Обложка Павлов И.П. Лекции по физиологии. Книга 3: Физиология желез внутренней секреции. Физиология теплорегуляции. Физиология центральной нервной системы
Id: 280665
299 руб. Новинка недели!

Лекции по физиологии.
Книга 3: ФИЗИОЛОГИЯ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ. ФИЗИОЛОГИЯ ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИИ. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Кн.3 № 50

Лекции по физиологии. Книга 3: Физиология желез внутренней секреции. Физиология теплорегуляции. Физиология центральной нервной системы
URSS. 2022. 104 с. ISBN 978-5-9710-9295-7.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Перед читателями — классический курс лекций выдающегося ученого-физиолога, академика АН СССР, лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова. Эти лекции были прочитаны им студентам второго курса Военно-медицинской академии, где И.П.Павлов долгие годы заведовал кафедрой физиологии. Несмотря на то, что со времени прочтения лекций прошло более столетия, они до сих пор сохраняют свое научное и педагогическое значение и могут служить введением в предмет... (Подробнее)


Содержание
Физиология желез внутренней секреции
Лекция вторая
Панкреатическая железа. — Сахарное мочеизнурение. — Функция островков Лангерханса. — Надпочечные железы7
Лекция третья
Надпочечные железы. — Секреция адреналина и влияние нервной системы. — Мозговой придаток. — Половые железы. — Молочные железы15
Лекция четвертая
Селезенка. — Лимфатические железы. — Красный костный мозг24
Физиология теплорегуляции
Лекция первая
Превращения энергии. — Источники тепла в теле. — Закон сохранения энергии, — Холоднокровные и теплокровные животные. — Регуляция постоянства температуры тела. — Работа кожных сосудов и потовых желез29
Лекция вторая
Регуляция теплопродукции. — Иннервация теплорегулирующих органов42
Лекция третья
Иннервация потовых желез. — Роль блуждающих нервов в теплорегуляции. — Деятельность скелетной мускулатуры. — Центростремительные нервы. — Центры теплорегуляции. — Лихорадка49
Физиология центральной нервной системы
Лекция первая
Частная физиология нервной системы. — Понятие о рефлексе. — Анализ пути рефлекторного возбуждения61
Лекция вторая
Общие механизмы центральной нервной системы. — Суммация раздражений. — Утомляемость центров. — Химизм центров66
Лекция третья
Значение качества, силы и места раздражения для рефлекторной реакции. — Возбуждение и торможение. — Опыт И. М. Сеченова78
Лекция четвертая
Торможение рефлексов. — Борьба центров. — Цепные рефлексы. — Функциональная структура спинного мозга. — Функция белого вещества84

Об авторе
Павлов Иван Петрович
Выдающийся ученый-физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей физиологической школы современности; академик Петербургской академии наук (1907), Академии наук СССР (1925); лауреат Нобелевской премии (1904). Родился в Рязани, в семье священнослужителя. Под влиянием прочитанной монографии И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» стал мечтать о научной деятельности и, отказавшись от духовной карьеры, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1875 г. блестяще завершил курс с ученой степенью кандидата естественных наук. В 1879 г. стал заведовать физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина. В 1883 г. защитил докторскую диссертацию и был командирован за границу для усовершенствования знаний. В 1890 г. был избран профессором кафедры фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1895 г. — профессором кафедры физиологии, где проработал до 1925 г. С 1891 г. и до конца жизни заведовал физиологическим отделением Института экспериментальной медицины, организованного при его участии.

И. П. Павлов — автор классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения. Он ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов он установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования И. П. Павловым физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали огромное влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. Под влиянием его идей формировались крупные школы в терапии, хирургии, психиатрии и невропатологии.