URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Афанасьев В.Г. Проблема ЦЕЛОСТНОСТИ в философии и биологии Обложка Афанасьев В.Г. Проблема ЦЕЛОСТНОСТИ в философии и биологии
Id: 279274
1591 р.

Проблема ЦЕЛОСТНОСТИ в философии и биологии № 9. Изд. 2, стереотип.

2023. 416 с.
Белая офсетная бумага
Понятие о целом и его частях • Диалектика целого и частей • Классификация целостных систем. Типы целостности и движение • Проблема целостности и гносеология • Проблема целостности в современной биологии за рубежом • Протоплазма и клетка как целостная система • Организм и биологический вид как целое.

Аннотация

Окружающий нас мир составляют не отдельные, изолированные друг от друга предметы и явления, а совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определенного рода целостные образования. В соответствии с этим перед философией и естествознанием стоят важные задачи — исследовать эти совокупности, целостности как сами по себе, так и в их связи с другими совокупностями, классифицировать их, отыскать их сходство и различия,... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие к первому изданию3
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ В ФИЛОСОФИИ8
Глава первая. Понятие о целом и его частях8
1. Целое8
2. Компоненты, части целого16
3. Структура целого20
4. Целое и среда31
5. О факторах целостности41
6. Проблема целостности и детерминизм52
Глава вторая. Диалектика целого и частей59
1. Единство целого и частей59
2. Ведущая роль целого и относительная самостоятельность частей69
3. Характер взаимодействия целого и частей83
Глава третья. Классификация целостных систем. Типы целостности и движение94
1, Обзор классификаций типов целостности. Принципы классификации94
2, Типы целостности и формы движения материи110
3, Типы целостности и прогресс122
4, Естественное и искусственное целое134
5, Мир как целое150
Глава четвертая. Проблема целостности и гносеология162
1. Проблема познания целого в буржуазной философии. Общие замечания162
2. О целостности восприятия178
3. Роль анализа и синтеза в познании целого. Объективные, основы анализа и синтеза189
4. Моделирование как средство познания целого213
5. От чувственно конкретного к абстрактному и от него к конкретному во всем его многообразии — путь познания целого226
6. Научное понятие как целое238
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ В БИОЛОГИИ249
Глава пятая. Проблема целостности в современной биологии за рубежом249
1. Неовитализм Дриша и его последователи249
2. Витализм — союзник неотомизма259
3. От механицизма в биологии к идеализму265
4. «Мнемизм» Блейлера и «организмизм» Берталанфи272
Глава шестая. Протоплазма и клетка как целостные системы289
1. Протоплазма как целостная система. Основные особенности живого целого289
2. Клетка как целостная система307
3. Специфическая роль белков и нуклеиновых кислот в живой системе316
Глава седьмая. Организм и биологический вид как целое334
1. Морфолого-физиологическая и генетическая целостность организма334
2. Нервная система — аппарат интеграции и саморегулирования организма355
3. О целостной системе «организм — среда370
4. Биологическое и кибернетическое целое383
5. Биологический вид как целое394

Предисловие к первому изданию
top
Успехи современной науки и практики убедительно свидетельствуют о том, что окружающий нас мир составляют не отдельные, изолированные друг от друга предметы и явления, а совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определенного рода целостные образования.

В соответствии с этим перед философией и естествознанием стоят важные задачи — исследовать эти совокупности, целостности как сами по себе, так и в их связи с другими совокупностями, классифицировать их, отыскать их сходство и различия, вскрыть внутреннюю диалектику их функционирования, их взаимодействия с условиями внешней среды и т. д.

Исследование целостных систем имеет большое значение для изучения форм движения материи, для классификации наук, для выяснения возможностей применения математических и физико-химических методов к познанию различных областей действительности, в том числе и живой природы, для теории и практики моделирования, для создания и использования кибернетических систем, а также для решения многих других научных и практических проблем. Не случайно выдающиеся представители современной науки рассматривают разработку проблемы целостности в качестве одной из важных научных задач нашего времени. Известно, например, что в начале 1945 года при учреждении в Институте философии Академии наук СССР сектора философских вопросов естествознания на необходимость исследования проблемы целостности указывал организатор и первый руководитель этого сектора академик С. И. Вавилов.

Наряду со сказанным научная разработка проблемы целостности необходима еще и потому, что эта проблема была и остается объектом различного рода идеалистических и метафизических спекуляций противников марксизма. Различные школки современной буржуазной философии и социологии пытаются выдать принцип целостности за некий универсальный принцип, за новую философию, за мировоззрение, являющееся якобы методологической основой для решения буквально всех вопросов науки и общественной практики. Такова, например, архиреакционнейшая философия холизма (от греческого слова «холос»—целое), основателем которой был небезызвестный расист и реакционер, глава Южно-Африканского Союза, английский фельдмаршал Смэтс, проповедовавший идею целостности, единства мира под эгидой Великобритании, а затем США.

Смэтс умер, но идея целостности мира под руководством США и по сей день довлеет над умами многих идеологов современной буржуазии. В этом нетрудно убедиться, если раскрыть, к примеру, не так давно вышедший в Федеративной Республике Германии сборник «Где мы находимся сейчас?». Нарисовав мрачную картину современности, оценив состояние человечества наших дней как глубокий кризис (заметим, что глубочайший кризис переживает не человечество в целом, а лишь капиталистическое общество), многие авторы сборника, среди которых встречаются виднейшие представители современной буржуазной общественной мысли— английский историк А. Тойнби, западногерманский философ К. Ясперс и др., — приходят к выводу, что выход из этого кризиса состоит в объединении мира в одно целое, разумеется, на основе капитализма. Миролюбивое сообщество человечества, утверждает Ясперс, возможно только в том случае, если Запад «сможет утвердить себя внутри человечества». Об этом же говорит и Э. Юнгер в статье «Всемирное государство — организм и организация», также помещенной в упомянутом сборнике, и некоторые другие авторы.

Стремление использовать идеалистическую философию целостности для решения научных и политических проблем характерно и для так называемой органологии О. Фейерабенда, «универсализма» О. Шпанна и т. д. Основатель «универсализма» австрийский философ Шпанн, например, выдвигает универсальный — «всепо-лагающий и всеобъясняющий» — мистический принцип целостности как единственное средство для объяснения всех явлений природы и общественной жизни. На основе этого принципа Шпанн рисует картину идеального целостного государства, избавленного от классов и классовой борьбы, по своему типу весьма напоминающего фашистское государство.

У Шпанна есть множество учеников и последователей. К его 75-летию они выпустили сборник, в котором на все лады превозносят своего учителя, а заодно вновь пытаются утвердить идеалистический принцип целостности как особую философию, как методологическую основу науки. Идея целостности, пишет, например, в этом сборнике австрийский профессор В. Хайнрих, является «ведущей для всех отдельных наук и поэтому имеет «величайшее культурное и научное значение», она составляет тот «волшебный ключ, который в состоянии открыть полноту богатств действительности». Идея, принцип целостности, утверждает Хайнрих, позволяет судить о том, «какая степень совершенства или несовершенства достигнута в действительном бытии», она незаменимый указатель «для всякой научной работы, а также для рационального порядка всей культурной жизни». Идеалистические принципы «универсальной» философии целостности О. Шпанна объявил «основополагающими... для обновления философии и духовной жизни» и другой его последователь — Р. Амтманн.

Необоснованные попытки решать важные методологические вопросы, в том числе и вопросы развития общества, с позиции универсального принципа системности, целостности характерны и для некоторых представителей Общества по созданию «общей теории систем», совсем недавно учрежденного в Соединенных Штатах Америки.

Как видно из сказанного, создав идеалистическую философию целостности, буржуазные философы и ученые нередко пытаются использовать ее в своих классовых, политических целях. Было бы, однако, ошибкой начисто отвергать все многочисленные попытки буржуазных ученых рассматривать с позиции принципа целостности вопросы науки. Многие и многие буржуазные ученые — механики, физики, химики, биологи — добились больших успехов в познании целостных образований, внесли серьезный вклад в развитие проблемы целостности. Определенные положительные моменты содержат, например, такие направления в буржуазной науке, как «общая теория систем», структурная лингвистика, структурная психология, «организмизм» в биологии и другие, в основе которых лежит принцип целостности, структурности.

Успехи ученых в познании целостных систем в самых различных областях действительности, успешное использование принципа целостности в разных науках — убедительное свидетельство того, что проблема целостности приобрела большое методологическое значение. Однако это значение она имеет не сама по себе, не как особая абсолютная «философия целостности», о чем говорят некоторые представители буржуазной философской мысли, а как одна из многочисленных проблем единственно научного диалектико-материалистического мировоззрения. Рассмотрение целого и части как категорий диалектического материализма, исследование их диалектики в объективном мире и познании и составляют предмет настоящей монографии.

В марксистской философской литературе, к сожалению, совсем немного работ, посвященных исследованию проблемы целостности. Отдавая должное этим работам, автор стремился в меру своих сил и возможностей дополнить, развить содержащиеся в них идеи, а также рассмотреть те аспекты проблемы целостности, которые не нашли в них отражения.

Предлагаемая книга состоит из двух разделов. В первом разделе рассматривается философский аспект проблемы целостности; второй раздел посвящен исследованию проблемы целостности в биологии. Выбирая из многочисленных разделов естествознания биологию в качестве объекта специального рассмотрения, автор полагает, что исследование проблемы целостности с диалектико-материалистических позиций в области этой науки дает возможность не только для критики идеалистических и метафизических спекуляций на данной проблеме, но и способствует решению некоторых дискуссионных вопросов современной биологии. К тому же именно в живой природе объективная диалектика целого и частей находит особенно яркое, отчетливое проявление.

Пытаясь разрешить некоторые аспекты проблемы целостности, автор отнюдь не претендует на сколько-нибудь исчерпывающее их решение. Проблема целостности поистине неисчерпаема, она может быть решена лишь совместными усилиями философов и представителей буквально всех наук, как естественных, так и общественных. Автору хотелось бы еще раз привлечь внимание к этой важной проблеме научного познания и побудить философов и естествоиспытателей к исследованию ее в самых различных областях действительности.

Автор выражает глубокую благодарность всем товарищам, которые своими критическими замечаниями и добрым советом способствовали созданию и выходу в свет этой книги.

1964 г.


Об авторе
top
photoАфанасьев Виктор Григорьевич
Выдающийся советский философ, академик АН СССР (РАН). С 1976 по 1989 гг. — главный редактор газеты «Правда», председатель Союза журналистов СССР. Автор около 500 печатных работ, среди которых 21 монография. В его трудах заложены основы четырех направлений в развитии общественной мысли: проблемы целостности мира; теории и практики управления обществом (программно-целевого планирования, организационной теории, теории операций); информатики; системного подхода в изучении общественных явлений. Работы В. Г. Афанасьева переведены на 60 языков мира; его монографии по проблемам управления переживают сегодня вторую волну популярности в Китае и других странах. Учебник «Основы философских знаний» в 1983 г. удостоен Государственной премии СССР. В последние годы жизни В. Г. Афанасьев занимался науковедением, и прежде всего проблемой управления наукой, политикой в сфере науки.