Кавказъ представляетъ богатейшее поле для научныхъ изысканiй въ области этнографiи и первобытной культуры. Сохранившiеся здесь во множестве обломки давно пережитыхъ формъ экономическаго и общественнаго быта могутъ разсказать намъ полную глубокаго интереса повесть о долгихъ векахъ культурной безпомощности и о техъ прiобретенiяхъ, которыя сделаны человеческой мыслью въ неустанной борьбе за жизнь, за лучшее, более обезпеченное существованiе. Изъ-подъ своеобразнаго покрова народныхъ обычаевъ и верованiй, при свете научнаго изследованiя, передъ нами всплываютъ яркiя картины прошлаго человеческой культуры. Въ этихъ памятникахъ былого человечество какъ-бы снова проходитъ передъ нами многовековый свой жизненный путь. Это придаетъ огромное значенiе и поэтическую привлекательность научному изученiю народныхъ обычаевъ и воззренiй. Ближайшее ознакомленiе съ бытомъ кавказскихъ народовъ открываетъ передъ изследователемъ необозримое богатство этнографическихъ фактовъ, разработка которыхъ несомненно можетъ пролить немало света на многiе вопросы изъ исторiи первобытной культуры, въ частности изъ исторiи религiозныхъ воззренiй. Много разнороднаго этнографическаго матерiала уже собрано и записано, но еще очень многое остается не записаннымъ и, постепенно исчезая изъ жизни, забываясь и вымирая, навсегда погибаетъ для науки. Наиболее обширное собранiе относящагося къ Кавказу этнографическаго матерiала заключается въ издаваемомъ уже свыше 30 летъ (вышло 42выпуска) Управленiемъ Кавказскаго учебнаго округа "Сборнике матерiаловъ для описанiя местностей и племенъ Кавказа", Много этнографическихъ данныхъ заключаетъ въ себе также "Сборникъ сведенiй о кавказскихъ горцахъ" (10выпу- сковъ), издававшiйся съ 1868 по 1881 г. Кавказскимъ горскимъ управленiемъ. Рядъ ценныхъ этнографическихъ работъ имеется, наконецъ, въ "Запискахъ" и "Известiяхъ" Кавказскаго Отдела Императорскаго Русскаго Географическаго общества". Вотъ те изданiя, къ которымъ прежде всего приходится обращаться при научной разработке вопросовъ, касающихся этнологiи Кавказа, и откуда мною заимствовано наиболее значительное количество приводимыхъ мною фактовъ. Въ настоящемъ сборнике я помещаю лишь несколько небольшихъ очерковъ, обрисовывающихъ наиболее выпуклыя черты обычаевъ, обрядностей и воззренiй, которыми окружаются у кавказскихъ народовъ те или иныя стороны и явленiя народной жизни. Для большей полноты и ясности картины я считаю необходимымъ попутно отмечать аналогичные факты изъ бытовой и обрядовой жизни другихъ, не кавказскихъ народовъ. Предлагаемые очерки не больше, какъ коротенькiе наброски, отдельныя странички изъ великой книги исторiи человеческой культуры. Считаю нужнымъ заметить, что некоторые изъ предлагаемыхъ очерковъ печатались раньше въ местныхизданiяхъ, но для настоящаго сборника они значительно дополнены и являются здесь въ совершенно переработанномъ виде. Г.Ч.
28 мая 1913 года. Тифлисъ. Чурсин Григорий Филиппович Известный этнограф-кавказовед. Родился в городе Ейске, в семье плотника. Учился в Тифлисском учительском институте в 1890–1894 гг.; получил диплом учителя. В том же году за участие в революционном движении был выслан на три года в форт Александровский на Мангышлаке, где работал учителем; в эти же годы заинтересовался этнографией. В 1905–1916 гг. редактор Закавказского статистического комитета. В 1916–1918 гг. хранитель Отделения этнографии Кавказа в Кавказском музее (Тифлис); в 1921–1924 гг. работал в книгохранилищах Тифлиса. В 1924 г. был назначен заведующим Историко-этнологического отдела Закавказской научной ассоциации при ЗакЦИКе. Также работал в Кавказском историко-архитектурном институте АН СССР, куда поступил еще в 1923 г.; сначала в качестве научного сотрудника, затем адъюнкта и, наконец, ученого секретаря. С 1928 г. работал в Научно-исследовательском краеведческом кабинете Закавказского коммунистического университета. Одновременно, с 1929 г. — штатный профессор Ленинградского государственного университета по кафедре этнографии.
Научная деятельность Г. Ф. Чурсина, продолжавшаяся более 30 лет (первая его работа была напечатана в 1896 г.), была посвящена изучению кавказских народов. В списке его работ насчитывается свыше 70 наименований. Его труды, в основном посвященные систематическому изучению этнографии отдельных народов Кавказа, стали первыми в кавказоведческой литературе монографическими описаниями этих народов. Среди них особое место занимали сводки богатого сравнительно-этнографического материала из области материальной и духовной культуры; в них делалась попытка этнографической классификации народов Кавказа. Важное значение для науки имела книга «Очерки по этнологии Кавказа» (1913), в которой обобщались различные факты и явления этнографии кавказских народов. |