URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования Обложка Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования
Id: 281358
777 р.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕСТВО:
Введение в теорию и исследования. Изд. стереотип.

Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования 2022. 378 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Настоящая книга посвящена изучению массовой коммуникации. Телевидение, Интернет, пресса, радио, кино и другие средства массовой коммуникации являются важнейшими на сегодня каналами, посредством которых происходит общение людей, формирование социального опыта современного человека. В работе показано становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации.... (Подробнее)


Оглавление
top
От автора
Лекция 1.Введение в социологию массовой коммуникации
 Массовая коммуникация: дефиниции
 Модели коммуникации
 Границы предметной области социологии СМК
 Виртуальная реальность в контексте задач исследования СМК
 Заключение
I. Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории
Лекция 2.Системно-структурные представления о массовой коммуникации
 Функции массовой коммуникации в обществе
 Социодинамическая теория СМК
 Медиа как средство поддержания системной стабильности
 СМК в концепции самореферентных социальных систем
 Заключение
Лекция 3.Идеология и массовая коммуникация
 Вопросы идеологии в работах основоположников марксизма
 Структуралистская интерпретация идеологии
 Концепция гегемонии
 Заключение
Лекция 4.Семиологические подходы в исследовании массовой коммуникации
 МК, язык и "относительность" реальности
 Проблема значения и знака
 Типология знаков
 Способы организации знаков
 Коммутационный тест
 Миф как вторичная семиологическая система, кодирование и декодирование
 Тексты МК как структуры повествования
 Механизм работы знаков в рекламе
 Заключение
Лекция 5.Понимание массовой коммуникации в рамках критической теории
 Франкфуртская школа: критические представления о медиа
 Концепция технической воспроизводимости материалов культуры
 Критика тенденций современного телевидения
 Заключение
Лекция 6.Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира
 Концепция глобальной деревни
 Постмодернизм в философии и культуре
 Общество спектакля
 Массовая коммуникация и гиперреальность
 Заключение
II. Медиа в современном обществе: политико-экономическая теория и практика
Лекция 7.Средства массовой коммуникации и гражданское общество: концептуальный аспект
 Об интерпретации понятия "гражданское общество"
 Массовая информация в контексте базовых прав и свобод личности
 Роль медиа в демократическом обществе: американская традиция анализа
 СМК и публичная сфера общества
 Гражданское общество и медиа в координатах постсовременности
 Медиатехнологии и гражданское общество
 Заключение
Лекция 8.Медиа в системе отношений "рынок – государство – общество"
 Особенности частного владения средствами массовой коммуникации
 Государственные и общественные формы владения СМК
 Регламентация в отношении деятельности СМК
 Ограниченность идей "свободной прессы"
 Нормативные модели медиа
 Заключение
Лекция 9.Медиа и власть в современной России
 Поздний советский период и первые перестроечные годы
 Медиа и власть на рубеже 1990-х годов
 Медиаолигархи
 Президентские выборы 1996 года: олигархический консенсус
 Феномен российских "информационных войн"
 Медиа и власть на рубеже тысячелетия: от Ельцина к Путину
 Конфликты властных интересов вокруг телевизионных каналов
 Медиа в условиях политико-экономической "стабильности"
 Заключение
Лекция 10.Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации
 Глобализация: необходимые дефиниции
 Основные тенденции мировой медиаиндустрии
 Логика дебатов о культурно-идеологических следствиях глобализации медиа
 Глобализация медиа: российский контекст
 Заключение
III. Массовая коммуникация: аудитория, содержание, эффекты
Лекция 11.Исследование эффектов массовой коммуникации
 Периодизация и типология исследований эффектов воздействия СМК
 Концепции эффектов массовой коммуникации на уровне группы, общества
 Телевидение и агрессивное поведение
 Критика подходов к изучению проблемы "телевидение и насилие"
Лекция 12.Методические особенности исследования текстов и аудитории массовой коммуникации
 Концептуальные основания метода контент-анализа
 Практика контент-аналитических исследований
 Прикладные исследования аудитории массовой коммуникации
 Особенности измерения коммуникативного и потребительского поведения
 Примеры представления результатов: показатели, индексы
Список литературы по теме курса

От автора
top

Жизнь современного человека невозможно представить вне контактов со средствами массовой коммуникации. Телевидение, Интернет, радио, пресса и другие медиа оказывают влияние на формирование социального опыта людей во все большем масштабе. Параллельно происходят постоянные изменения в технологиях медиа, что с неизбежностью приводит к новым формам использования материалов средств массовой коммуникации. Предметная область массовой коммуникации привлекает все большее внимание социологов, политологов, культурологов, исследователей журналистики, равно как и представителей других научных дисциплин.

В предлагаемом вниманию читателя тексте акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Массовая коммуникация изучается как социальное явление во всем многообразии его связей и отношений в социальной системе в целом. Работа построена таким образом, чтобы познакомить читателя с ведущими теоретико-методологическими подходами к исследованию массовой коммуникации. Вместе с тем в тексте прослеживается влияние смежных исследовательских дисциплин, что отражает современную тенденцию к междисциплинарному анализу массово-коммуникативных процессов.

Наряду с различными концептуальными подходами к анализу массовой коммуникации книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа – общество". Здесь мы исходили из того, что рассмотрение таких вопросов, как, например, общественное представительство в медиа, влияние рыночных императивов на содержание материалов массовой коммуникации и других, помогает на практике понять ту роль, которую они играют в современном обществе. По возможности мы стремились предложить читателю некоторое "панорамное" видение массовой коммуникации, отражающее как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа.

Несколько слов о потенциальной аудитории издания. Во-первых, это студенты старших курсов, магистры, аспиранты, специализирующиеся в области социологии массовой коммуникации или смежных дисциплин в рамках политологии, культурологи, журналистики, связей с общественностью и рекламы, маркетинговых коммуникаций, медиаменеджмента и других. Во-вторых, это преподаватели соответствующих учебных дисциплин, а также специалисты, профессионально занимающиеся проблематикой медиа.

Книга состоит из трех разделов. Во введении дается определение массовой коммуникации, рассматривается специфика массовой коммуникации как предмета научного анализа. В первом разделе рассматривается становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации. Во втором разделе исследуются место и роль массовой коммуникации как элемента гражданского общества, изучается роль медиа в системе отношений "рынок – государство – общество", обсуждаются особенности проявления тенденции глобализации применительно к сфере средств массовой коммуникации. В третьем разделе анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований текстов и аудитории массовой коммуникации.

К каждому тематическому разделу предлагаются краткие выдержки из работ ведущих зарубежных и отечественных специалистов. Таким образом, у читателя появляется возможность получить более полное представление относительно той или иной области изучения массовой коммуникации, реально ощутить практику исследовательского анализа. По каждой теме также приводятся вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, рекомендуемая литература.

Основой книги является содержание спецкурса "Социология массовой коммуникации", читавшегося автором в течение последних пятнадцати лет в Центре социологического и политологического образования Института социологии РАН. Созданные в Центре условия способствовали плодотворному обмену мнениями и опытом с коллегами, представляющими образовательные и исследовательские центры Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Перми, Екатеринбурга, Омска, Томска, Новосибирска, Иркутска, Краснодара, Орла, Барнаула, Архангельска, Сыктывкара, Тюмени, Уфы, Ижевска, Магнитогорска, Магадана, Владивостока, Тирасполя и других городов. Автор признателен слушателям курса, которые своими вопросами, дискуссиями, исследованиями способствовали совершенствованию содержания книги.

Автор благодарен сотрудникам ЦСПО ИС РАН: директору Центра, канд.психол.наук С.Е.Кухтерину, а также его коллегам – канд.соц.наук Л.П.Ипатовой, Л.С.Кузнецовой, В.А.Бойко, создающим на протяжении многих лет уникальную возможность для творческого развития учебно-образовательных и научных компетенций преподавателей и слушателей.

Серьезную помощь автору в работе над книгой оказал профессор В.О.Рукавишников. Отдельная благодарность – рецензентам книги.

Поскольку при подготовке переиздания имелись определенные временные ограничения, автор заранее принимает возможные замечания и будет благодарен за любую критику, понимая, что отдельные разделы книги могли бы в большей степени отражать динамично меняющийся мир современных массовых коммуникаций. Это будет учтено в ходе дальнейшей работы над текстом.

М.Назаров, д-р полит. наук.
Январь, 2010 г.

Об авторе
top
photoНазаров Михаил Михайлович
Доктор политических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Специалист в области социологии массовой коммуникации, исследований в сфере медиа и маркетинговых коммуникаций. Автор более 100 опубликованных работ, в том числе нескольких книг, среди которых «Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования» (М.: URSS); «Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации: Опыт междисциплинарного исследования» (М.: URSS; в соавт. с М. А. Папантиму).