Издавна в истории философии и науки существовало представление о жизни как «микрокосме» – малом мире, подобном «макрокосму» – большому миру. Вспоминаются также слова Сократа «познай себя и познаешь мир». Сегодня биология всё более приближается к пониманию того, что живой организм обладает своей пространственно-временной спецификой и собственными законами, которые хотя и координируются с общефизическими законами, но носят и относительно автономный характер. Яркий пример подобного соотношения – «принцип устойчивого неравновесия» Э.Бауэра, согласно которому только живые организмы стремятся устойчиво отклониться от состояния физического равновесия, в то время как неорганические системы направляют свою активность прямо противоположным образом. К этому близки идеи и синергетики, согласно которым живые системы – открытые диссипативные системы, устойчиво противодействующие росту энтропии, которому подчинена вселенная в целом. Живой организм всё более являет себя в определениях современной науки как относительно автономная онтологическая система, обладающая своей «локальной физикой», «локальной онтологией». Части мира, подобные миру в целом, можно обозначить новым термином «мироподобные системы». Одна из центральных тем данного сборника – гипотеза понимания биологических систем как мироподобных систем, исследование её с разных точек зрения – онтологических, гносеологических, аксиологических. В том числе соотношение с растущими сегодня технологическими, часто редукционистскими вызовами в науках о жизни и медицине, – тенденциями цифровизации, коммерциализации, технологизации биомедицины. Одним из наиболее значимых проявлений мироподобия биосистем является обладание ими своими внутренними мирами. Внутренний мир – также малый мир, обладающий своей онтологической спецификой, споры о которой не утихают до сих пор. Именно благодаря обладанию внутренними мирами, у биосистем появляется существенно субъектное и ценностное измерение бытия, сближающее биологию с гуманитарным знанием. В истоках жизни коренится ценностная структура, развивающаяся в аксиологические определения общества и человека. В итоге идея мироподобия живого могла бы стать кандидатом новой биоцентрической парадигмы современной рациональной культуры, поднимая саму биологию на уровень некоего связующего звена естественнонаучного и гуманитарного знания, философии и науки, гносеологического и ценностного. Все эти перспективы предлагаются к исследованию и обсуждению в настоящем издании. Киященко Л.П., Моисеев В.И.
![]() Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ), член бюро Московского философского общества, член редколлегии журнала «Соловьевские исследования». В 1989 г. окончил с отличием лечебный факультет Воронежского государственного медицинского института, затем поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, которую окончил в 1992 г., защитив кандидатскую диссертацию по теме «Неклассический тип рациональности в биологическом знании». После окончания аспирантуры начал работать преподавателем философии в Воронежском государственном медицинском институте и одновременно учился на вечернем отделении математического факультета Воронежского государственного университета, который окончил с отличием в 1998 году. В 2000-м защитил в Российском государственном гуманитарном университете докторскую диссертацию по теме «Логико-философская реконструкция концептуальных оснований русской философии всеединства». С 2003 по 2006 гг. заведовал кафедрой философии Воронежской государственной медицинской академии. С 2006 г. заведует кафедрой философии МГМСУ. Автор монографий «Логика всеединства», «Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева» (М.: URSS), «Философия трансдисциплинарности» (в соавт. с Л. П. Киященко), «Логика открытого синтеза», «Человек и общество: образы синтеза», «Очерки по философии неовсеединства» (М.: URSS), «R-физика» (М.: URSS) и учебных пособий «Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины», «Философия», «Культурология», «Биоэтика» (в соавт. с О. Н. Моисеевой). Организатор пятнадцати всероссийских конференций «Философские проблемы биологии и медицины» (2007–2021). Председатель координационного совета по совершенствованию гуманитарного образования в медвузах России. Основатель нового философского направления — философии неовсеединства.
Область интересов: постнеклассическая наука и философия трансдисциплинарности, философская логика, философия науки, философия биологии и медицины, русская философия всеединства, философия неовсеединства. |