Термин «интенсификация» (от французского intensification) означает увеличение напряженности (интенсивности). Однако в общественной науке этот термин приобрел более широкий смысл. Он означает не только рост напряженности общественных процессов, увеличение темпов их развития, но и стремление людей достичь больших результатов в экономической, социальной и духовной жизни в возможно более короткое время. Экономия времени — такова самая глубокая сущность интенсификации. Интенсификация, степень экономии времени, является главным показателем состояния общества уровня всесторонности развития как того или иного общества в целом, так и его отдельного члена. «Как для отдельного индивида,— писал К. Маркс,— так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. К экономии времени сводится в конечном счете вся экономия». Фактор времени исключительно высоко оценивал и В. И. Ленин. Он требовал беречь время в больших и малых делах, в труде, быту, жизни, поскольку видел, что только экономия времени позволит ликвидировать отсталость России, догнать и перегнать передовые капиталистические страны, выиграть битву с капитализмом в области экономики и культуры. «...Выиграть время,— говорил Ленин,— значит выиграть все...» Люди издавна искали, находили- и совершенствовали средства экономии времени. Именно в целях получения наибольшего количества материальных и духовных благ они стремились преодолеть свою физическую ограниченность, облегчить свои физические, а затем и умственные усилия. Так родилась техника, при помощи которой человек научился отвоевывать у природы необходимые ему средства к жизни во все больших размерах и во все более короткое время. Под воздействием главным образом производственных, технических потребностей возникла наука — система знаний, их получения и применения, та самая система, которая находит свое практическое воплощение в технике. Но техника не единственный источник интенсификации, экономии времени. Техника используется людьми в их трудовой деятельности, и успехи производства в решающей степени зависят от того, насколько люди овладели техникой, насколько правильно определено их место в общественном производстве, насколько рационально организованы их труд, взаимодействие с техникой, обмен своей деятельностью, результатами своего труда, насколько они заинтересованы в результатах своего труда, дисциплинированны и ответственны. Иначе говоря, экономия времени зависит и от управления обществом, и прежде всего от управления людьми, от организации труда людей, производственных коллективов. Техника как вещественный элемент производства и управление как организация, регуляция общественных, в особенности трудовых, процессов, как контроль за их течением были, есть и навсегда останутся непременными атрибутами общества. Однако никогда еще техника и наука, в том числе и наука управления, не достигали столь огромных высот, как в наш XX век. Новейшая научно-техническая революция, управление общественными процессами выступают ныне как важнейшие средства интенсификации функционирования и развития общества, средства экономии времени. При этом нужно подчеркнуть, что в настоящее время интенсификация совершается в противоположных общественных системах, в различных экономических и социально-политических условиях и именно от этих условий зависят цели интенсификации, ее конкретные формы и методы осуществления, ее влияние на общество в целом и на каждого индивида. В этом нетрудно убедиться, проанализировав цели, которым служат главные средства интенсификации — научно-техническая революция и управление — в капиталистическом и социалистическом обществах, их социально-экономические последствия, их влияние на жизнь и развитие общества и человека, те формы, в которых осуществляется интенсификация.
Афанасьев Виктор Григорьевич Выдающийся советский философ, академик АН СССР (РАН). С 1976 по 1989 гг. — главный редактор газеты «Правда», председатель Союза журналистов СССР. Автор около 500 печатных работ, среди которых 21 монография. В его трудах заложены основы четырех направлений в развитии общественной мысли: проблемы целостности мира; теории и практики управления обществом (программно-целевого планирования, организационной теории, теории операций); информатики; системного подхода в изучении общественных явлений. Работы В. Г. Афанасьева переведены на 60 языков мира; его монографии по проблемам управления переживают сегодня вторую волну популярности в Китае и других странах. Учебник «Основы философских знаний» в 1983 г. удостоен Государственной премии СССР. В последние годы жизни В. Г. Афанасьев занимался науковедением, и прежде всего проблемой управления наукой, политикой в сфере науки.
|