Вместо предисловия |
Глава I. Китайские классические книги |
Глава II. И-цзин, Чунь-цю и Лунь-юй -- наиболее распространенные в Японии китайские классические книги |
Глава III. Об отношении Конфуция к авторству классических книг |
Глава IV. Конфуций и его учение |
Глава V. Буддизм в Японии и его общественно-политическая роль |
Глава VI. Введение конфуцианства и распространение конфуцианских произведений в Японии в V--ХII вв. |
Глава VII. Учение Чжу Си (неоконфуцианский идеализм) |
Глава VIII. Распространение конфуцианства в Японии в ХII--XVI вв. |
Глава IX. Токугавская Япония и конфуцианство |
Глава Х. Японская "чжусианская школа" ("Сюси гакуха") |
Глава XI. Школа Мито |
Глава XII. Соединение чжусианского неоконфуцианства с синтоизмом. Ямадзаки Ансай |
Глава XIII. Упадок чжусианской школы. Кайбара Экикэн и Муро Кюсо |
Глава XIV. Японская школа сторонников учения Ван Ян-мина -- "Оёмэйгакуха" |
Глава ХV. Японская "Школа классического конфуцианства" |
Глава XVI. "Сэйригаку" -- "Учение, основанное на знании порядка вещей в поднебесной и разуме" |
Глава ХVII. Конфуцианство в Японии после революции 1868 г. |
Глава XVIII. Мотода Тоя и Накамура Кэйу |
Глава XIX. Хаттори Унокити |
Глава XX. Иноуэ Гэцудзиро |
Глава XXI. Дальнейшее распространение конфуцианства в Японии |
Глава ХХII. Несколько замечаний в заключение |
Указатель имен и названий |
Настоящая работа, как мне кажется, в известной степени заполняет
давно отмечавшийся пробел в нашей востоковедной литературе.
Обстоятельных монографий, посвященных конфуцианству и его распространению
в Японии, до сих пор не было также в европейской и американской
литературе.
Между тем конфуцианство как реакционное этико-пoлитичecкoe
и философское учение играло совершенно исключительную роль в истории
культурной, политической и государственной жизни ряда народов
Дальнего Востока в прошлом и продолжает оказывать на нее огромное
влияние и в настоящее время.
В работе мной руководило стремление к анализу более широкого
круга материалов: первоисточников, относящихся к различным историческим
периодам, комментариев на них и дальнейших комментариев
на эти последние, исследований, посвященных специальным и отдельным
проблемам, равно как и трактатов, книг, статей и другого рода произведений,
ставящих перед собой также цели обобщений.
Несмотря на это, результаты работы, само собой разумеется,
не могут претендовать на исчерпывающую полноту.
Самим изучением темы я обязан своему учителю члену-корреспонденту
Академии Наук СССР Н.И.Конраду, любезно согласившемуся
взять на себя труд редактора моего исследования. За все
это я приношу ему свою сердечную, глубокую благодарность.
Приятным долгом считаю высказать здесь свою искреннюю признательность
А.А.Петрову, читавшему рукопись настоящей книги и давшему
мне ряд ценных указаний.
Я.Б.Радуль-Затуловский.
Яков Борисович РАДУЛЬ-ЗАТУЛОВСКИЙ (1903--1987)
Известный советский ученый, историк философии Востока. Доктор исторических
наук, профессор. Родился в городе Фастове Киевской губернии. Учился
на факультете права Киевского института народного хозяйства (1924--1928);
на втором курсе увлекся историей философской мысли, проявил интерес к китайской,
а позже японской философии. С 1931 г. учился в аспирантуре Института
востоковедения АН СССР (Ленинград) под руководством известных востоковедов Н.И.Конрада и Н.А.Невского.
В 1936 г. защитил кандидатскую диссертацию
"Учение Конфуция в современной японской философии", в 1942 г. -- докторскую
диссертацию "История материалистических идей в Японии в XVII--XIX вв.".
Преподавал на японском отделении восточного факультета Ленинградского
государственного университета (профессор с 1947 г.), работал в секторе
философской и социологической мысли народов Востока Института философии АН
СССР. Автор более 50 работ по восточной философии, многие из которых были
переведены на японский язык.
В основную сферу философских интересов Я.Б.Радуль-Затуловского входило
развитие материализма в Японии в противовес традиционным конфуцианским
и буддистским представлениям. Он критиковал традиционные воззрения "японизма"
на эволюцию философской мысли в Японии и Китае как чисто идеалистической
и религиозной. Его собственные воззрения на формирование японского атеизма
и материализма как независимого пласта восточной мысли сложились на основе
общения с материалистически настроенными японскими философами. Изучая труды
философов Японии периода феодализма и капитализма, он пришел к выводу, что
материалистическая линия сложилась давно и заслуживает серьезного отношения.
В целом работы Я.Б.Радуль-Затуловского внесли весомый вклад в исследование
материалистической традиции в японской философской мысли. Монография
"Конфуцианство и его распространение в Японии" (1947) заполнила большой
пробел в востоковедческой отечественной и мировой литературе.