Рост научных исследований в области материалистической диалектики, наблюдаемый у нас в последние годы, объясняется, не только накопленным уровнем знаний, но и причинами социально-исторического порядка. Наука, развивающаяся невиданными ранее темпами, общественная практика, коренным образом преобразующая историческую действительность, выдвигают проблемы, которые требуют дальнейшего углубления содержания категорий и законов диалектики. Необходимость разработки теории материалистической диалектики как метода научного исследования и революционного преобразования действительности диктуется и интересами идеологической борьбы. Убедительность критики буржуазных и ревизионистских наскоков на нашу теорию и практику, как подчеркивалось на XXIV съезде КПСС, в огромной степени усиливается тогда, когда она опирается на творческое развитие общественных наук, марксистско-ленинской теории. Наука и практика ставят перед философами задачу большой трудности и сложности. Уже недостаточно сейчас ограничиваться рассмотрением отдельных проблем, анализом отдельных законов и категорий диалектики (хотя исследования такого рода, естественно, никогда не перестанут быть актуальными). В настоящее время остро назрела потребность в развитии теории материалистической диалектики в ее целостности, в разработке логически стройной системы категорий и законов диалектики как внутренне, органически взаимосвязанных. Свидетельство тому — появление в нашей философской литературе трудов, в которых речь идет о способах построения такой системы. Рассмотрению этой и других проблем теории диалектики, активно обсуждаемых философами, и посвящена настоящая книга. В работе над нею автору оказали большую помощь ценные критические замечания лауреата Ленинской премии доктора технических наук, профессора М. А. Ха-нина, докторов философских наук, профессоров А. С. Богомолова, Е. К. Войшвилло и Л. К. Науменко, кандидата философских наук В. H. Садовского, которым он выражает свою глубокую признательность.
![]() Специалист по истории философии, диалектической логике, методологии социального познания; доктор философских наук, профессор. Родился в 1932 г. в Баку. В 1955 г. окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Преподавал философию в Азербайджанском государственном университете в конце 1950-х – начале 1960-х гг., заведовал кафедрой философии в Московском государственном институте электронной техники. В 1969–1985 гг. являлся профессором философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, где читал курс диалектической логики. В 1985 г. по приглашению Академии наук АзССР перешел на работу в Институт философии и права в качестве директора. В 1976 г. работал в качестве гаст-профессора на философском факультете Берлинского университета им. Гумбольдта, где читал курс диалектической логики. В 1980 г. был приглашен (по программе сенатора Фулбрайта) в качестве визитинг-профессора департамента философии столичного университета штата Огайо (США), где им также читался этот курс.
В настоящее время З. М. Оруджев является профессором-консультантом по философии в Московской государственной академии делового администрирования. Автор ряда работ по истории философии и диалектической логике, некоторые из которых были изданы в Европе, США, Кубе, Мексике, на Ближнем Востоке. В издательстве URSS вышли его книги «Природа человека и смысл истории» и «Способ мышления эпохи. Философия прошлого», которую автор рассматривает как начало и первую часть первой книги и которая представляет собой попытку по-иному рассмотреть понятие прошлого и его роль в становлении и развитии человека. |