Психология науки — одно из молодых ответвлений общего древа психологического познания. И если основные понятия и методы психологической науки уже нашли эффективное приложение в таких сферах социальной практики, как бизнес, политика, реклама и т. д., то в психологическом изучении самой науки сделаны лишь первые несмелые шаги. Современная система научного познания — наука Нового времени — родилась на рубеже XVI–XVII веков, хотя и античный мир, и арабский Восток, и более древние культуры могли гордиться мыслителями, достойными считаться учеными. Рождение научной психологии принято датировать 70-ми годами XIX столетия. Что же касается психологии науки, то она складывается только сейчас, хотя вряд ли существовал ученый, которому удалось избежать психологических наблюдений (и обобщений) над собой и своими коллегами. В науке, как и в любой сфере человеческой деятельности, есть свои обычаи. Один из них состоит в том, что дату рождения новой дисциплины определяет не первое исследование в соответствующей области и даже не появление обозначающего ее термина, а издание первого учебника. В принципе, эта традиция сколь условна, столь и оправданна: издание учебника знаменует собой, во-первых, признание существования новой области знания, во-вторых, осознание необходимости обучения ему студентов, в-третьих, оформление системы знания, которую можно более или менее упорядочение изложить. Психология науки, накопив немало сведений о личности и деятельности людей науки, еще не выработала устоявшейся системы нормативного знания, способного служить основой учебника. Поэтому авторы, решившись написать первое учебное пособие по психологии науки, не сочли себя вправе назвать его учебником. У психологии науки много «родителей». Это не только ее материнская дисциплина — психология, но также социология, философия, история науки, общее науковедение, которые, изучая мир науки и жизнедеятельность его «обитателей», не могли обойти проблемы психологического своеобразия их труда. Этими проблемами заняты также другие дисциплины, как, например, психология организаций, которая, изучая психологическую организацию различных профессиональных сообществ, рассматривает и сообщество ученых. Психология науки приобретает значение «территории», где психологи, социологи, историки науки и философы способны объединить свои усилия — хотя бы потому, что психология науки исследует также и их психологию и психологические аспекты тех проблем, которыми они занимаются. Собственно, здесь и заключен ответ на традиционный для предисловия к любой книге вопрос о том, кому она может быть полезной. Всем, кто занимается наукой или планирует ею заниматься. А также тем, кто, не имея таких планов, считает для себя полезным узнать, каким образом благодаря средствам, созидаемым наукой, человеческий ум проникает в неисчерпаемый для познания мир. Наряду с этим перед читателем откроются коллизии и противоречия, скрытые за поиском научной истины, их зависимость от личностного фактора. В книге собраны также малоизвестные факты и «разоблачения», свидетельствующие, в частности, что корифеи науки не были небожителями, а активно вовлекались в шумные конфликты с другими корифеями, часто грешили подтасовкой данных и т. д., что, впрочем, не помешало им оставить яркий след в истории науки. Современная психология науки — пока еще аморфная и плохо очерченная область знания, что естественно на нынешней стадии ее формирования. Поэтому одна из главных задач, стоявших перед авторами, заключалась в селекции и структурировании материала. Способ ее решения, к которому они прибегли, далеко не единственный и не самоочевидный. Поэтому имеет смысл пояснить читателю логику изложения материала и, соответственно, построения книги. Во-первых, научное познание, научное общение и личность ученого являются главными центрами притяжения исследовательских интересов в психологии науки, вокруг которых сосредоточена львиная доля исследований. Соответственно, этим темам посвящены три наиболее объемные (1, 2 и 3) части книги, а часть 4 является в определенном смысле результирующей, демонстрирующей, как психологические факторы проявляются в научной деятельности, порождая поучительные парадоксы. Во-вторых, авторы отдали должное старой науковедческой традиции различать в науке когнитивное, относящееся к научному познанию (часть 1), и социальное, относимое к сфере научного общения (часть 2), и соответствующим образом «препарировали» научную деятельность. В-третьих, в книге реализовано вычленение трех уровней социального в науке: уровня группы (часть 2), уровня личности (часть 3) и уровня научного сообщества (часть 4), в рамках которых и упорядочены основные социально-психологические феномены научной деятельности. В-четвертых, авторы стремились двигаться от более общих проблем к более частным, являющимся их конкретизации, от более известных фактов к менее известным. Совмещение этих ориентиров и породило ту логику изложения материала, которая воплощена в структуре работы. Авторы, предлагая читателю коллективную работу и неся полную ответственность за написанное, все же не хотели бы, чтобы ее конкретные фрагменты выглядели обезличенными. Поэтому они считают целесообразным указать, что главы «Общение и творчество», «Школы в науке», «Психология и информатика», «Параметры личности исследователя» и «Мотивация научного творчества» написаны М. Г. Ярошевским, главы «Малая группа в науке: групповая интеграция» и «Групповая дезинтеграция и миграционная активность ученых» — А. Г. Аллахвердяном, главы «Творческий процесс в науке и его стадии», «Методы стимуляции научного мышления», «Интеллектуальные способности в структуре личности ученого», «Психологические особенности личности ученого и их формирование», «Гений и гениальность» — Г. Ю. Мошковой, глава «Научное мышление» и часть 4 — «Скрытое лицо науки» — А. В. Юревичем.
![]() Кандидат психологических наук, специалист в областях психологии науки, науковедения и новейшей истории отечественной науки. В 1985 г. окончил философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 2004–2021 гг. руководил Центром истории организации науки и науковедения при Институте истории естествознания и техники РАН. Опубликовал более 260 работ, в том числе монографии (персональные и в соавторстве): «Психология науки» (1998), «Науковедение и организация научных исследований в России в переходной период» (2004), «Наука России. От настоящего к будущему» (2009), «Динамика научных кадров в советской и российской науке: сравнительно-историческое исследование» (2014).
![]() Кандидат психологических наук. В 1984–2001 гг. аспирант, затем сотрудник сектора социальной психологии науки Института истории естествознания и техники РАН. Сфера научных интересов — проблема творческой личности, социально-психологические аспекты формирования личности ученого, роль научного руководителя в становлении научных интересов и мотивационно-ценностных характеристик ученого, биографический метод как инструмент психологического исследования.
![]() Доктор психологических наук, член-корреспондент РАН. В 1979 г. окончил факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию; в 1993 г. — докторскую диссертацию по социальной психологии. Работал в Институте истории естествознания и техники РАН. С 2004 г. — заместитель директора Института психологии РАН. Основные научные интересы: макропсихология, методология психологии, психология нравственности. Автор более 450 научных работ.
![]() Доктор психологических наук, почетный академик Российской академии образования и действительный член Нью-Йоркской академии наук. Крупнейший специалист в области истории, теории и методологии психологической науки.
В 1937 г. окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, учился в аспирантуре. Продолжив свою научную деятельность в Москве, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение А. А. Потебни о языке и сознании» (1945). Позже уехал в Таджикистан, где подготовил докторскую диссертацию, защищенную в 1961 г., и издал книгу «Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века». С 1965 г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР (Москва), где создал и возглавил сектор психологических проблем научного творчества. В последние годы своей жизни активно сотрудничал с Психологическим институтом РАО. Автор целого ряда книг, среди которых: «История психологии», «Иван Михайлович Сеченов», «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (в соавт. с Л. И. Анцыферовой), «Психология в ХХ столетии», «Школы в науке» (соавт. и ред.), «Сеченов и мировая психологическая мысль», «Историческая психология науки», «Наука о поведении: русский путь», «Теоретическая психология» (в соавт. с А. В. Петровским). |