Светлой памяти родителей моих Ивана Федоровича и Тамары Петровны
посвящаю
Диалогичность всегда была свойственна мышлению, познавательной деятельности, межличностному взаимодействию людей. Вот почему исследование диалога, диалогической речи, начавшееся еще в античности, продолжается и в настоящее время. Философы, логики, социологи и, конечно, лингвисты с возрастающим интересом изучают основу диалога – вопросы и ответы. Существенное место в научной литературе по вопросам и ответам занимает их классификация. Это может служить одним из показателей важности и необходимости изучения вопросов и ответов именно методом классификации, которая, как известно, направлена на организацию и представление в обозримой форме больших массивов эмпирического материала, а также на теоретическое конструирование моделей и выявление их соответствия этому материалу. Самое трудное при построении классификации – это выделение оснований (критериев) классификации, которые должны базироваться на существенных свойствах и закономерных связях классифицируемых объектов (Дж.Ст.Милль, С.С.Розова). Например, попытки классифицировать химические элементы не удавались до Д.И.Менделеева потому, что критериями классификации служили свойства элементов, несущественные в классификационном отношении. Важнейшая роль существенных свойств объектов в построении классификации обусловлена тем, что эти свойства отражают заключенные в самом объекте основания изменений, происходящих в нем при взаимодействии с другими объектами. Кроме того, существенные для определенных объектов свойства оказываются именно в силу своей существенности общими для этих объектов. Мышление, познавая существенные свойства объектов, познает тем самым как общие свойства этих объектов, которые являются основанием для их объединения в классы и подклассы, так и зависимости между ними (С.Л.Рубинштейн). Познание существенных свойств объектов и их зависимостей – это познание закономерностей функционирования этих объектов. Поэтому классификации, построенные на основании существенных свойств, способны отражать научные закономерности. Такие классификации могут считаться эффективными, обладающими объяснительной силой. Анализ научной литературы по вопросам и ответам диалогической речи показывает, что из множества выявленных оснований классификации вопросов и ответов еще не выбраны те основания, которые формируются существенными свойствами вопросов и ответов и по которым могут быть построены эффективные классификации. Таким образом, проблема создания эффективной классификации вопросов и ответов в теоретической литературе не решена и может быть снова поставлена. Решение ее возможно на основе междисциплинарного подхода, который позволяет получить систему лингвистических, логических и других оснований, выбрать действительно значимые основания с помощью методов ряда наук. Использование в данной работе математико-статистических методов, созданных, в частности, для решения задач классификации в ряде наук, позволило, как представляется, получить классификации вопросов и ответов, обладающие необходимыми свойствами объективности, достоверности, достаточной полноты. Кроме того, в процессе классификационного исследования обнаружена несимметричность гносеологического статуса вопроса и ответа: положения дел, представленные в вопросе, не соотнесены с действительным положением дел в реальном мире; положения дел, описанные спрашивающим, могут быть соотнесены с действительностью в ответе. На этом свойстве основана роль вопроса в познании человеком окружающей действительности, оно объясняет так называемое герменевтическое первенство вопроса, возможность создания интеррогативной методологии науки, использование вопроса в обучении. Несимметричность гносеологического статуса вопроса и ответа предопределяет несимметричность ряда их свойств, в том числе то, что в вопросе более значимы вербальные средства выражения коммуникативной установки говорящего, в то время как в ответе большую роль играют невербальные средства. Избранный подход позволил сформулировать основной принцип взаимодействия членов вопросно-ответной последовательности. Им является общеязыковой метонимический принцип представления целого по части. Целое – это совокупность положений дел (возможных миров), построенная в вопросе, часть – тот возможный мир, который отвечающий соотносит с реальным миром. Этот принцип действует лишь в том случае, когда отраженные в вопросно-ответной последовательности миры спрашивающего и отвечающего тождественны. Голубева-Монаткина Наталия Ивановна Доктор филологических наук, профессор факультета «Высшая школа перевода» Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Является автором книг «Французская диалогическая речь в сопоставлении с русской», «Русская эмигрантская речь во Франции конца ХХ века» (М.: URSS), «Русская эмигрантская речь в Канаде конца ХХ века» (М.: URSS), «Французский язык в Канаде и США: Социолингвистические очерки» (М.: URSS), «Вопросы и ответы диалогической речи: Классификационное исследование» (М.: URSS).
|