. Они его рассматривают как исключительно индивидуализированное существо, они возвращаются к тем далеким временам, когда человек брался в качестве исходной посылки изучения общества, а не наоборот.

В политологии сейчас модно говорить о правах человека, но понятие «права человека» очень туманное и размытое понятие. Это не научное понятие. Каждый человек по-своему понимает права человека, он его связывает прежде всего со своими личными интересами. Политики демагогически используют права человека, особенно против своих противников или против тех или иных лидеров государств, яко-бы нарушающих права своих граждан.

Один из важнейших принципов науки — это принцип историзма. Суть его заключается в том, что всякий социальный феномен следует анализировать исторически, т. е. проследить этапы его становления и развития. Исходя из этого принципа, в первой части своей работы я делаю краткий экскурс в историю возникновения политических теорий в Европе. С этой целью я рассматриваю воззрения крупнейших философов, внесших, на мой взгляд, наибольший вклад в философию политики. Во второй части излагаю собственные воззрения на политику. Главная задача философии как науки заключается в поиске истины. Поэтому в данной работе я стремился в духе истины и научности изложить и проанализировать те политические проблемы, которые, как мне кажется, очень злободневны и актуальны.


Об авторе
top
photoГобозов Иван Аршакович
Доктор философских наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, главный редактор журнала "Философия и общество". Основные научные труды: "Современная французская буржуазная философия истории", "Общественный прогресс и будущее человеческого общества", "Философия истории Р. Арона", «История философии в интерпретации „новых философов“», «Философия истории „новых правых“», "Марксизм и философская антропология", "Смысл и направленность исторического процесса", "Введение в философию истории", "Философия политики", "Социальная философия", "Феномен власти", "Парадигмальный характер материалистического понимания истории", "Социально-философский анализ бюрократии и бюрократизма", "Социальное познание", "Кризис современной эпохи и философия постмодернизма", "Философия. Мировоззрение. Наука", "История и мораль", "Философское обоснование права", "Легко ли быть марксистом?", "Материалистическое понимание истории и современность", "Философия как постижение эпохи", «Глобализация и „этическая политика“», "Проблемы гносеологии во французской критической философии истории", "Постмодернизм и историческое познание", "Историческое познание, разновидность социального познания", "О законах истории общества", "Диалектика и современность", "Кому нужна такая философия?!" (М.: URSS), "Государство и национальная идентичность" (М.: URSS), "Философские проблемы политики" (М.: URSS) и др.

Перевел с французского языка коллективную монографию "Французские марксисты о диалектике", книгу Ж.-М. Денкэна "Политическая наука", работы Р. Арона "Воображаемые марксизмы" (М.: URSS), "Критическая философия истории", "Введение в философию истории", "Измерения исторического сознания" (М.: URSS), "Лекции по философии истории" (М.: URSS).