Обложка Жмеренецкий В.Ф., Ливинцев Н.П., Саранин Р.В., Скопец Г.М. Жизненный цикл образца авиационной техники: Теория и практика нормативного обеспечения
Id: 280780
1499 руб.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОБРАЗЦА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ:
Теория и практика нормативного обеспечения

Жизненный цикл образца авиационной техники: Теория и практика нормативного обеспечения
URSS. 2022. 342 с. ISBN 978-5-9710-9630-6.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

В монографии рассматриваются сущность и содержание жизненного цикла образца авиационной техники. Выявляются и анализируются теоретические и практические проблемные вопросы нормативного обеспечения, возникающие в опытном строительстве образцов авиационной техники и требующие своего решения.

Проводится анализ отечественного и зарубежного опыта организации работ по созданию и эксплуатации образцов авиационной техники. Излагаются предложения по... (Подробнее)


Оглавление
Оглавление3
Список сокращений8
Предисловие (Г. П. Шибанов)12
Введение15
К читателю20
Глава 1. Жизненный цикл образца авиационной техники21
1.1. Сущность и содержание жизненного цикла образца авиационной техники21
1.2. Контрольные рубежи. Корректировка контрактной документации27
1.3. Внешнее проектирование  образца авиационной техники33
1.4. Опытно-конструкторская работа40
1.5. Серийное производство образцов авиационной техники47
1.6. Эксплуатация образца авиационной техники48
Глава 2. Проблемные вопросы нормативного обеспечения жизненного цикла образца авиационной техники54
2.1. Нормативное обеспечение: понятие, объект и аспект54
2.1.1. Объект нормативного обеспечения жизненного цикла образца авиационной техники55
2.1.2. Аспект нормативного обеспечения жизненного цикла образца авиационной техники61
2.1.2.1. Функциональные свойства образца авиационной техники62
2.1.2.2. Боевые свойства авиационного комплекса77
2.2. Условия существования образца авиационной техники81
2.3. Системный характер нормативного обеспечения жизненного цикла образца авиационной техники87
2.4. Краткий анализ опыта создания авиационных комплексов предыдущих поколений90
2.5. Основные проблемные вопросы опытного строительства94
2.6. Основные направления совершенствования опытного строительства98
Глава 3. Опыт организации заказов авиационной техники в зарубежных странах102
3.1. История развития опытного строительства систем вооружения в зарубежных странах102
3.2. Анализ зарубежного опыта планирования мер по обеспечению военной безопасности107
3.3. Система планирования, программирования и финансирования разработки вооружения в США111
3.4. Выполнение программы приобретения системы оружия116
3.5. Организация руководства программой120
Глава 4. Направления совершенствования нормативного обеспечения жизненного цикла образца авиационной техники125
4.1. Аксиоматика. Основные виды нормативных документов125
4.2. Правила разработки и корректировки нормативных документов129
4.3. Основные направления совершенствования нормативно-правовых документов132
4.4. Основные направления совершенствования нормативно-технических документов139
Глава 5. Предложения по совершенствованию системы заказов149
5.1. Актуальность совершенствования системы заказов149
5.2. Анализ состояния авиационной деятельности151
5.3. Совершенствование организации системы заказов авиационной техники157
5.4. Совершенствование инвестиционной политики163
5.5. Обеспечение авиационной деятельности кадровым составом166
5.6. Реализация инновационной стратегии развития176
5.7. Совершенствование внешнеэкономической деятельности186
Глава 6. Предложения по совершенствованию администрирования авиационной деятельности192
6.1. Актуальность совершенствования администрирования авиационной деятельности192
6.2. Анализ администрирования на государственном уровне195
6.3. Анализ администрирования на корпоративном уровне202
6.4. Анализ администрирования на уровне авиационного предприятия210
6.5. Основные положения концепции реорганизации государственного администрирования авиационной деятельности220
Глава 7. Направления совершенствования организации и руководства выполнением федеральной программы224
7.1. Место федеральной программы в общей структуре программного планирования224
7.2. Основные задачи руководства программой234
7.3. Предложения по структуре руководства федеральной программой238
7.3.1. Требования к формированию руководства программой238
7.3.2. Структура федеральной программы. Цели и задачи фаз и этапов241
7.4. Руководство федеральной программой249
7.4.1. Структура руководства федеральной программой249
7.4.2. Функции руководства федеральной программой253
7.4.3. Организация взаимодействия с исполнителями федеральной программы255
7.5. Основные требования к показателям оценки качества выполнения фаз и этапов федеральной программы258
7.5.1. Фаза концептуальных исследований259
7.5.2. Фаза эскизно-технического проектирования272
7.5.3. Фаза рабочего проектирования, изготовления опытных образцов и испытаний273
7.5.4. Показатели качества оснащения войск и эксплуатации274
7.5.5. Показатели оценки качества модернизации образца авиационной техники275
Глава 8. Основные направления совершенствования содержания нормативных документов277
8.1. Общие требования по совершенствованию нормативных документов277
8.2. Регулирование прав и обязанностей участников работ280
8.2.1. Нормирование прав и обязанностей заказчиков работ281
8.2.2. Нормирование прав и обязанностей исполнителей работ287
8.3. Общий порядок создания образца авиационной техники государственной авиации291
8.4. Термины и определения296
8.5. Нормирование содержания стадии внешнего проектирования301
8.6. Нормирование содержания стадии опытно-конструкторской работы307
8.6.1. Проектирование образца авиационной техники и разработка рабочей конструкторской документации307
8.6.2. Подготовка опытного производства и изготовление опытных образцов авиационной техники311
8.6.3. Проведение наземных и летных испытаний опытных образцов авиационной техники312
8.6.4. Проведение испытаний опытных образцов наземных средств управления и обеспечения314
8.6.5. Нормирование летных испытаний опытного образца авиационной техники316
8.7. Нормирование серийного производства и поставки образцов авиационной техники326
8.8. Нормирование вопросов эксплуатации образцов авиационной техники государственной авиации328
Послесловие336
Список использованных источников339

Предисловие

Лица, принимающие решения,заинтересованы в системной оценке целей, возможных стратегий и программ, так же, как и последствий своих решений.

Дж. Ван Гиг

Развитие авиации сопряжено с необходимостью решения целого ряда проблем, связанных с созданием, изготовлением и эксплуатацией различных образцов АТ. Количество и сложность таких проблем от поколения к поколению АТ увеличивается. Это обусловлено возрастанием требований заказчика и, как следствие, усложнением образцов АТ, необходимостью расширения кооперации организаций, привлекаемых к их созданию и эксплуатации. В итоге наблюдается увеличение затрат высокоинтеллектуального труда, рост продолжительности разработки образцов АТ и повышение их стоимости.

Непременным условием создания образца АТ является проведение глубоких научных исследований на всех этапах его ЖЦ. Конечная цель таких исследований состоит в придании создаваемому образцу свойств, обеспечивающих превосходство его над аналогами по боевой эффективности, высокий уровень эксплуатационного совершенства и своевременное поступление на вооружение при заданных ресурсных ограничениях.

Как показывает практика, характерной особенностью процесса создания образца АТ является участие в нем, помимо структур заказчика, большого количества промышленных фирм, каждая из которых предлагает к реализации свои новые технические решения и технологии, определяющие инновационный уровень разрабатываемого образца АТ. При этом не все из смежников располагают необходимой методической базой для оценки предлагаемых решений с одинаковых позиций и даже используют разную терминологию.

Следует отметить, что чрезвычайное усложнение объектов, при создании которых организуется кооперация, обуславливает и усложнение взаимоотношений между ее участниками. Кроме того, непрерывно происходят уточнение действующих и разработка новых законодательных актов федерального уровня. Очевидно, что для успешной работы в таких условиях необходимо соблюдение единых для всех участников проекта правил.

Анализ отечественного и зарубежного опыта создания образцов авиационной техники свидетельствует о том, что для успешной работы в таких условиях должна быть создана (усовершенствована) соответствующая нормативная база. Нормативными документами должны быть установлены одинаковые правила работы для всех участников проекта и четко определены взаимоотношения между заказчиками и исполнителями работ. Выполнение этого условия делает крайне актуальной задачу совершенствования документов, составляющих нормативно-правовую базу.

Другой особенностью создания и эксплуатации образцов АТ следует считать необходимость придания им новых свойств, расширяющих боевые возможности (в противном случае их создание не имело бы смысла). Выполнение требования инновационности при создании образцов АТ нового поколения также невозможно без совершенствования нормативно-технической базы, поскольку действующие НТД отражают, как правило, уровень технического совершенства, уже достигнутый при создании образцов АТ предыдущего поколения.

Ретроспективный анализ нормативно-технической базы показывает, что общие технические требования к образцам АТ различных поколений обновлялись с периодичностью в 10 лет. Примерно с такой же периодичностью разрабатывались и вводились в действие новые редакции нормативно-правовых документов, в которых отражались изменения, происходившие в области организации заказов, создания, изготовления и эксплуатации, то есть на всех стадиях и этапах ЖЦ образцов АТ каждого нового поколения. Аналогично проводилось обновление других НД (ГОСТ, руководства, инструкции).

Налаженная в период 1950–1980-х годов периодичность обновления НД в области создания АТ была нарушена в 1990-е годы. Это закономерно привело к негативным последствиям, к порождению ряда недостатков в других областях, связанных с организацией и исполнением заказов по разработке (модернизации) образцов АТ. В этих условиях нормативное обеспечение необходимо рассматривать как правовую основу, определяющую взаимоотношения между заказчиком и исполнителями, порядок выполнения работ, их содержание на всех стадиях и этапах жизненного цикла образца АТ и его качество.

Особо следует отметить системный характер возникших в данной области проблем, обусловленных несовершенством сложившейся к настоящему времени в России системы заказов АТ государственной авиации. Неизменность принципов, положенных в основу системы заказов эпохи плановой экономики, при переходе к рыночным отношениям, введении контрактной системы закупок и конкурсного размещения заказов не могли не оказать негативного влияния на качество ее функционирования в новых условиях.

Учитывая системный характер проблем, задачи совершенствования нормативной базы должны рассматриваться с системотехнических позиций, с учетом влияния предложений по ее совершенствованию на все стороны авиационной деятельности, составной частью которой является система заказов. В противном случае невозможно будет исключить негативных последствий принимаемых решений вплоть до исчезновения авиационной отрасли как субъекта экономики.

С учетом вышеизложенного публикацию монографии следует считать весьма актуальной и своевременной. Ее прочтение лицами, от которых зависит будущее российской авиации, существенно облегчит принятие ими решений, правильных с точки зрения соблюдения государственных интересов.

Заслуженный деятель науки и техники

доктор технических наук, профессор

Г. П. Шибанов


Введение

Процессы создания, изготовления и применения (эксплуатации) образца АТ диалектически взаимосвязаны. Характеристики и свойства образца АТ, оптимизированные при формировании его технического облика и заложенные в конструкцию при проектировании и изготовлении, проявляются в процессе эксплуатации. В этих условиях учет диалектических взаимосвязей между процессами создания и применения (эксплуатации) образца АТ требует рассмотрения его полного жизненного цикла, начиная от зарождения идеи до прекращения эксплуатации и утилизации.

Однако действующие в настоящее время правовая и нормативно-техническая базы в области создания, изготовления и эксплуатации авиационной техники не удовлетворяют указанному требованию. В существующих нормативных документах отсутствует даже единое понимание содержания ЖЦ образца АТ. В некоторых НД он определен как совокупность этапов, начиная от изготовления образца до его снятия с вооружения. В других — как совокупность стадий и этапов от начала исследований и разработки его концепции до утилизации.

Отсутствие единого представления о работах, которые должны выполняться на различных стадиях и этапах ЖЦ образца АТ, не позволяет однозначно установить содержание нормативных документов, регламентирующих порядок их выполнения, оценку результатов и отношения между субъектами, участвующими в их организации и выполнении. Этим обусловлено несовершенство существующей нормативной базы в рассматриваемой области и трудности ее корректировки для исправления сложившегося положения.

В таких условиях для совершенствования нормативной базы представляется актуальным проведение анализа отечественного и зарубежного опыта создания, изготовления и эксплуатации образцов АТ [1, 14, 23]. Особое внимание при этом должно быть сосредоточено на выявлении и анализе проблемных вопросов, возникающих на протяжении ЖЦ образца АТ. Результаты анализа будут определять направления совершенствования нормативной базы с учетом особенностей сложившейся к настоящему времени в России системы заказов АТ государственной авиации [44].

Под системой заказов в монографии понимается совокупность структур заказчиков, организаций — разработчиков и изготовителей образцов АТ, а также нормативной базы, регламентирующей их функционирование. В свою очередь, система заказов рассматривается как составная часть объекта более высокого уровня системной иерархии — авиационной деятельности [44].

Анализ процессов функционирования системы заказов АТ и возникающих при этом проблемных вопросов показывает, что для разработки предложений по ее совершенствованию в ряде случаев более адекватным будет использование понятия «опытное строительство», которое имело в недалеком прошлом широкое употребление. Под опытным строительством АТ в монографии понимается совокупность работ, выполняемых на этапах жизненного цикла образца АТ, начиная с этапа концептуальных исследований до завершения этапа государственных испытаний.

Следует особо отметить, что в процессе работы над монографией авторы исходили из опыта организации и выполнения научных исследований и военно-научного сопровождения ОКР по созданию образцов АТ и их составных частей, а также собственного, достаточно большого жизненного опыта. Обоснование необходимости совершенствования нормативного обеспечения ЖЦ образца АТ и разработка предложений по решению проблемных вопросов проводились исходя из следующего правила: решение проблемы невозможно без признания факта ее существования. Именно этим объясняется наличие в монографии большого объема материалов по анализу недостатков авиационной деятельности.

Приведенные в монографии результаты анализа сложившегося к настоящему времени состояния системы заказов с позиций максимального удовлетворения интересов государства показали, что актуальность ее совершенствования обусловлена, прежде всего, необходимостью сохранения места России среди небольшого числа государств, обладающих научно-техническим и конструкторским потенциалами, позволяющими разрабатывать и производить сложные образцы АТ. Другим не менее важным фактором, определяющим актуальность ее совершенствования, является необходимость улучшения управления авиационной отраслью, которая в настоящее время фактически находится в состоянии стагнации.

Результаты анализа также свидетельствуют о несоответствии сложившейся системы заказов в части организации выполнения работ по государственному оборонному заказу их государственной важности. Несмотря на введение конкурсной системы отбора исполнителей и контрактной системы финансирования работ особых успехов в этой области не наблюдается. Во многом это обусловлено ее архаичной организационной структурой, не предполагающей наличия в составе ее персонала лица, несущего единоличную ответственность за создание нового образца АТ и обеспечение его дальнейшей эксплуатации.

Выполненный анализ авиационной деятельности позволил выявить недостатки сложившейся системы заказов, проявляющиеся на протяжении всего ЖЦ образца. Прежде всего, это недостаточный уровень стратегического планирования развития государственной авиации и, как следствие, отсутствие стабильной, утвержденной на государственном уровне технической политики ВВС. Ее отсутствие, в свою очередь, приводит к невозможности создания условий для стабильной работы научных, проектных и производственных организаций авиационной промышленности.

Необходимо отметить также и недостаточный учет потребностей мирового рынка в образцах АТ при планировании разработки АТ в интересах ВВС РФ. В условиях ограничений внутренних потребностей в серийных образцах АТ и финансовых возможностей по их созданию и закупке только увеличение серийности производства за счет выхода на мировой рынок АТ может ограничить рост стоимости серийных образцов АТ нового поколения.

На результатах опытного строительства негативно сказывается отсутствие практики планирования работ по созданию общего (предметно-ориентированного) НТЗ как необходимой научно-технологической основы совершенствования образцов АТ. Следует отметить также и игнорирование мировой практики создания до начала ОКР специального (объектно-ориентированного) НТЗ, необходимого для гарантированного создания образца АТ. Его отсутствие является основным недостатком организационного плана, приводящим к необходимости проведения работ по доводке образца АТ непосредственно в ходе летных испытаний.

Особо следует отметить несовершенство организации управления работами, направленными на удовлетворение потребностей заказчиков в перспективных образцах АТ, и их эксплуатации. Действующими НД не предусматривается программное управление процессами, происходящими на протяжении всего ЖЦ (создания, изготовления и эксплуатации) конкретного образца АТ, например в рамках федеральной программы, выполняемой под единым руководством на всех этапах его жизненного цикла.

К недостаткам системы заказов следует отнести использование устаревшей технологии оценки образцов АТ в испытаниях, основанной на формальной проверке выполнения заданных в ТТЗ требований заказчика и не предполагающей их полную оценку в реальных условиях эксплуатации. Кроме того, применяемые на практике программы проведения государственных совместных испытаний фактически предусматривают последовательное проведение трех этапов летных испытаний: заводских, доводочных (этап А) и оценочных (этап Б), что приводит к увеличению продолжительности летных испытаний при существующих правилах отчетности по результатам их проведения.

В качестве недостатка сложившейся системы заказов также следует рассматривать и консервативность оценки качества в серийном производстве. Использование при серийном производстве устаревших методов контроля качества продукции, основанных на контрольных испытаниях некоторой партии продукции, представляется как архаизм. В мире уже давно реализованы методы, основанные на испытаниях и отладке технологии производства (CALS-технология), что обеспечивает высокое качество всей выпускаемой продукции, а не только ее контрольной партии.

Недостатком сформировавшейся еще в эпоху поршневой авиации системы заказов АТ, которая, по существу, не менялась при переходе к реактивной авиации, является консервативность ее организации. Проведенные в последние 20 лет преобразования системы заказов АТ косметического характера практически не затронули ее административно-командных основ. В связи с этим в настоящее время она не соответствует требованиям к организации процесса выполнения работ по созданию особо сложных образцов АТ (АК нового поколения).

Так, в отечественной системе заказов и НД (в том числе в ГОСТ, регламентирующих проведение НИОКР) не предусматривается создание образца-демонстратора и проведение его испытаний. Фактически роль демонстраторов технологий выполняют опытные образцы АТ в процессе их испытаний. Это приводит к существенному увеличению стоимости и продолжительности ОКР, не позволяет снизить технические риски неполучения образца АТ с требуемыми характеристиками и новыми свойствами в заданные директивные сроки.

Следствием негативного влияния перечисленных выше недостатков, присущих сложившейся в России системе заказов, является увеличение сроков создания образцов АТ. Отставание в сроках поступления перспективных образцов АТ на вооружение по сравнению с зарубежными аналогами составляет основную, фундаментальную проблему опытного строительства. Данная проблема возникла не сейчас, она достаточно долго зрела, а в настоящее время уже «перезрела». Для примера: в США переход на программное планирование, обусловленный усложнением АТ, был осуществлен в период 1957–1964 годов.

Анализ результатов исследований по обоснованию основных направлений совершенствования системы заказов в условиях перехода к рыночным отношениям с учетом зарубежного опыта [1, 14, 23], выполненных специалистами различных организаций, показал, что устранение перечисленных выше недостатков сложившейся системы заказов АТ требует приложения усилий по двум главным направлениям.

1. Переводу системы заказов АТ на принципы и методы программного планирования всех работ, выполняемых на протяжении ЖЦ образца АТ, включая исследования по созданию общего НТЗ [23].

2. Совершенствованию управления работами в процессе создания, изготовления и эксплуатации конкретного образца АТ в рамках федеральной программы, предусматривающей единое руковод¬ство работами на всех этапах ЖЦ образца АТ, а также персональную ответственность руководителей за принимаемые решения и результаты выполнения программы.

Основное содержание указанных направлений и предложения по их реализации изложены в настоящей монографии.


К читателю

Не акцентируйте, пожалуйста, внимание на возможных несоответствиях и даже противоречиях некоторых положений монографии с положениями действующих нормативных документов и Вашим личным опытом.

Эта монография подготовлена в целях выработки подходов и правил, определяющих то, какой должна быть нормативная база создания образцов АТ нового поколения, но не в целях обоснования необходимости сохранения сложившегося положения в таком виде, в каком оно есть. Иной подход неизбежно приведет к консервации приведенных выше недостатков.


Об авторах
Жмеренецкий Владимир Филиппович
Доктор технических наук, старший научный сотрудник, заслуженный военный специалист РФ. Область научных интересов — определение технического облика образцов вооружения и военной техники, активное обеспечение безопасности полетов авиационных комплексов и нормативное обеспечение их жизненного цикла.
Ливинцев Николай Петрович
Кандидат технических наук. Область научных интересов — обоснование требований к авиационным комплексам, моделирование процессов их функционирования, перспективные технические средства обучения летного состава и нормативное обеспечение жизненного цикла образцов авиационной техники.
Саранин Роман Владимирович
Кандидат технических наук. Область научных интересов — обоснование требований к авиационным комплексам и военно-техническое сопровождение их создания, нормативное обеспечение жизненного цикла образцов авиационной техники.
Скопец Георгий Михайлович
Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Область научных интересов — системный анализ, внешнее проектирование авиационных комплексов и нормативное обеспечение их жизненного цикла.