Оглавление
ОГЛАВЛЕНІЕ.
Cwp.
I. Вмѣсто введенія.............................. 1
И. Очерки любительскаго театра (1730—1824):
1. Любительскій театръ въ царствованіе Императрицы Анны Іоанновны (1730—1840 гг.).......................... 15
2. Любительскій театръ въ царствованіе Императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761)........................ 25
3. Любительскій театръ въ царствованіе Императрицы Екатерины И (1761—1796)............................. 44
4. Любительскій театръ въ царствованіе Императоровъ Павла I и Александра Павловича (1796—1824)................... 74
III. Очерки театральной цензуры:
1. Восемнадцатый вѣкъ. . . ,..................... 93
2. Александровская и Николаевская эпохи (1801—1856 гг.) 121
IV. Къ біографіямъ писателей и артистовъ:
1. Императрица Екатерина II...................... 15у
2. И. П. Елагинъ........................... 163
3. Н. А. Полевой........................... 171
4. М. Н. Загоскинъ.......................... 180
5. А. Н. Островскій.......................... 184
6. А. В. Сухово-Кобылинъ....................... 187
7. В. А. Каратыгинъ.......................... ІУ0
8. М. С. Щепкинъ........................... 2U4
9. Рашель............................... 207
V. Мелочи театральной старины:
1. Посольство полковника фонъ-Стадена за границу......., . . . 213
2. Три афиши............................. 21Я
3. Крѣпостные артисты на службѣ Императорскихъ театровъ (1827—
1830 гг.).............................. №
4. Императорскій циркъ (1847—1854 гг.)................ 22"
Ctnp
5. Монополія театральныхъ зрѣлищъ (1841—1848 гг.).......... 231
6. Спектакли великимъ постомъ..................... 235
7. Проектъ вознаграждения сочинителей и переводчиковъ драматиче-
скихъ пьесъ и оперъ (1847 г.).................. 237
8. Пособіе городского управленія театральной дирекцій (1848 г.)..... 240
9. Вербовка голосовъ для оперы (1848 г.)................ 241
10. Можно ли шикать въ Императорских* театрахъ? (1849 г.)....... 243
VI. Будущее народнаго театра........................ 245
VII. Приложенія:
1. Афиша любит, спектакля въ 1817 г.................. 265
2. Атаманъ, народн. пьеса....................... 267
VIII. Примѣчанія.............................. 285
IX. Указатель собственныхъ именъ..................... 297
Дризен Николай Васильевич Литературовед, мемуарист и историк русского театра. Работал цензором драматических сочинений при главном управлении по делам печати и редактором «Ежегодника Императорских театров». Происходил из старинного рода Остен-Дризен, переехавшего в Россию при Павле I. Окончил Александровский кадетский корпус (1886) и историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1891). В 1890-е гг. начал свою литературную деятельность, пробовал себя в драматургии, прозе и литературоведении. Был членом Союза петербургских театральных критиков с 1906 г. Читал курс истории театра в школе А. С. Суворина.
Н. В. Дризен публиковал статьи об истории крепостного театра в России, народных развлечениях (балаганах), об отдельных жанрах драматургии (например, о водевиле), о проблеме красоты в театре, сравнении русского и французского театров. Среди его трудов работы о Е. А. Баратынском, А. С. Пушкине, А. В. Сухово-Кобылине, Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, о музыкальных деятелях, исторических деятелях, а также статьи по военной тематике. Изыскания и впечатления Н. В. Дризена нашли отражение в книгах «Материалы к истории русского театра» (1905) и «Сорок лет театра. Воспоминания. 1875–1915» (1916). |