Жизнь современного человека невозможно представить вне контактов со средствами массовой коммуникации. Телевидение, Интернет, радио, пресса и другие медиа оказывают влияние на формирование социального опыта людей во все большем масштабе. Параллельно происходят постоянные изменения в технологиях медиа, что с неизбежностью приводит к новым формам использования материалов средств массовой коммуникации. Предметная область массовой коммуникации привлекает все большее внимание социологов, политологов, культурологов, исследователей журналистики, равно как и представителей других научных дисциплин. В предлагаемом вниманию читателя тексте акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Массовая коммуникация изучается как социальное явление во всем многообразии его связей и отношений в социальной системе в целом. Работа построена таким образом, чтобы познакомить читателя с ведущими теоретико-методологическими подходами к исследованию массовой коммуникации. Вместе с тем в тексте прослеживается влияние смежных исследовательских дисциплин, что отражает современную тенденцию к междисциплинарному анализу массово-коммуникативных процессов. Наряду с различными концептуальными подходами к анализу массовой коммуникации книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа – общество". Здесь мы исходили из того, что рассмотрение таких вопросов, как, например, общественное представительство в медиа, влияние рыночных императивов на содержание материалов массовой коммуникации и других, помогает на практике понять ту роль, которую они играют в современном обществе. По возможности мы стремились предложить читателю некоторое "панорамное" видение массовой коммуникации, отражающее как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа. Несколько слов о потенциальной аудитории издания. Во-первых, это студенты старших курсов, магистры, аспиранты, специализирующиеся в области социологии массовой коммуникации или смежных дисциплин в рамках политологии, культурологи, журналистики, связей с общественностью и рекламы, маркетинговых коммуникаций, медиаменеджмента и других. Во-вторых, это преподаватели соответствующих учебных дисциплин, а также специалисты, профессионально занимающиеся проблематикой медиа. Книга состоит из трех разделов. Во введении дается определение массовой коммуникации, рассматривается специфика массовой коммуникации как предмета научного анализа. В первом разделе рассматривается становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации. Во втором разделе исследуются место и роль массовой коммуникации как элемента гражданского общества, изучается роль медиа в системе отношений "рынок – государство – общество", обсуждаются особенности проявления тенденции глобализации применительно к сфере средств массовой коммуникации. В третьем разделе анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований текстов и аудитории массовой коммуникации. К каждому тематическому разделу предлагаются краткие выдержки из работ ведущих зарубежных и отечественных специалистов. Таким образом, у читателя появляется возможность получить более полное представление относительно той или иной области изучения массовой коммуникации, реально ощутить практику исследовательского анализа. По каждой теме также приводятся вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, рекомендуемая литература. Основой книги является содержание спецкурса "Социология массовой коммуникации", читавшегося автором в течение последних пятнадцати лет в Центре социологического и политологического образования Института социологии РАН. Созданные в Центре условия способствовали плодотворному обмену мнениями и опытом с коллегами, представляющими образовательные и исследовательские центры Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Перми, Екатеринбурга, Омска, Томска, Новосибирска, Иркутска, Краснодара, Орла, Барнаула, Архангельска, Сыктывкара, Тюмени, Уфы, Ижевска, Магнитогорска, Магадана, Владивостока, Тирасполя и других городов. Автор признателен слушателям курса, которые своими вопросами, дискуссиями, исследованиями способствовали совершенствованию содержания книги. Автор благодарен сотрудникам ЦСПО ИС РАН: директору Центра, канд.психол.наук С.Е.Кухтерину, а также его коллегам – канд.соц.наук Л.П.Ипатовой, Л.С.Кузнецовой, В.А.Бойко, создающим на протяжении многих лет уникальную возможность для творческого развития учебно-образовательных и научных компетенций преподавателей и слушателей. Серьезную помощь автору в работе над книгой оказал профессор В.О.Рукавишников. Отдельная благодарность – рецензентам книги. Поскольку при подготовке переиздания имелись определенные временные ограничения, автор заранее принимает возможные замечания и будет благодарен за любую критику, понимая, что отдельные разделы книги могли бы в большей степени отражать динамично меняющийся мир современных массовых коммуникаций. Это будет учтено в ходе дальнейшей работы над текстом. М.Назаров, д-р полит. наук.
Январь, 2010 г.
Назаров Михаил Михайлович Доктор политических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Специалист в области социологии массовой коммуникации, исследований в сфере медиа и маркетинговых коммуникаций. Автор более 100 опубликованных работ, в том числе нескольких книг, среди которых «Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования» (М.: URSS); «Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации: Опыт междисциплинарного исследования» (М.: URSS; в соавт. с М. А. Папантиму).
|