Обложка Павлов И.П. Лекции по физиологии: Физиология кровообращения
Id: 280649

Лекции по физиологии:
Физиология кровообращения Кн.2 № 49

URSS. 2022. 120 с. ISBN 978-5-9710-9294-0.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Перед читателями — классический курс лекций выдающегося ученого-физиолога, академика АН СССР, лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова. Эти лекции были прочитаны им студентам второго курса Военно-медицинской академии, где И.П.Павлов долгие годы заведовал кафедрой физиологии. Несмотря на то, что со времени прочтения лекций прошло более столетия, они до сих пор сохраняют свое научное и педагогическое значение и могут служить введением в предмет... (Подробнее)


Содержание
Лекция первая
Исторические данные о физиологии кровообращения.— Круг кровообращения. — Работа всасывающего и нагнетающего насосов5
Лекция вторая
Устройство и функция сердечных клапанов12
Лекция третья
Сердечная мускулатура. — Давление в сердечных полостях. — Графическая запись работы сердца16
Лекция четвертая
Большой и малый круги кровообращения. — Работа изолированного сердца. — Свойства сердечной мышцы23
Лекция пятая
Свойства сердечной мышцы. — Происхождение сердечного удара. — Неврогенная и миогенная теории31
Лекция шестая
Иннервация сердца. — Действие блуждающего нерва. — Ускоряющие нервы39
Лекция седьмая
Восемь влияний на сердце со стороны нервной системы. — Усиливающий нерв48
Лекция восьмая
Влияние центральной нервной системы на работу сердца56
Лекция девятая
Рефлекторные влияния на деятельность сердца. — Действие углекислоты на центры59
Лекция десятая
Течение жидкости по эластичным и неэластичным трубкам. — Схема Вебера. — Изучение кровяного давления64
Лекция одиннадцатая
Кимограф Людвига. — Определение кровяного давления в артериях73
Лекция двенадцатая
Методика определения кровяного давления в капиллярах. — Венозное давление. — Сопоставление величины давления в различных отделах. — Регуляция давления при кровопотерях и переполнении кровяного русла. — Определение скорости движения крови78
Лекция тринадцатая
Распределение скорости движения крови в различных отделах кровеносной системы. — Сосудосуживающие и сосудорасширяющие нервы85
Лекция четырнадцатая
История открытия сосудосуживающих и сосудорасширяющих нервов91
Лекция пятнадцатая
Прессорные и депрессорные нервы96
Лекция шестнадцатая
Условия деятельности прессорных и депрессорных механизмов. — Сосудодвигательный центр. — Автоматическое раздражение сосудодвигательного центра. — Тоны сердца106

Об авторе
Павлов Иван Петрович
Выдающийся ученый-физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей физиологической школы современности; академик Петербургской академии наук (1907), Академии наук СССР (1925); лауреат Нобелевской премии (1904). Родился в Рязани, в семье священнослужителя. Под влиянием прочитанной монографии И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» стал мечтать о научной деятельности и, отказавшись от духовной карьеры, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1875 г. блестяще завершил курс с ученой степенью кандидата естественных наук. В 1879 г. стал заведовать физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина. В 1883 г. защитил докторскую диссертацию и был командирован за границу для усовершенствования знаний. В 1890 г. был избран профессором кафедры фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1895 г. — профессором кафедры физиологии, где проработал до 1925 г. С 1891 г. и до конца жизни заведовал физиологическим отделением Института экспериментальной медицины, организованного при его участии.

И. П. Павлов — автор классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения. Он ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов он установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования И. П. Павловым физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали огромное влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. Под влиянием его идей формировались крупные школы в терапии, хирургии, психиатрии и невропатологии.