URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке Обложка Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке
Id: 279987
610 р.

Цвет и названия цвета в русском языке Изд. 4, испр.

URSS. 2022. 216 с. ISBN 978-5-9710-9353-4.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Настоящая монография посвящена проблеме обозначения цвета в русском языке. Первая часть книги представляет собой серию статей, освещающих роль, историю развития и различные функции слов-цветонаименований, включая их применение в рекламе и другие аспекты прикладного использования. Во второй части помещен "Каталог названий цвета", который содержит более двух тысяч слов и словосочетаний современного русского языка для выражения цвета, а также... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие4
Часть 1. Работы по прикладным аспектам цветообозначения7
Вводные замечания7
1. Современные тенденции развития лексики цветообозначения9
2. Пурпур: к истории цвета и слова33
3. Синий, синий, голубой…42
4. Оранжевый цвет. К истории цветообозначений51
5. Не все слова хороши. Цвет и его рекламное название63
6. Лексика цвета в рекламе. Как расположить к себе российского потребителя?71
7. Какие цвета теплые? Спросим у человека79
8. Эмоции, цвет и температура87
9. Опыт оценки соответствия между цветом и фигурой91
Список цитированной литературы103
Перечень публикаций Группы «Колорит»106
Часть 2. Каталог названий цвета в русском языке108
Вводные замечания108
Список 1. 100 самых употребительных цветонаименований116
Список 2. Приставочные слова для выражения оттенков цвета124
Список 3. Термины цвета, образованные от названий предметов130
Список 4. Цветонаименования, у которых ведущей является экспрессивная функция141
Список 5. Книжные и устаревшие слова165
Тематический список слов (тезаурус)187

Предисловие
top
«Цветовое пространство», «цветовой континуум», «цветовой спектр» и т. д. – так принято называть то многообразие цветов, которое воспринимается нашей зрительной системой. По некоторым данным человеческий глаз способен различить до 2 млн оттенков, но в природе их гораздо больше. Тем не менее, на практике физиологические возможности глаза остаются по существу невостребованными. Восприятие человеком цветового пространства устроено так, что непрерывный континуум цвета делится на категории, объединяющие большое число близких цветовых оттенков, и каждой такой категории соответствует одно или несколько слов, цветонаименований, которые, собственно, и являются предметом настоящей монографии.

Группу слов-цветообозначений без преувеличения можно считать беспрецедентно популярной для специалистов самых разных областей знаний – психологов и филологов, психо- и этнолингвистов, этнографов и антропологов, историков и даже физиологов. Число ежегодных публикаций по перечисленным направлениям исчисляется сотнями .

Чем же объясняется неослабевающее внимание к столь небольшой и специфической группе слов, какой являются цветонаименования? Попробуем ответить на этот вопрос.

Начнем с того, что изучение процессов отражения цветовых ощущений в языке (а эта проблема поднимается еще в древнегреческой философии) – естественное следствие значимости цветового зрения, которое, в свою очередь, рассматривается разными науками о человеке. Но, разумеется, интерес к этой группе слов со стороны лингвистов вызван и другими, более специфическими причинами.

Как писала Р. М. Фрумкина, интересно описывать те лексические группы, которые представимы как системы . При достаточно строгом подходе к определению самого понятия «системно организованное множество объектов» по-настоящему структурированной оказывается лишь незначительная часть лексики – как правило, множества слов и словосочетаний, выделенные по «семантическому» принципу, точнее, по тому куску действительности, который они призваны описывать. Наиболее типичным примером такого множества, наряду с терминами родства, как раз и является система цветообозначений.

Помимо «прямых» исследований (уточнение семантики конкретных терминов цвета или построение систем цветообозначения в разных языках), цветонаименования активным образом привлекались в качестве материала для работы в таких совершенно разных областях, как отработка методов выделения семантических полей, этимология и история языка, проблемы языка и мышления, проблемы детской речи и даже проблема доминантности полушарий мозга. Весьма продуктивно используется материал цветонаименований при анализе художественных средств языка писателя. Не менее перспективно и другое направление – исследования по символике цвета, начатые еще И. Гёте. Конечно, у этого направления есть свои горячие сторонники, особенно из числа тех, кто занимается цветом с этнографической точки зрения, но есть ученые, относящиеся к нему более сдержанно. Так или иначе, исследования здесь еще далеко не исчерпаны.

Перечень направлений исследований на материале цветонаименований можно было бы продолжить, остановившись, например, на многочисленных исследованиях антропологов и филологов, изучающих проблемы использования цвета и цветовой символики в древности. Мы, в частности, уделили значительное внимание роли отдельных русских названий цвета в национальной культуре. Особенно выделяются здесь красный, белый и синий (голубой). В монографии. Наше обширное исследование показало, что эти три цвета, совсем не случайно воплотились в государственном флаге России. Это традиционные славянские цвета, преобладающие в народном костюме, предметах народного промысла, фольклоре и т. д.

Наконец, нельзя оставить без внимания и работы по разнообразным прикладным аспектам: психологии и психодиагностике, использовании цвета в рекламе, архитектуре, переводоведении и т. п. Именно прикладные аспекты исследований в области цветонаименований объединили авторов настоящей монографии.

За 15 лет научного сотрудничества мы разработали технологию создания модной сезонной цветовой гаммы и предложила несколько конкретных цветовых гамм для сезонов середины 90-х гг. Были проведены теоретические и экспериментальные изыскания в области цветового решения при конструирования костюмов для спасателей . Велись работы по исследованию культурно-исторических традиций и психологических факторов восприятия цвета, разрабатывались рекомендации в области визажистики и имиджмейкерства. Исследовалась роль цвета в рекламе. Но наибольшее внимание было уделено мониторингу современного состояния лексики цветообозначения в русском языке. Практически все перечисленные направления представлены в книге.

В части 1 помещены девять статей, отражающих научно-исследо¬вательские интересы авторов. Эта деятельность была и остается весьма востребованной.


Об авторах
top
photoВасилевич Александр Петрович
Профессор кафедры лингводидактики Московского государственного областного университета, доктор филологических наук, профессор. Родился в 1941 г. В 1965 г. окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза, в 1968 г. — аспирантуру Института языкознания АН СССР. С 1968 по 2003 гг. работал в Институте языкознания РАН, где защитил кандидатскую диссертацию «Субъективные оценки частот элементов текста» (1969) и докторскую диссертацию «Языковая картина мира цвета» (2003). Области интересов: психолингвистика, экспериментальные методы исследования, семантика слов-цветообозначений в разных языках, а также методы преподавания иностранного языка, в особенности языковое тестирование и обучение английскому языку детей младшего возраста. Автор 20 монографий и более 200 научных статей. Активно участвует в популяризации науки: лауреат двух конкурсов РФФИ на лучшую научно-популярную статью, неоднократно выступал в СМИ.
photoКузнецова Светлана Николаевна
Член секции дизайна Московского отделения Творческого союза художников России, кандидат технических наук. Родилась в 1957 г. В 1979 г. окончила Московский институт легкой промышленности. С 1979 по 1983 гг. работала в Общесоюзном доме моделей в должности конструктора мужской одежды. В 1986 г. окончила Московский текстильный институт. В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию "Программирование цвета в костюме при проектировании коллекции". Области интересов: прогнозирование моды и планирование ассортимента изделий легкой промышленности; цвет в костюме, разработка образцов фурнитуры. Имеет более 40 публикаций.
photoМищенко Сергей Сергеевич
Родился в 1946 г. В 1975 г. окончил Институт нефтехимической и газовой промышленности имени И. М. Губкина, в 1982 г. — заочную аспирантуру. В 1983–2004 гг. — начальник лаборатории по разработке и внедрению нового ассортимента фурнитуры в Московском фурнитурном объединении Балакирева. Области интересов: колористика, исследования в гуманитарных областях, включая рекламную функцию названий цвета и историю музыкальных инструментов.