Предисловие |
Глава 1. | Неалгоритмические и частично алгоритмизированные методы
конструирования новых идей |
| 1.1. | Метод этажного (ступенчатого) конструирования новых идей |
| | Задания для самостоятельного решения |
| 1.2. | Метод конструирования новых идей с помощью приемов фантазирования |
| | Задания для самостоятельного решения |
| 1.3. | Метод морфологического анализа |
| | Задания для самостоятельного решения |
| 1.4. | Метод фантограмм |
| | Задания для самостоятельного решения |
| 1.5. | Метод моделирования маленькими человечками |
| 1.6. | Метод конструирования новых идей, основанный на применении оператора РВС (размер – время – стоимость) |
| | Задания для самостоятельного решения |
| 1.7. | Метод анализа задачи. Прием "золотая рыбка" |
| 1.8. | Метод "воображаемая планета" |
| 1.9. | Метод ассоциаций |
| | Задания для самостоятельного решения |
| 1.10. | Метод фокальных объектов |
| | Задания для самостоятельного решения |
| 1.11. | Метод тенденций |
| | Задания для самостоятельного решения |
| 1.12. | Метод развития следствий в ситуациях |
| | Задания для самостоятельного решения |
Глава 2. | Алгоритмические методы конструирования новых идей. Алгоритм Малкина |
| 2.1. | Упрощенный алгоритм решения творческих задач |
| | Примеры решения задач по алгоритму |
| 2.2. | Алгоритм Малкина |
| | Приёмы для улучшения функции "Ресурсы" |
| | Приёмы для улучшения функции "Время" |
| | Приёмы для улучшения функции "Пространство" |
| | Приёмы для улучшения функции "Структура" |
| | Приёмы для улучшения функции "Условия" |
| | Приёмы для улучшения функции "Параметры" |
| | Еще несколько примеров решения задач по алгоритму Малкина |
| | Более сложные примеры решения задач |
Глава 3. | Задачи открытого типа как инструмент конструирования новых идей |
| 3.1. | Задачи открытого типа: что это такое и как их оценивать |
| 3.2. | Картотека задач открытого типа для конструирования новых идей |
| | Комментарии и контрольные ответы к задачам |
Библиографический список |
Приложение. Приемы разрешения технических противоречий |
Михайлов Валерий Алексеевич
Кандидат химических наук, доцент. Доцент кафедры общей и неорганической химии (1974–2010) и кафедры компьютерных технологий (1995–2014) Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова. Мастер ТРИЗ (1998, по завещанию Г. С. Альтшуллера), автор 6 изобретений и 2 патентов на изобретения, 16 учебно-методических пособий по ТРИЗ (1976–2016) и 3 книг, председатель ОО «ТРИЗ-Чебоксары».
Горев Павел Михайлович
Кандидат педагогических наук, доцент. Член-корреспондент Международной академии образования, профессор Российской академии естествознания, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик Вятского государственного университета. Доцент кафедры предметных областей Института развития образования Кировской области, заведующий кафедрой креативной педагогики Межрегионального центра инновационных технологий в образовании. Главный редактор научно-методического электронного журнала «Концепт», разработчик и организатор образовательных курсов «Совёнок», олимпиад «Совёнок», «Прорыв» и лагерей актива «Прорыв».
Утёмов Вячеслав Викторович
Кандидат педагогических наук, доцент. Сертифицированный профессионал по управлению проектами (IPMA Level C ®), сертифицированный специалист ТРИЗ. Член-корреспондент Международной академии образования, член общества НФТМ-ТРИЗ Московского государственного индустриального университета, член ИЦС «Ресурс» Московской городской организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Декан факультета педагогики и психологии Вятского государственного университета. Разработчик и организатор образовательных курсов «Совёнок», олимпиад «Совёнок», «Прорыв» и лагерей актива «Прорыв».