Настоящее введенiе въ психологiю имeетъ цeлью не разъясненiе естественно-научныхъ и философскихъ предпосылокъ психологiи и не обозрeнiе психологическихъ изслeдованiй и ихъ результатовъ. Цeль этой книжечки – скорeе введенiе въ основныя понятiя современной экспериментальной психологiи, при чемъ опущено всe то, что въ изучаемыхъ явленiяхъ и методахъ необходимо лишь для болeе спецiальныхъ занятiй. Конечно, въ наше время и такого рода введенiе не можетъ обойтись безъ фактовъ и экспериментальныхъ методовъ. Но для того, чтобы схватить самыя существенныя ученiя новeйшей пcихологiи, достаточно изложить лишь сравнительно немногiя основныя, наиболeе важныя положенiя; и при ознакомленiи съ характеромъ и методами этой психологiи можно обойтись если не безъ экспериментовъ, то во всякомъ случаe безъ особо сложныхъ инструментовъ, необходимыхъ для спецiальныхъ изслeдованiй. Читателя же, который пожелалъ бы познакомиться съ психологiей въ болeе подробномъ изложенiи, я долженъ отослать къ своему "Очерку пcихологiи", въ которомъ указана и необходимая для болeе спецiальнаго изученiя литература, совершенно опущенная въ этомъ введенiи. Лейпцигъ, въ iюнe 1911 г. В.Вундтъ
Вундтъ въ своемъ предисловiи къ этому "Введенiю" отмeтилъ, что цeль его – "ввести читателя въ основныя понятiя современной экспериментальной психологiи". Съ одной стороны, конечно, новое "Введенiе" въ значительной мeрe достигаетъ поставленной цeли. Но можно отмeтить въ немъ и другую сторону: психологiя Вундта весьма своеобразна, ее никакъ нельзя отожествить съ современной психологiей вообще, какъ, повидимому, выходитъ у автора. Между тeмъ "Введенiе" излагаетъ исключительно воззрeнiя самого Вундта. Поэтому въ психологiю самого Вундта эта книга вводитъ въ несравненно большей мeрe, чeмъ въ "современную экспериментальную психологiю" вообще. Вундтъ уже давно остановился на нeкоторыхъ законченно выработанныхъ воззрeнiяхъ и въ дальнeйшемъ давалъ или переработки, или дополненныя изданiя прежнихъ сочиненiй. Несмотря на то однако, что "Введенiе въ психологiю" принадлежитъ также къ типу переработокъ, оно представляетъ большой интересъ, какъ хорошее введенiе въ психологiю Вундта, написанное самимъ авторомъ. Тяжеловатый, расплывчатый стиль, господствующiй въ послeднихъ сочиненiяхъ Вундта, смeняется въ этомъ "Введенiи" относительно болeе легкимъ и доступнымъ, отчасти напоминающимъ стиль написанныхъ въ молодые годы "Лекцiй о душe человeка и животныхъ". И вообще "Введенiе" всего больше напоминаетъ изъ прежнихъ сочиненiй Вундта именно "Лекцiи": многое перешло изъ нихъ въ новую книгу почти дословно, съ легкими измeненiями въ стилe или въ примeрахъ. Но какъ ни доступно и хорошо написаны "Лекцiи", все же онe слишкомъ обширны по сравненiю съ "Введенiемъ", загромождены фактическимъ матерiаломъ и требуютъ усидчиваго изученiя. Въ послeдней же своей книгe Вундтъ возможно простымъ языкомъ изложилъ все самое существенное изъ своихъ воззрeнiй, ограничился немногими, но удачными примeрами (напр., экспериментальныя изслeдованiя ритма, примeры изслeдованiя языка первобытныхъ народовъ изъ Psychologie der Sprache и т.п.) и совершенно опустилъ все, что могло бы затруднить читателя, впервые приступающаго къ изученiю его сочиненiй. Его воззрeнiя въ послeдней книгe, такъ сказать, окончательно откристаллизировались, отчеканились. Н.Самсоновъ
![]() Выдающийся немецкий психолог, физиолог, философ, «отец научной психологии», создатель первой в мире психологической лаборатории.
Изучал медицину в Тюбингене, затем в Гейдельбергском университете, где провел свое первое экспериментальное исследование. В 1858 г. стал ассистентом Германа Гельмгольца, преподавал физиологию, а к 1867 г. разработал курс «Физиологической психологии». В 1874 г. стал профессором Цюрихского университета. С 1875 г. — профессор философии в Лейпциге, там же основал психологическую лабораторию, превращенную в 1879 г. в институт, где Вундт много и плодотворно работал до своей отставки в 1917 г. Создатель ряда первых экспериментально-психологических методов, в основу которых положено организованное самонаблюдение. Автор экспериментальных работ в области психологии сознания, внимания, восприятия, простейших чувств, а также теоретических исследований высших психических процессов. |