URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Беляев В.А. Методология как социокультурный феномен: Методология в широком смысле. Социокультурная методология. Методология ММК в зеркале социокультурной методологии Обложка Беляев В.А. Методология как социокультурный феномен: Методология в широком смысле. Социокультурная методология. Методология ММК в зеркале социокультурной методологии
Id: 281084
1183

Методология как социокультурный феномен:
Методология в широком смысле. Социокультурная методология. Методология ММК в зеркале социокультурной методологии

2022. 408 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В этой книге автор предлагает читателям размышления о методологии в широком смысле и размышления о методологии ММК (Московского методологического кружка), выполняемые на основе представлений социокультурной методологии. Понятие «методология» в этих размышлениях означает особый социокультурный феномен и особый формат мышления, который сформировался под действием антропоцентрического, методологического и организационного поворотов... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Предисловие13
Часть I Методология ММК и проект «методологии с ограниченной ответственностью» в социокультурной логике модерна17
1. Рефлексия о методе и методология. Первичная типология методологий17
2. Методология, рассуждение о методе и формирование новых реальностей20
3. Понятие методологии в ММК и социокультурная революция модерна. Рассуждение о методе и методология23
4. Социокультурная логика модерна и «требование методологии»29
5. «Материалистическая» революция модерна и «справедливое и законное принижение человеческого духа» в позициях Ф. Бэкона и Р. Декарта34
6. Типологическое место методологии ММК в модерне38
7. Эволюция методологии ММК к «панметодологической» версии: от науки к метафизике и от умеренного конструктивизма к гиперконструктивизму40
8. Преодоление «панметодологической» установки в ММК: возврат к науке и умеренному конструктивизму. Симметрия с эволюцией советской системы45
9. Проект «методологии с ограниченной ответственностью». Симметрия с постмодернистской эволюцией модерна47
Часть II Размышления о методологии в широком смысле51
1. Чем инициированы эти размышления?51
2. В чем состоит суть методологической работы? Диалектика шагов методологизации-онтологизации51
3. О моем варианте социокультурной методологии53
4. Примеры методологизирования-онтологизирования54
5. Принципы методологии в широком смысле55
6. Итоги56
Часть III Методология ММК и стратегии предельного теоретизирования57
1. Что делает Автор?57
2. Что такое стратегии предельного теоретизирования?57
3. Предельно-теоретические стратегии «закрытого/открытого» универсума, «закрытого/открытого» общества и социокультурная логика модерна58
4. Гегелевский вариант построения «закрытого» универсума: «закрывание открывающегося универсума»62
5. «Закрывание открывающегося универсума», демонстрируемое Автором63
5.1. Важные компоненты, которые можно считать опорными для анализа позиции Автора65
5.2. В отношении генезиса «денатурализирующей» позиции методологии ММК66
5.3. В отношении выработки «денатурализирующей» позиции методологии по отношению ко всем другим формам мышления67
5.4. В отношении выработки позиции методологии как «развивающей» культуру67
5.5. В отношении выработки методологией позиции «эмпириконезависимого» мышления68
6. Эволюция предельно-теоретического самоопределения ММК: от фихтеанства к правому гегельянству69
7. Итог75
Часть IV Методология ММК в посткультурно- интеркультурной перспективе модерна76
1. Что делают Авторы?76
2. Основные пункты позиции Авторов79
3. Важнейшие аспекты методологии ММК как «нового формата» мышления80
3.1. Борьба за «открытый» универсум в семинарской работе ММК и мэйнстриме модерна81
3.2. Формирование «посткультурно-интеркультурной» стратегии мышления и существования в семинарской работе ММК и мэйнстриме модерна84
3.3. Социокультурная логика модерна, характер методологической работы ММК и марксистская стратегия88
3.4. Стратегические перспективы: возможна ли методология ММК в качестве «третьей русской философии»?89
4. Методология ММК и историческое самоопределение России91
4.1. Методология ММК как выражение «посткультурно-интернациональной» составляющей модерна92
4.2. Методология ММК как выразитель «интеркультурно-коммунистического» пафоса советской системы93
Часть V «Перспективы и программы развития СМД-методологии» в общей социокультурной перспективе модерна95
1. Что представляет собой доклад Автора?95
2. Методология как «интегративная, всенакрывающая и на самом верху организующая форма мышления и деятельности»96
2.1. К выявлению культурозависимости философии, науки и методологии97
2.2. К выявлению предельно-теоретического уровня в различных формах теоретизирования. Стратегии построения «закрытого/открытого» универсума и «закрытого/открытого» общества98
2.3. Связь социокультурной логики модерна с логикой предельного теоретизирования. От «закрытого» общества/универсума к «открытому» обществу/универсуму. От культуры «мостов к трансцендентному» к культуре «прохождения через земную реальность»100
2.4. План теоретико-практической эволюции при переходе от до-модерна к модерну. Стратегические линии про-модерна и контр-модерна101
2.5. Социокультурная логика соотношения философии и науки модерна103
2.6. Формирование мировоззренческого уровня в философии и науке105
2.7. Адекватны ли претензии Автора в отношении науки?109
2.8. Модерн как переход от «субстанциально-контр-инновационного» общества к «функционально-инновационному». «Организация» в логике модерна и методологии ММК110
2.9. Идеально-проектный и реализационный планы модерна. Методология ММК как разработка реализационного плана модерна114
3. Переход от «субстанциально-контр-инновационного» общества к «функционально-инновационному» и проблема организации/самоорганизации115
3.1. Проблема соотношения самоорганизации и внешней организованности в развертывающемся модерне. Проблема целостности в перспективе «диалектического модерна»116
3.2. Фундаментальное противоречие между субъект-центрированным и системо-центрированным представлениями о «функционально-инновационном» обществе120
3.3. Методология ММК в рамках «методологического» и «организационного» поворотов модерна121
4. Выделение мышления в отдельный рефлексивный аспект методологии ММК. «Превысила» ли в этом отношении методология философию?125
5. Методология ММК, оппозиция «материализм — идеализм» и конструктивистское представление о человеке128
5.1. Борьба за конструктивистское понимание человека в логике модерновой борьбы за «открытый» универсум129
5.2. Симметрия понятий «открытый универсум» и «материализм»131
5.3. Симметрия понятий «закрытый универсум» и «идеализм»133
5.4. Соотношение между понятиями «открытый/закрытый универсум» и «открытое/закрытое общество»134
5.5. Роль понятий «материализм/идеализм» и «открытый/закрытый универсум» в социокультурной логике модерна135
5.6. «Тотальный материализм». Фаза недиалектического модерна, одноразового «открывания» мира136
5.7. Фаза диалектического модерна, бесконечного «открывания» мира. Стратегия модерна как «конструктивистский материализм»137
5.8. Претензии относительно деятельности ММК, которые Автор хочет утвердить, используя понятия «материализм» и «идеализм»140
6. Новоевропейская наука как формат мышления и деятельности142
6.1. Институциональный аспект науки. Процесс конкретного «открывания» мира143
6.2. Мировоззренческий аспект науки. Конституирование «объективной» реальности. Секулярная эзотерика144
6.3. Как можно оценить те претензии, которые Автор направляет к науке?146
6.4. Обвинения науки в «вульгарном материализме» и пафос абстрактной свободы от социальной рутины147
6.5. Разделения мыслительного пространства методологии ММК на две фундаментальные области («доски»): социальной рутины и свободы149
7. «Развитие мышления и деятельности» против «освобождения человека»150
7.1. Две стратегические перспективы для развития методологии ММК: контр-системная и про-системная151
7.2. Перспектива развития «Мышления и Деятельности» и секулярная эзотерика152
7.3. Пафос методологии ММК и пафос мэйнстрима модерна154
7.4. Автор против «психологизма». Еще раз о «материализме», «идеализме» и творческой свободе человека157
7.5. Автор против «психологизма». Параллель между позициями Автора и религиозного человека. Методология ММК и секулярная эзотерика160
7.6. Параллель между самосознанием Автора и протестантским самосознанием. Методология ММК как «советская реформация»162
Часть VI Методология ММК и философия в зеркале социокультурной методологии165
1. Методология в широком смысле, методология ММК и социокультурная методология165
1.1. Что делает Автор?165
1.2. По направлению к разговору о методологии в широком смысле, методологии ММК и социокультурной методологии166
1.3. Логика методологии в широком смысле167
1.4. Методология ММК и социокультурная методология как частные методологии170
1.5. Интеллектуальные функции172
1.6. Интеллектуальная функция предельного теоретизирования и стратегии предельного теоретизирования172
1.7. Форматы мышления173
1.8. Социально-мыслительные форматы174
1.9. Методология ММК в контексте социально-мыслительного формата советской административно-командной системы175
1.10. Методология ММК как контр-идеологическое предприятие176
1.11. Стратегия построения «открытого» универсума в конституции научной традиции, методологической традиции ММК и стратегии позитивизма178
1.12. Философия и методология как мыслительные форматы. Стратегии предельного теоретизирования: построение «закрытого» и «открытого» универсумов180
1.13. Логика отделения методологии от философии183
2. Метаморфозы философии и методологии в пост-идеологической перспективе модерна186
2.1. Что я собираюсь делать?188
2.2. Социально-мыслительные форматы «идеологическое общество» и «пост-идеологическое общество»188
2.3. Положение философии и ММК внутри советской и постсоветской систем191
2.4. Положение ММК в постсоветской системе192
3. Метаморфозы философии и методологии в «денатурализирующей» перспективе модерна194
3.1. Методологический и конструктивистский поворот модерна. Диалектика «натурализации — денатурализации» в логике трансформации социокультурных систем195
3.2. Положение человека в методологическом и конструктивистском повороте. Модерн как переход от «идеологического» общества к «пост-идеологическому»198
3.3. Методологический и конструктивистский поворот в «денатурализующей» логике модерна205
3.4. Специфическая парадоксальность, связанная с «денатурализующей» направленностью модерна207
3.5. Методология — служанка философии?210
Часть VII Еще один вариант социокультурной методологии211
1. Предварительные размышления о методологии в широком смысле и о социокультурной методологии Автора211
1.1. Что собирается делать Автор?211
1.2. Объяснение сути перехода от «натуралистической» установки к «мыследеятельностной» и отграничение своего подхода от основного для ММК212
1.3. Что мы видим в объяснении Автора?214
1.4. Что является целью моего анализа? Выход к методологии в широком смысле через «денатурализирующие» действия по отношению к разным конкретным методологиям215
1.5. Методология в широком смысле. Частные методологии. Специфика социокультурной методологии Автора217
2. Анализ позиции Автора222
2.1. Об особенностях позиции Автора223
2.2. О связи социокультурной методологии с социокультурной онтологией225
3. Логика формирования мышления в позиции Автора227
3.1. Принципы авторского понимания мышления228
3.2. О возможности «проблемной конституции» социокультурной реальности228
3.3. Диалектическая логика денатурализации/натурализации. Социокультурная логика формирования методологии230
4. Логика модерна с точки зрения социокультурной методологии Автора231
4.1. Суть проектных направленностей модерна и их судьба231
4.2. О необходимости сообразования проектных направленностей модерна с проектными направленностями «фьючекультуры»235
4.3. Авторская стратегия постижения целостности мира и мэйнстрим модерна236
Часть VIII Предельные онтологии и проблема универсализации методологии ММК239
1. Предыстория и логика предельного онтологизирования239
1.1. Предыстория предельного онтологизирования и логика идеологических обществ240
1.2. Предельное онтологизирование в античности (как эпохе до-идеологических обществ)241
1.3. Предельное онтологизирование в средневековье (как эпохе идеологических обществ)242
1.4. Предельное онтологизирование в модерне (как эпохе пост-идеологических- интер-идеологических обществ)244
1.5. Предельно-онтологический уровень формирования интер-идеологической архитектуры мира247
1.6. Топология пространства предельного онтологизирования развитого модерна249
1.7. Параметрические границы предельного онтологизирования ММК254
1.8. Анализ того, что делает Автор256
1.9. Что представляет собой предельная онтология как таковая?257
2. Проблема изменения «природы» знания в XXI веке и коммуникативно-контр-системная революция модерна261
3. Методология ММК и императив изменения «природы» знания265
3.1. Изменение «природы» знания и проблема институционализации методологии ММК265
3.2. Проблема выяснения сути знания. Культурно-исторический и содержательный аспекты знания267
3.3. Проблема выяснения формы знания269
4. Применение новой формы знания270
4.1. Перспектива институционализации методологии ММК. Логика соотношения знания и метазнания272
4.2. Метазнание в логике формирования модерна и методологии ММК273
4.3. Проблема метанаучного и метапрактического уровня методологии ММК275
4.4. Способ теоретического движения, предлагаемый Автором276
5. Метауровень методологии ММК и структура современного мира277
5.1. Возврат к «культурной» архитектуре?278
5.2. Методология — служанка «этно-религиозно-культурных общностей»?281
Часть IX Предельные онтологии и проблема эволюции предельно-онтологических представлений внутри ММК283
1. Общие представления о предельном онтологизировании и «проблемных конституциях» социокультурных организованностей283
1.1. Что предполагает делать Автор?283
1.2. Размышление Автора о предельно- онтологических представлениях вообще284
1.3. Основные вопросы о предельных онтологиях, на которые отвечает Автор286
1.4. Какими возможностями обладает объяснительное поле Автора?287
1.5. Перспектива, в которой формируется объяснительное поле Автора. Вопросы для коррекции объяснительного поля288
1.6. Относительно «проблемной конституции» и логики предельного онтологизирования модерна293
1.7. Относительно «проблемной конституции» и логики предельного онтологизирования советской системы297
2. О «проблемной конституции» и предельном онтологизировании в ММК первого периода299
2.1. Анализ предельного онтологизирования первой программы ММК, предлагаемый Автором301
2.2. О «проблемной конституции» первоначального варианта ММК302
2.3. Аналитическая и конструктивистская модальности теоретизирования ММК. Конструктивистский период теоретизирования ММК304
2.4. О соотношении критико-аналитической и конструктивистской модальностей в теоретизировании о мышлении307
2.5. К конструктивистской установке как новому пониманию мышления311
3. О «проблемной конституции» и предельном онтологизировании в ММК второго периода312
3.1. Соединение конструктивизма в отношении «мышления» с «деятельностью». По направлению к «социологическому реализму»313
4. О «проблемной конституции» и предельном онтологизировании в ММК третьего периода316
4.1. «Деятельность» как предельная онтология ММК второго периода317
4.2. От «мышления» к «деятельности» и снова к «мышлению»318
4.3. О «мыследеятельности» как предельной онтологии319
4.4. Еще раз о сути предельных онтологий321
Часть X Логика методологии ММК и логика модерна324
1. Актуальность методологии и программа «реконструкции основных характеристик методологического мышления»324
2. Задача выяснения «идеального ядра» методологии ММК и «идеального ядра» модерна. Кризис модерна, контр-модерновый и пост-модерновый типы критики модерна326
3. Поиск идеи методологии в направлении новой универсальной формы мышления328
4. «Идеальное ядро» ММК и модерна: построение «открытого» универсума, диалектика бесконечного «открывания» универсума. Идея методологии330
5. Парадигмы нормативности и методологическое мышление ММК338
6. Соотношение парадигм нормативности и логика развертывания модерна. Типы методологических стратегий: контр-модерновая, пост-модерновая и сбалансированная модерновая340
7. Выделение отличительных особенностей методологического мышления344
8. Между методологией, философией и наукой346
9. «Логика рефлексии» методологии ММК355
10. «Логика рефлексии» методологии ММК и «логика рефлексии» модерна356
11. «Пространственная» организация мышления и вклад ММК в мировую интеллектуальную культуру358
12. Коммуникативно-методологическое пространство ММК и коммуникативно-методологическое пространство модерна360
13. Судьба методологии и судьба модерна364
Приложение I «Конструктивное мышление» в контексте социокультурных систем366
1. Как соотносятся в развитии мышления новые средства мышления и социокультурные факторы?366
2. Типологический аспект деятельности Л.-Б. Альберти. «Методологический/социальный материализм» и «методологический/социальный идеализм». Модерн как социокультурная «материалистическая» революция371
3. «Революция в средствах» возрожденческого мышления и социокультурная революция модерна378
Приложение II Экономический проект А. Смита как социокультурный проект385
1. Попытка «денатурализировать» позицию Авторов. Экономика как сфера общественной жизни и «экономика» как социокультурный проект385
2. Рамочные контексты деятельности Смита — путь к «экономическому» варианту модернового общества388
3. Акцент Смита на «макроэкономическом» уровне и логика развёртывания капитализма394
4. «Неутилитарные» факторы разделения труда и логика капитализма внутри логики модерна397
5. Акцент Смита на общественном разделении труда и перспектива построения модернового общества401
6. Связь между разделением труда и размерами рынка и логика развертывания капитализма404
7. Итоги406

Об авторе
top
photoБеляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.