URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Долгов Б.В. Исламистское движение в Алжире и Тунисе: 1970–2020-е гг. Обложка Долгов Б.В. Исламистское движение в Алжире и Тунисе: 1970–2020-е гг.
Id: 281599
999 р.

Исламистское движение в Алжире и Тунисе:
1970–2020-е гг. Изд. 2, испр. и доп.

2022. 300 с.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Монография посвящена важной и актуальной теме — развитию исламистского движения (или движения политического ислама) в Алжире и Тунисе, одних из наиболее значимых арабских стран, в период 1970–2020 гг. Исламистская доктрина государства и власти, базировавшаяся на концепции развития мусульманского общества по «исламскому пути» на основе сохранения исламской идентичности и исламских ценностей, пользовалась значительной поддержкой у части мусульман.... (Подробнее)


Содержание
top
Содержание3
Введение4
Глава 1. Теоретические основы и идеологическая база исламистского движения6
1. Дефиниции и понятийный аппарат6
2. Теоретическое обоснование «исламского пути»7
3. Идеологическая база9
4. Исламистские идеологи и их концепции10
Глава 2. Алжирское общество и исламистское движение в 1970–2020-годах35
1. Эволюция исламистского движения в Алжире в 1970–1980-х годах35
2. Формирование и развитие исламистского движения в Алжире в конце 1980-х – начале 1990-х годов57
3. Вооруженное противостояние радикальной исламистской оппозиции с властями в 1992–2000-х годах121
4. Социально-политическое развитие Алжира и исламистское движение в 2000–2020-х годах 164
Глава 3. Общественно-политическое развитие Туниса и исламистское движение в 1970–2020-х годах185
1. Политика секуляризма и исламистское движение в 1970–1980-х годах185
2. Тунисское общество и исламистское движение в 1980–2010-х годах199
3. Социально-политическое развитие тунисского общества в 2010–2020-х годах: «арабская весна» и исламистское движение213
Заключение253
Библиография271

Введение
top
Идеология исламского фундаментализма и исламского возрождения (ан-нахда аль-исламийя — араб. яз.), провозглашавшая возврат к «подлинному исламу» времен Пророка Мухаммеда и четырех «праведных халифов» (аль-хулафаа ар-рашидун) и исповедовавшие ее исламистские движения в 1970–2020-х годах испытали значительный подъем как в арабо-мусульманском мире, так и в мусульманских диаспорах Западной Европы. Исламистские движения в этот период играли существенную роль в общественно-исторической динамике Алжира и Туниса. Исламистская доктрина государства и власти, базировавшаяся на концепции развития мусульманского общества по «исламскому пути» на основе сохранения исламской идентичности и исламских ценностей, пользовалась значительной поддержкой у части мусульман. Она должна была стать альтернативой обанкротившимся, согласно риторике исламистов, концепциям как социалистической ориентации, так и западного либерализма, чуждым, как считали исламистские идеологи, мусульманским ценностным ориентирам и традициям.

Исламистские движения значительно усилили свое влияние в ходе социальных протестов «арабской весны» 2010–2013 годов, приведших к краху правящих режимов в ряде арабских стран и, прежде всего, в Тунисе, в котором начался первый революционный протест, ставший своеобразным факелом, из которого разгорелось пламя «арабской весны», распространившейся на арабо-мусульманский мир. В то же время Алжир показал пример устойчивости к «весенним ветрам» арабских революций, что во многом было обусловлено сложившимся в алжирском обществе иммунитетом к джихадистским лозунгам, полученным в период длительного вооруженного противостояния с радикальным исламизмом в 1992–2000-е годы. Каждое из мусульманских обществ Алжира и Туниса показало свой вариант развития. Причем каждый вариант имел как свои специфические особенности, так и общие черты, а также элементы, характерные для развития исламистского движения в целом.

В свою очередь в Западной Европе, прежде всего во Франции, имеющей самое многочисленное европейское мусульманское сообщество, большинство которого состоит из выходцев из Магриба, в основном из Алжира и Туниса, обладающих зачастую наряду с французским, также гражданством данных стран, происходило усиление роли ислама в религиозной и социокультурной сферах. При этом часть европейских мусульман стремилась сохранить свою исламскую идентификацию. На фоне нарастания социально-экономических проблем в странах Западной Европы, затрагивавших в первую очередь мусульманское сообщество, и ряда внешних факторов среди части европейских мусульман получила распространение исламистская идеология, в том числе ее радикальные течения.

Исламистское движение в процессе своего развития стало одним из наиболее важных факторов, влияющих на историческую динамику не только мусульманского мира, но и на социально-политические и социокультурные процессы, происходящие в странах, где представлены мусульманские сообщества. Политический ислам и в будущем, на наш взгляд, продолжит играть значительную роль в общественно-исторической эволюции мусульманских регионов, а также оказывать серьезное влияние на глобальные процессы исторического развития в целом. В этой связи выявление и анализ всей совокупности исторических, религиозных, социально-экономических, политических и цивилизационных факторов, способствовавших возникновению и развитию исламистского движения в арабо-мусульманских странах, представляется весьма актуальным и важным.

Тезисы и материалы исследования были представлены автором в докладах на научных конференциях в российских востоковедных вузах, а также в научных центрах ряда арабских и европейских стран в ходе научных командировок в 2009–2021 гг.


Об авторе
top
photoДолгов Борис Васильевич
Востоковед-арабист, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, член Союза писателей России. Окончил Институт стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова. Специализируется по новой и новейшей истории арабо-мусульманского мира и мусульманских диаспор в Западной Европе. В ходе практической деятельности и научных командировок неоднократно бывал на Арабском Востоке и в странах Западной Европы. Работал в Египте, Тунисе, Алжире, Йемене, Бахрейне и Сирии, которую неоднократно посещал в 2011–2021 гг., а также во Франции. В круг его научных интересов входят вопросы, связанные с современной социально-политической эволюцией арабо-мусульманского мира и возникновением и практикой движений политического ислама. Б. В. Долгов входит в группу экспертов по международному антиэкстремистскому сотрудничеству при МИД России.

Б. В. Долгов — автор более 100 научных работ, в том числе монографий «Исламистский вызов и алжирское общество: 1970–2004 гг.», «Арабо-мусульманское сообщество во Франции: Исламская идентификация и светская демократия (1980–2016 годы)» (URSS), «Исламистское движение в Алжире и Тунисе: 1970–2017 гг.» (URSS), «Сирийское противостояние: внутренние и внешние факторы (2011–2021 гг.)» (URSS), «Феномен „Арабской весны“ и ее последствия: 2011–2020-е годы» (URSS), а также целого ряда статей по проблемам современной социально-политической эволюции арабо-мусульманского мира и арабо-мусульманской диаспоры в Западной Европе. Соавтор коллективных монографий «Арабский мир после Арабской весны», «Арабский кризис и его международные последствия» (URSS), «Исламские радикальные движения на политической карте современного мира» (URSS), «Арабский кризис: Угрозы большой войны» (URSS). Среди последних работ автора — статьи «„Мягкая“ и „жесткая“ сила Европы на Ближнем и Среднем Востоке» (Актуальные проблемы Европы; 2014), «Ислам во Франции: мусульмане и светская республика» (Восток (Oriens); 2015), «Сирийский кризис и радикальный исламизм» (Азия и Африка сегодня; 2016), «Кризис в Арабском мире и политический ислам» (Азия и Африка сегодня; 2020), «Сирийский кризис (2011–2020): начало» (Восток (Oriens); 2020), «Россия и Турция в региональном и геополитическом пространстве» (Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право; 2021).