I. ПОНЯТIЕ О ПСИХИЧЕСКОМЪ ЭЛЕМЕНТЕ а. Изменчивость и сочетанiе психическихъ переживанiй Ближайшее впечатленiе, которое производятъ на насъ наши душевныя переживанiя при непосредственномъ ихъ воспрiятiи, это впечатленiе непрерывнаго, незадержимаго съ помощью наблюденiя процесса, состоящаго изъ целаго ряда чрезвычайно сложныхъ свойствъ. Эти свойства мы представляемъ темъ живее, чемъ более стараемся или закрепить какое-нибудь отдельное переживанiе со всеми присущими ему въ данный моментъ свойствами, или изолировать его отъ всего связаннаго съ нимъ. Въ первомъ случае мы легко убеждаемся, что тамъ, где содержанiе сознанiя на первый взглядъ казалось относительно продолжительнымъ, это основывалось только на томъ, что мы не заметили небольшихъ переменъ или даже быстрой смены разныхъ содержанiй. Во второмъ случае обычно обнаруживается, что какiе-нибудъ более смутно сознаваемые процессы, оставшiеся первоначально незамеченными, были сопутствующими условiями непосредственно воспринятыхъ. Такъ напримеръ, при недостатке вниманiя или уменья наблюдать за собой можно подумать, что при долгомъ созерцанiи какого-нибудь зрительнаго объекта сохраняется все время тоже представленiе и, следовательно, по крайней мере это определенное содержанiе является въ нашемъ психическомъ состоянiи не текучимъ, а постояннымъ впечатленiемъ, заполняющимъ известный промежутокъ времени. Темъ не менее, при внимательномъ самонаблюденiи легко заметить, что это мненiе ошибочно. Оно подкрепляется темъ обстоятелъствомъ, что мы при смене нашихъ воспрiятiй убеждаемся въ постоянстве предметовъ внешняго мiра. Поэтому относительно другихъ психическихъ переживанiй, напримеръ, аффекта, волевыхъ процессовъ, или даже состоянiй чувства, не такъ легко поддаться такому-же обману. Однако, еели точно представить себе воспрiятiе какого-нибудь длительно даннаго намъ объекта, то мы увидимъ, что оно окажется не въ меньшей степени непрерывно текучимъ переживанiемъ, чемъ, напримеръ, волевой поступокъ. Только при воспрiятiи объекта смена происходитъ неправильнее, такъ что впечатленiе определеннаго теченiя не связывается непосредственно съ определенной закономерностью въ смене различныхъ фазисовъ процесса. Не иначе, чемъ съ мнимымъ постоянствомъ, обстоитъ дело
и съ кажущейся простотой психическаго содержанiя. Тамъ, где
мы съ перваго взгляда можемъ предположить, что имеемъ дело
съ простымъ фактомъ, оказывается, что онъ долженъ считаться
сложнымъ не только потому, что связанъ съ другими, первоначально
незамеченными явленiями, но и потому, что, независимо
отъ этихъ связей, представляетъ сложныя соотношенiя въ своихъ
собственныхъ свойствахъ. Такъ, вероятно, можно было-бы предположить,
что ощущенiе светящейся точки, или чистаго, свободнаго
отъ всехъ добавочныхъ тоновъ и шумовъ тона, есть нечто
психически простое. Но ясно, что вообще невозможно себе представить
одну точку вполне изолированною, такъ какъ она является
всегда въ нашемъ поле зренiя, которое мы ставимъ въ известное
отношенiе къ нашему собственному телу. Простой тонъ
стоитъ, пожалуй, ближе къ действительно простому. Но и его
мы не можемъ выделить изъ нашего общаго пространственновременнаго
воспрiятiя: мы слышимъ его где-нибудь въ пространстве,
следовательно, ставимъ его въ те отношенiя, въ центре
которыхъ находится наше собственное, смутно-представляемое
тело. Кроме того, воспринимая его какъ впечатленiе, длящееся
во времени, мы ставимъ его въ каждый данный моментъ въ связь
съ предшествовавшими ощущенiями. Наконецъ, едва-ли можетъ
случиться, чтобы тонъ не вызывалъ какого-нибудь чувства, напримеръ,
чувства удовольствiя, или чувствъ, связанныхъ съ напряженiемъ
вниманiя. Итакъ, если мы, при известныхъ обстоятельствахъ,
считаемъ какое-нибудь психическое переживанiе простымъ,
то это основывается всегда на томъ, что мы принимаемъ въ соображенiе
только известную, действительно данную часть содержанiя,
такъ какъ только на нее обращаемъ вниманiе, въ то время,
какъ отъ насъ ускользаютъ другiя части, на которыя наше вниманiе
не распространяетея. ![]() Выдающийся немецкий психолог, физиолог, философ, «отец научной психологии», создатель первой в мире психологической лаборатории.
Изучал медицину в Тюбингене, затем в Гейдельбергском университете, где провел свое первое экспериментальное исследование. В 1858 г. стал ассистентом Германа Гельмгольца, преподавал физиологию, а к 1867 г. разработал курс «Физиологической психологии». В 1874 г. стал профессором Цюрихского университета. С 1875 г. — профессор философии в Лейпциге, там же основал психологическую лабораторию, превращенную в 1879 г. в институт, где Вундт много и плодотворно работал до своей отставки в 1917 г. Создатель ряда первых экспериментально-психологических методов, в основу которых положено организованное самонаблюдение. Автор экспериментальных работ в области психологии сознания, внимания, восприятия, простейших чувств, а также теоретических исследований высших психических процессов. |