Успехи современной науки и практики убедительно свидетельствуют о том, что окружающий нас мир составляют не отдельные, изолированные друг от друга предметы и явления, а совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определенного рода целостные образования. В соответствии с этим перед философией и естествознанием стоят важные задачи — исследовать эти совокупности, целостности как сами по себе, так и в их связи с другими совокупностями, классифицировать их, отыскать их сходство и различия, вскрыть внутреннюю диалектику их функционирования, их взаимодействия с условиями внешней среды и т. д. Исследование целостных систем имеет большое значение для изучения форм движения материи, для классификации наук, для выяснения возможностей применения математических и физико-химических методов к познанию различных областей действительности, в том числе и живой природы, для теории и практики моделирования, для создания и использования кибернетических систем, а также для решения многих других научных и практических проблем. Не случайно выдающиеся представители современной науки рассматривают разработку проблемы целостности в качестве одной из важных научных задач нашего времени. Известно, например, что в начале 1945 года при учреждении в Институте философии Академии наук СССР сектора философских вопросов естествознания на необходимость исследования проблемы целостности указывал организатор и первый руководитель этого сектора академик С. И. Вавилов. Наряду со сказанным научная разработка проблемы целостности необходима еще и потому, что эта проблема была и остается объектом различного рода идеалистических и метафизических спекуляций противников марксизма. Различные школки современной буржуазной философии и социологии пытаются выдать принцип целостности за некий универсальный принцип, за новую философию, за мировоззрение, являющееся якобы методологической основой для решения буквально всех вопросов науки и общественной практики. Такова, например, архиреакционнейшая философия холизма (от греческого слова «холос»—целое), основателем которой был небезызвестный расист и реакционер, глава Южно-Африканского Союза, английский фельдмаршал Смэтс, проповедовавший идею целостности, единства мира под эгидой Великобритании, а затем США. Смэтс умер, но идея целостности мира под руководством США и по сей день довлеет над умами многих идеологов современной буржуазии. В этом нетрудно убедиться, если раскрыть, к примеру, не так давно вышедший в Федеративной Республике Германии сборник «Где мы находимся сейчас?». Нарисовав мрачную картину современности, оценив состояние человечества наших дней как глубокий кризис (заметим, что глубочайший кризис переживает не человечество в целом, а лишь капиталистическое общество), многие авторы сборника, среди которых встречаются виднейшие представители современной буржуазной общественной мысли— английский историк А. Тойнби, западногерманский философ К. Ясперс и др., — приходят к выводу, что выход из этого кризиса состоит в объединении мира в одно целое, разумеется, на основе капитализма. Миролюбивое сообщество человечества, утверждает Ясперс, возможно только в том случае, если Запад «сможет утвердить себя внутри человечества». Об этом же говорит и Э. Юнгер в статье «Всемирное государство — организм и организация», также помещенной в упомянутом сборнике, и некоторые другие авторы. Стремление использовать идеалистическую философию целостности для решения научных и политических проблем характерно и для так называемой органологии О. Фейерабенда, «универсализма» О. Шпанна и т. д. Основатель «универсализма» австрийский философ Шпанн, например, выдвигает универсальный — «всепо-лагающий и всеобъясняющий» — мистический принцип целостности как единственное средство для объяснения всех явлений природы и общественной жизни. На основе этого принципа Шпанн рисует картину идеального целостного государства, избавленного от классов и классовой борьбы, по своему типу весьма напоминающего фашистское государство. У Шпанна есть множество учеников и последователей. К его 75-летию они выпустили сборник, в котором на все лады превозносят своего учителя, а заодно вновь пытаются утвердить идеалистический принцип целостности как особую философию, как методологическую основу науки. Идея целостности, пишет, например, в этом сборнике австрийский профессор В. Хайнрих, является «ведущей для всех отдельных наук и поэтому имеет «величайшее культурное и научное значение», она составляет тот «волшебный ключ, который в состоянии открыть полноту богатств действительности». Идея, принцип целостности, утверждает Хайнрих, позволяет судить о том, «какая степень совершенства или несовершенства достигнута в действительном бытии», она незаменимый указатель «для всякой научной работы, а также для рационального порядка всей культурной жизни». Идеалистические принципы «универсальной» философии целостности О. Шпанна объявил «основополагающими... для обновления философии и духовной жизни» и другой его последователь — Р. Амтманн. Необоснованные попытки решать важные методологические вопросы, в том числе и вопросы развития общества, с позиции универсального принципа системности, целостности характерны и для некоторых представителей Общества по созданию «общей теории систем», совсем недавно учрежденного в Соединенных Штатах Америки. Как видно из сказанного, создав идеалистическую философию целостности, буржуазные философы и ученые нередко пытаются использовать ее в своих классовых, политических целях. Было бы, однако, ошибкой начисто отвергать все многочисленные попытки буржуазных ученых рассматривать с позиции принципа целостности вопросы науки. Многие и многие буржуазные ученые — механики, физики, химики, биологи — добились больших успехов в познании целостных образований, внесли серьезный вклад в развитие проблемы целостности. Определенные положительные моменты содержат, например, такие направления в буржуазной науке, как «общая теория систем», структурная лингвистика, структурная психология, «организмизм» в биологии и другие, в основе которых лежит принцип целостности, структурности. Успехи ученых в познании целостных систем в самых различных областях действительности, успешное использование принципа целостности в разных науках — убедительное свидетельство того, что проблема целостности приобрела большое методологическое значение. Однако это значение она имеет не сама по себе, не как особая абсолютная «философия целостности», о чем говорят некоторые представители буржуазной философской мысли, а как одна из многочисленных проблем единственно научного диалектико-материалистического мировоззрения. Рассмотрение целого и части как категорий диалектического материализма, исследование их диалектики в объективном мире и познании и составляют предмет настоящей монографии. В марксистской философской литературе, к сожалению, совсем немного работ, посвященных исследованию проблемы целостности. Отдавая должное этим работам, автор стремился в меру своих сил и возможностей дополнить, развить содержащиеся в них идеи, а также рассмотреть те аспекты проблемы целостности, которые не нашли в них отражения. Предлагаемая книга состоит из двух разделов. В первом разделе рассматривается философский аспект проблемы целостности; второй раздел посвящен исследованию проблемы целостности в биологии. Выбирая из многочисленных разделов естествознания биологию в качестве объекта специального рассмотрения, автор полагает, что исследование проблемы целостности с диалектико-материалистических позиций в области этой науки дает возможность не только для критики идеалистических и метафизических спекуляций на данной проблеме, но и способствует решению некоторых дискуссионных вопросов современной биологии. К тому же именно в живой природе объективная диалектика целого и частей находит особенно яркое, отчетливое проявление. Пытаясь разрешить некоторые аспекты проблемы целостности, автор отнюдь не претендует на сколько-нибудь исчерпывающее их решение. Проблема целостности поистине неисчерпаема, она может быть решена лишь совместными усилиями философов и представителей буквально всех наук, как естественных, так и общественных. Автору хотелось бы еще раз привлечь внимание к этой важной проблеме научного познания и побудить философов и естествоиспытателей к исследованию ее в самых различных областях действительности. Автор выражает глубокую благодарность всем товарищам, которые своими критическими замечаниями и добрым советом способствовали созданию и выходу в свет этой книги.
1964 г. ![]() Выдающийся советский философ, академик АН СССР (РАН). С 1976 по 1989 гг. — главный редактор газеты «Правда», председатель Союза журналистов СССР. Автор около 500 печатных работ, среди которых 21 монография. В его трудах заложены основы четырех направлений в развитии общественной мысли: проблемы целостности мира; теории и практики управления обществом (программно-целевого планирования, организационной теории, теории операций); информатики; системного подхода в изучении общественных явлений. Работы В. Г. Афанасьева переведены на 60 языков мира; его монографии по проблемам управления переживают сегодня вторую волну популярности в Китае и других странах. Учебник «Основы философских знаний» в 1983 г. удостоен Государственной премии СССР. В последние годы жизни В. Г. Афанасьев занимался науковедением, и прежде всего проблемой управления наукой, политикой в сфере науки.
|