URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Аристотель Категории: С приложением 'Введения' Порфирия к 'Категориям' Аристотеля Обложка Аристотель Категории: С приложением 'Введения' Порфирия к 'Категориям' Аристотеля
Id: 281413
323 р.

Категории:
С приложением "Введения" Порфирия к "Категориям" Аристотеля. №54. Изд. 6, стереотип.

2022. 80 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Предлагаемая читателю книга представляет собой одно из важнейших философских сочинений великого древнегреческого ученого Аристотеля, в котором перечисляются все возможные виды того, что может быть субъектом или предикатом суждения. Аристотель подводит каждую вещь, о которой возможно сделать высказывание, под одну из десяти категорий --- наивысших родов, предназначенных для перечисления всего, что может быть выражено без состава или структуры.... (Подробнее)


Оглавление
top
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
ПРИЛОЖЕНИЕ:
 "Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля
 Глава I. Глава II. О роде. Глава III. О виде. Глава IV. О собственном признаке. Глава V. О привходящем признаке. Глава VI. О том, что есть общего у пяти терминов. Глава VII. О том, что есть общего у рода и различающего признака. Глава VIII. О том, что есть общего у рода и у вида. Глава IX. О том, что есть общего у рода и у собственного признака. Глава X. О том, что есть общего у рода и у привходящего признака. Глава XI. Глава XII. О том, что есть общего у различающего признака и у вида. Глава XIII. О том, что есть обшего у различающего признака и у собственного признака. Глава XIV. О том, что есть общего у различающего признака и у привходящего признака. Глава XV. О том, что есть общего у вида и у собственного признака. Глава XVI. О том, что есть общего у вида и у привходящего признака. Глава XVII. О том, что есть общего у собственного признака и у неотделимого привходящего признака.

Из главы второй
top

Одни слова говорятся в связи, другие без связи. Одни в связи, как, например: человек бежит, человек побеждает; другие без связи, как: человек, бык, бежит, побеждает.

Из существующего одно сказывается о каком-нибудь подлежащем, но не находится ни в каком подлежащем; как, например, "человек" сказывается о подлежащем – определенном человеке, но не находится ни в каком подлежащем; другое находится в подлежащем, но не сказывается ни о каком подлежащем (я называю "находящимся в подлежащем" то, что, не являясь частью чего-нибудь, не может существовать отдельно от того, в чем оно находится); так, например, отдельная грамматика находится в душе как подлежащем, но не сказывается ни о каком подлежащем. И некоторое белое находится как в подлежащем в теле (ибо всякий цвет – в теле), но не сказывается ни о каком подлежащем. А есть вещи, которые и сказываются о подлежащем и находятся в подлежащем, как, например, наука находится в подлежащем – душе и сказывается о подлежащем – грамматике. Наконец, некоторые вещи не находятся в подлежащем и не сказываются ни о каком подлежащем: например, отдельный человек и отдельный конь. Ничто подобное не находится в подлежащем и не сказывается о подлежащем. И, вообще говоря, все индивидуальное и единое по числу не сказывается ни о каком подлежащем, но кое-что <здесь> может находиться в подлежащем. Так, отдельная грамматика принадлежит к числу того, что находится в подлежащем, но не сказывается ни о каком подлежащем.


Об авторе
top
photoАристотель
(384–322 гг. до н. э.)

Великий древнегреческий философ и естествоиспытатель, оказавший огромное влияние на все последующее развитие философской мысли. Родился в городе Стагира (Македония). В 367 г. до н. э. отправился в Афины, где стал учеником другого великого мыслителя — Платона и около 20 лет провел в его Академии. Будучи самым способным из учеников Платона, глубоко усвоившим его знания и идеи, Аристотель далеко не всегда был согласен со своим учителем. В 343 г. до н. э. стал наставником Александра, сына македонского царя Филиппа. В 331 г., когда Александр сам стал царем, знаменитым Александром Македонским, Аристотель вернулся в Афины и основал философскую школу (Ликей, или перипатетическую школу). В 323 г. философ, обвиненный в преступлении против религии, был вынужден покинуть Афины. Год спустя он умер на острове Эвбея.

В своей необычайно разносторонней деятельности Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. Во многие из них он внес новое и богатое содержание, а некоторые впервые создал. Он считается основателем логики, первым систематизатором диалектики, основоположником этики, социологии, психологии и многих отраслей естествознания, в том числе зоологии. Велики заслуги Аристотеля и в таких разных областях знания, как экономика, теория государства, эстетика, литературоведение и другие.