Академик Николай Иванович Кареев и его учебник древней истории Предисловие I. — Доисторический быт II. — Древний Восток III. — Страна греков и их древнейшая культура IV. — Общественный и государственный быт греков до V века V. — Персидские войны и возвышение Афин VI. — Греческая образованность эпохи процветания VII. — Эпоха упадка Греции VIII. — Монархия Александра Великого и эллинизм IX. — Внутренняя история Рима до IV века X. — Образование Римской державы XI. — Гражданские смуты и падение республики XII. — Римская образованность XIII. — Римская империя в первые три века XIV. — Падение язычества и торжество христианства Приложения I. Передача по-русски собственных имен древней истории II. Очерк географии и этнографии древнего мира III. Очерк международных отношений древнегомира IV. Общий очерк культурного развития древнего мира V. Краткие очерки истории отдельных стран(в алфавитном порядке) VI. Перечни главных хронологических дат политической и культурной истории VII. Объяснительный текст к картам Примечания
![]() Выдающийся отечественный историк, философ, социолог, педагог и общественный деятель. Родился в Москве. В 1873 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, где учился у известных ученых — филолога Ф. И. Буслаева, историков С. М. Соловьева и В. И. Герье. Читал лекции по истории в Московском и Варшавском университетах. В 1879 г. успешно защитил магистерскую диссертацию, а в 1884 г. докторскую — «Основные вопросы философии истории». В 1885 г. переехал в Петербург, где занимал должность сначала приват-доцента, а затем профессора по курсу всеобщей истории в столичном университете. В 1905 г. был избран в Государственную думу от партии кадетов. С 1910 г. — член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1929 г. — почетный член Академии наук СССР.
Н. И. Кареев — один из основателей отечественной социологии, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, последователь и популяризатор учения О. Конта и других западных философов и социологов. Он одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России, обращая внимание на закономерности этой отрасли социального знания, обусловленные не только общемировыми тенденциями, но и исключительно специфическими для России. Помимо ряда историко-философских и социологических работ, он также был автором гимназических учебников, пользовавшихся большой популярностью: «Учебная книга новой истории» (1900) выдержала 15 изданий, «Учебная книга истории средних веков» (1900) — 9 изданий, «Учебная книга древней истории» (1901) — 8 изданий. |