URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии
Id: 281472
818 р.

Конфуцианство и его распространение в Японии Изд. стереотип.

URSS. 2022. 456 с. ISBN 978-5-9710-9397-8.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается работа известного советского историка философии Востока Я.Б.Радуль-Затуловского (1903–1987), ставшая одной из первых в мировой литературе обстоятельных монографий, посвященных конфуцианству и его распространению в Японии. Автор описывает проникновение конфуцианства в Японию, исследует его взаимоотношение с синтоизмом и буддизмом, роль в общественно-политической жизни страны; характеризует... (Подробнее)


Оглавление
top
Вместо предисловия
Глава I. Китайские классические книги
Глава II. И-цзин, Чунь-цю и Лунь-юй -- наиболее распространенные в Японии китайские классические книги
Глава III. Об отношении Конфуция к авторству классических книг
Глава IV. Конфуций и его учение
Глава V. Буддизм в Японии и его общественно-политическая роль
Глава VI. Введение конфуцианства и распространение конфуцианских произведений в Японии в V--ХII вв.
Глава VII. Учение Чжу Си (неоконфуцианский идеализм)
Глава VIII. Распространение конфуцианства в Японии в ХII--XVI вв.
Глава IX. Токугавская Япония и конфуцианство
Глава Х. Японская "чжусианская школа" ("Сюси гакуха")
Глава XI. Школа Мито
Глава XII. Соединение чжусианского неоконфуцианства с синтоизмом. Ямадзаки Ансай
Глава XIII. Упадок чжусианской школы. Кайбара Экикэн и Муро Кюсо
Глава XIV. Японская школа сторонников учения Ван Ян-мина -- "Оёмэйгакуха"
Глава ХV. Японская "Школа классического конфуцианства"
Глава XVI. "Сэйригаку" -- "Учение, основанное на знании порядка вещей в поднебесной и разуме"
Глава ХVII. Конфуцианство в Японии после революции 1868 г.
Глава XVIII. Мотода Тоя и Накамура Кэйу
Глава XIX. Хаттори Унокити
Глава XX. Иноуэ Гэцудзиро
Глава XXI. Дальнейшее распространение конфуцианства в Японии
Глава ХХII. Несколько замечаний в заключение
Указатель имен и названий

Вместо предисловия
top

Настоящая работа, как мне кажется, в известной степени заполняет давно отмечавшийся пробел в нашей востоковедной литературе. Обстоятельных монографий, посвященных конфуцианству и его распространению в Японии, до сих пор не было также в европейской и американской литературе.

Между тем конфуцианство как реакционное этико-пoлитичecкoe и философское учение играло совершенно исключительную роль в истории культурной, политической и государственной жизни ряда народов Дальнего Востока в прошлом и продолжает оказывать на нее огромное влияние и в настоящее время.

В работе мной руководило стремление к анализу более широкого круга материалов: первоисточников, относящихся к различным историческим периодам, комментариев на них и дальнейших комментариев на эти последние, исследований, посвященных специальным и отдельным проблемам, равно как и трактатов, книг, статей и другого рода произведений, ставящих перед собой также цели обобщений.

Несмотря на это, результаты работы, само собой разумеется, не могут претендовать на исчерпывающую полноту.

Самим изучением темы я обязан своему учителю члену-корреспонденту Академии Наук СССР Н.И.Конраду, любезно согласившемуся взять на себя труд редактора моего исследования. За все это я приношу ему свою сердечную, глубокую благодарность.

Приятным долгом считаю высказать здесь свою искреннюю признательность А.А.Петрову, читавшему рукопись настоящей книги и давшему мне ряд ценных указаний.

Я.Б.Радуль-Затуловский.

Об авторе
top
Яков Борисович РАДУЛЬ-ЗАТУЛОВСКИЙ (1903--1987)

Известный советский ученый, историк философии Востока. Доктор исторических наук, профессор. Родился в городе Фастове Киевской губернии. Учился на факультете права Киевского института народного хозяйства (1924--1928); на втором курсе увлекся историей философской мысли, проявил интерес к китайской, а позже японской философии. С 1931 г. учился в аспирантуре Института востоковедения АН СССР (Ленинград) под руководством известных востоковедов Н.И.Конрада и Н.А.Невского. В 1936 г. защитил кандидатскую диссертацию "Учение Конфуция в современной японской философии", в 1942 г. -- докторскую диссертацию "История материалистических идей в Японии в XVII--XIX вв.". Преподавал на японском отделении восточного факультета Ленинградского государственного университета (профессор с 1947 г.), работал в секторе философской и социологической мысли народов Востока Института философии АН СССР. Автор более 50 работ по восточной философии, многие из которых были переведены на японский язык.

В основную сферу философских интересов Я.Б.Радуль-Затуловского входило развитие материализма в Японии в противовес традиционным конфуцианским и буддистским представлениям. Он критиковал традиционные воззрения "японизма" на эволюцию философской мысли в Японии и Китае как чисто идеалистической и религиозной. Его собственные воззрения на формирование японского атеизма и материализма как независимого пласта восточной мысли сложились на основе общения с материалистически настроенными японскими философами. Изучая труды философов Японии периода феодализма и капитализма, он пришел к выводу, что материалистическая линия сложилась давно и заслуживает серьезного отношения. В целом работы Я.Б.Радуль-Затуловского внесли весомый вклад в исследование материалистической традиции в японской философской мысли. Монография "Конфуцианство и его распространение в Японии" (1947) заполнила большой пробел в востоковедческой отечественной и мировой литературе.