Настоящая работа, как мне кажется, в известной степени заполняет давно отмечавшийся пробел в нашей востоковедной литературе. Обстоятельных монографий, посвященных конфуцианству и его распространению в Японии, до сих пор не было также в европейской и американской литературе. Между тем конфуцианство как реакционное этико-пoлитичecкoe и философское учение играло совершенно исключительную роль в истории культурной, политической и государственной жизни ряда народов Дальнего Востока в прошлом и продолжает оказывать на нее огромное влияние и в настоящее время. В работе мной руководило стремление к анализу более широкого круга материалов: первоисточников, относящихся к различным историческим периодам, комментариев на них и дальнейших комментариев на эти последние, исследований, посвященных специальным и отдельным проблемам, равно как и трактатов, книг, статей и другого рода произведений, ставящих перед собой также цели обобщений. Несмотря на это, результаты работы, само собой разумеется, не могут претендовать на исчерпывающую полноту. Самим изучением темы я обязан своему учителю члену-корреспонденту Академии Наук СССР Н.И.Конраду, любезно согласившемуся взять на себя труд редактора моего исследования. За все это я приношу ему свою сердечную, глубокую благодарность. Приятным долгом считаю высказать здесь свою искреннюю признательность А.А.Петрову, читавшему рукопись настоящей книги и давшему мне ряд ценных указаний. Я.Б.Радуль-Затуловский.
Яков Борисович РАДУЛЬ-ЗАТУЛОВСКИЙ (1903--1987) Известный советский ученый, историк философии Востока. Доктор исторических наук, профессор. Родился в городе Фастове Киевской губернии. Учился на факультете права Киевского института народного хозяйства (1924--1928); на втором курсе увлекся историей философской мысли, проявил интерес к китайской, а позже японской философии. С 1931 г. учился в аспирантуре Института востоковедения АН СССР (Ленинград) под руководством известных востоковедов Н.И.Конрада и Н.А.Невского. В 1936 г. защитил кандидатскую диссертацию "Учение Конфуция в современной японской философии", в 1942 г. -- докторскую диссертацию "История материалистических идей в Японии в XVII--XIX вв.". Преподавал на японском отделении восточного факультета Ленинградского государственного университета (профессор с 1947 г.), работал в секторе философской и социологической мысли народов Востока Института философии АН СССР. Автор более 50 работ по восточной философии, многие из которых были переведены на японский язык. В основную сферу философских интересов Я.Б.Радуль-Затуловского входило развитие материализма в Японии в противовес традиционным конфуцианским и буддистским представлениям. Он критиковал традиционные воззрения "японизма" на эволюцию философской мысли в Японии и Китае как чисто идеалистической и религиозной. Его собственные воззрения на формирование японского атеизма и материализма как независимого пласта восточной мысли сложились на основе общения с материалистически настроенными японскими философами. Изучая труды философов Японии периода феодализма и капитализма, он пришел к выводу, что материалистическая линия сложилась давно и заслуживает серьезного отношения. В целом работы Я.Б.Радуль-Затуловского внесли весомый вклад в исследование материалистической традиции в японской философской мысли. Монография "Конфуцианство и его распространение в Японии" (1947) заполнила большой пробел в востоковедческой отечественной и мировой литературе. |