URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки: От механизмов научного мышления до управления творческим процессом Обложка Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки: От механизмов научного мышления до управления творческим процессом
Id: 280956
859 р.

Психология науки:
От механизмов НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ до УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИМ процессом. Изд. 2

Психология науки: От механизмов научного мышления до управления творческим процессом URSS. 2022. 328 с. ISBN 978-5-9710-9327-5.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга, первое издание которой стало первым учебным пособием по психологии науки. В книге отражены события и факты, накопленные историей науки, даны результаты ее современного психологического исследования, описаны методы управления коллективным творческим процессом. Рассмотрены такие ключевые проблемы этой новой области знания, как механизмы научного мышления, закономерности коллективного творческого процесса,... (Подробнее)


Содержание
top
Оглавление3
Предисловие6
Вместо введения. Научная деятельность как предмет психологии9
Часть 1. Психология научного познания30
Глава 1. Научное мышление30
1. «Язык» научного мышления30
2. Объясняющее мышление38
3. Мышление как диалог41
4. Использование обыденного опыта47
5. Научное и обыденное объяснение56
6. Ученый как «человек с улицы»61
Глава 2. Творческий процесс в науке и его стадии69
1. Психологический аспект рассмотрения научного творчества69
2. Интуиция и творчество. Стадии творческого процесса72
Глава 3. Методы стимуляции творческого мышления83
1. «Мозговой штурм»83
2. Синектика и другие инструментальные методы85
3. Личностные методы стимулирования творческого мышления88
Часть 2. Психология научного общения92
Глава 1. Общение и творчество92
1. Научное общение92
2. Функция дискуссии в развитии науки102
Глава 2. Школы в науке112
Глава 3. Малая группа в науке: групповая интеграция127
1. О коллективности научной деятельности127
2. Малая группа как субъект научного творчества129
3. Программно-ролевая концепция малой группы130
4. Общение в малой группе136
5. Взаимопонимание в малой группе138
6. Продуктивный конфликт в малой группе141
7. Стиль руководства малой группой143
8. Адаптация молодого специалиста в малой группе148
Глава 4. Групповая дезинтеграция и миграционная активность ученых152
1. Факторы групповой дезинтеграции152
2. Психология миграционной активности155
Глава 5. Психология и информатика157
Часть 3. Личность ученого167
Глава 1. Интеллектуальные способности в структуре личности ученого167
1. Интеллект и научное творчество167
2. Тестология общих интеллектуальных способностей169
3. Тесты творческих способностей и результативность научного творчества172
4. Новые подходы к изучению творческого интеллекта ученых177
Глава 2. Психологические особенности личности ученого и их формирование181
1. Изучение индивидуально-психологических характеристик ученых183
2. Типологии ученых187
3. Мотивация в структуре личности ученого194
4. Семейное окружение и его роль в формировании личности ученого197
5. Начало самостоятельной деятельности: отношения с научным руководителем202
6. Интегрирующий подход к исследованию личности ученого205
Глава 3. Параметры личности исследователя210
1. Идеогенез211
2. Категориальная апперцепция213
3. Внутренняя мотивация216
4. Оппонентный круг221
5. Индивидуальный когнитивный стиль224
6. Надсознательное226
Глава 4. Мотивация научного творчества242
1. Познание и мотивация242
2. Объективная динамика мотивов246
3. Неоднородность мотивационной сферы251
Глава 5. Гений и гениальность259
1. Гениальность и психическое здоровье259
2. Гений и гениальное открытие260
3. Факторы становления гениального ученого265
Часть 4. Скрытое лицо науки268
Глава 1. Читая «книгу природы»268
1. Немые факты269
2. Авторитарные теории275
3. Игра по изменяющимся правилам279
Глава 2. В «башне из слоновой кости»288
1. Несоблюдаемые нормы288
2. Двуличие науки298
3. Рациональность иррационального303
Вместо заключения310
Литература319

Предисловие
top
Психология науки — одно из молодых ответвлений общего древа психологического познания. И если основные понятия и методы психологической науки уже нашли эффективное приложение в таких сферах социальной практики, как бизнес, политика, реклама и т. д., то в психологическом изучении самой науки сделаны лишь первые несмелые шаги.

Современная система научного познания — наука Нового времени — родилась на рубеже XVI–XVII веков, хотя и античный мир, и арабский Восток, и более древние культуры могли гордиться мыслителями, достойными считаться учеными. Рождение научной психологии принято датировать 70-ми годами XIX столетия. Что же касается психологии науки, то она складывается только сейчас, хотя вряд ли существовал ученый, которому удалось избежать психологических наблюдений (и обобщений) над собой и своими коллегами.

В науке, как и в любой сфере человеческой деятельности, есть свои обычаи. Один из них состоит в том, что дату рождения новой дисциплины определяет не первое исследование в соответствующей области и даже не появление обозначающего ее термина, а издание первого учебника. В принципе, эта традиция сколь условна, столь и оправданна: издание учебника знаменует собой, во-первых, признание существования новой области знания, во-вторых, осознание необходимости обучения ему студентов, в-третьих, оформление системы знания, которую можно более или менее упорядочение изложить. Психология науки, накопив немало сведений о личности и деятельности людей науки, еще не выработала устоявшейся системы нормативного знания, способного служить основой учебника. Поэтому авторы, решившись написать первое учебное пособие по психологии науки, не сочли себя вправе назвать его учебником.

У психологии науки много «родителей». Это не только ее материнская дисциплина — психология, но также социология, философия, история науки, общее науковедение, которые, изучая мир науки и жизнедеятельность его «обитателей», не могли обойти проблемы психологического своеобразия их труда. Этими проблемами заняты также другие дисциплины, как, например, психология организаций, которая, изучая психологическую организацию различных профессиональных сообществ, рассматривает и сообщество ученых.

Психология науки приобретает значение «территории», где психологи, социологи, историки науки и философы способны объединить свои усилия — хотя бы потому, что психология науки исследует также и их психологию и психологические аспекты тех проблем, которыми они занимаются. Собственно, здесь и заключен ответ на традиционный для предисловия к любой книге вопрос о том, кому она может быть полезной. Всем, кто занимается наукой или планирует ею заниматься. А также тем, кто, не имея таких планов, считает для себя полезным узнать, каким образом благодаря средствам, созидаемым наукой, человеческий ум проникает в неисчерпаемый для познания мир. Наряду с этим перед читателем откроются коллизии и противоречия, скрытые за поиском научной истины, их зависимость от личностного фактора. В книге собраны также малоизвестные факты и «разоблачения», свидетельствующие, в частности, что корифеи науки не были небожителями, а активно вовлекались в шумные конфликты с другими корифеями, часто грешили подтасовкой данных и т. д., что, впрочем, не помешало им оставить яркий след в истории науки.

Современная психология науки — пока еще аморфная и плохо очерченная область знания, что естественно на нынешней стадии ее формирования. Поэтому одна из главных задач, стоявших перед авторами, заключалась в селекции и структурировании материала. Способ ее решения, к которому они прибегли, далеко не единственный и не самоочевидный. Поэтому имеет смысл пояснить читателю логику изложения материала и, соответственно, построения книги.

Во-первых, научное познание, научное общение и личность ученого являются главными центрами притяжения исследовательских интересов в психологии науки, вокруг которых сосредоточена львиная доля исследований. Соответственно, этим темам посвящены три наиболее объемные (1, 2 и 3) части книги, а часть 4 является в определенном смысле результирующей, демонстрирующей, как психологические факторы проявляются в научной деятельности, порождая поучительные парадоксы.

Во-вторых, авторы отдали должное старой науковедческой традиции различать в науке когнитивное, относящееся к научному познанию (часть 1), и социальное, относимое к сфере научного общения (часть 2), и соответствующим образом «препарировали» научную деятельность.

В-третьих, в книге реализовано вычленение трех уровней социального в науке: уровня группы (часть 2), уровня личности (часть 3) и уровня научного сообщества (часть 4), в рамках которых и упорядочены основные социально-психологические феномены научной деятельности.

В-четвертых, авторы стремились двигаться от более общих проблем к более частным, являющимся их конкретизации, от более известных фактов к менее известным. Совмещение этих ориентиров и породило ту логику изложения материала, которая воплощена в структуре работы.

Авторы, предлагая читателю коллективную работу и неся полную ответственность за написанное, все же не хотели бы, чтобы ее конкретные фрагменты выглядели обезличенными. Поэтому они считают целесообразным указать, что главы «Общение и творчество», «Школы в науке», «Психология и информатика», «Параметры личности исследователя» и «Мотивация научного творчества» написаны М. Г. Ярошевским, главы «Малая группа в науке: групповая интеграция» и «Групповая дезинтеграция и миграционная активность ученых» — А. Г. Аллахвердяном, главы «Творческий процесс в науке и его стадии», «Методы стимуляции научного мышления», «Интеллектуальные способности в структуре личности ученого», «Психологические особенности личности ученого и их формирование», «Гений и гениальность» — Г. Ю. Мошковой, глава «Научное мышление» и часть 4 — «Скрытое лицо науки» — А. В. Юревичем.


Об авторах
top
photoАллахвердян Александр Георгиевич
Кандидат психологических наук, специалист в областях психологии науки, науковедения и новейшей истории отечественной науки. В 1985 г. окончил философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 2004–2021 гг. руководил Центром истории организации науки и науковедения при Институте истории естествознания и техники РАН. Опубликовал более 260 работ, в том числе монографии (персональные и в соавторстве): «Психология науки» (1998), «Науковедение и организация научных исследований в России в переходной период» (2004), «Наука России. От настоящего к будущему» (2009), «Динамика научных кадров в советской и российской науке: сравнительно-историческое исследование» (2014).
photoМошкова Галина Юрьевна
Кандидат психологических наук. В 1984–2001 гг. аспирант, затем сотрудник сектора социальной психологии науки Института истории естествознания и техники РАН. Сфера научных интересов — проблема творческой личности, социально-психологические аспекты формирования личности ученого, роль научного руководителя в становлении научных интересов и мотивационно-ценностных характеристик ученого, биографический метод как инструмент психологического исследования.
photoЮревич Андрей Владиславович
Доктор психологических наук, член-корреспондент РАН. В 1979 г. окончил факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию; в 1993 г. — докторскую диссертацию по социальной психологии. Работал в Институте истории естествознания и техники РАН. С 2004 г. — заместитель директора Института психологии РАН. Основные научные интересы: макропсихология, методология психологии, психология нравственности. Автор более 450 научных работ.
photoЯрошевский Михаил Григорьевич
Доктор психологических наук, почетный академик Российской академии образования и действительный член Нью-Йоркской академии наук. Крупнейший специалист в области истории, теории и методологии психологической науки.

В 1937 г. окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, учился в аспирантуре. Продолжив свою научную деятельность в Москве, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение А. А. Потебни о языке и сознании» (1945). Позже уехал в Таджикистан, где подготовил докторскую диссертацию, защищенную в 1961 г., и издал книгу «Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века». С 1965 г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР (Москва), где создал и возглавил сектор психологических проблем научного творчества. В последние годы своей жизни активно сотрудничал с Психологическим институтом РАО.

Автор целого ряда книг, среди которых: «История психологии», «Иван Михайлович Сеченов», «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (в соавт. с Л. И. Анцыферовой), «Психология в ХХ столетии», «Школы в науке» (соавт. и ред.), «Сеченов и мировая психологическая мысль», «Историческая психология науки», «Наука о поведении: русский путь», «Теоретическая психология» (в соавт. с А. В. Петровским).