Настоящее учебное пособие по курсу иностранного (английского) языка основано на текстах, касающихся наиболее актуальной проблемы современных научных исследований, а именно теории справедливости. Вопрос о взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости справедливости и других сфер занимала умы многих правоведов, мыслителей и философов. Исследования прошли сквозной темой через всю историю человечества: со времен Древней Греции и далее хронологически, через Средние века, вплоть до наших дней. Ею детально занимались Гераклит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Монтень, Гроций, Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах, Мор, Кант, Гегель, Гумбольдт и многие другие. Неисчерпаемость и постоянная актуальность данной проблемы позволяют ученым многих поколений искать пути ее решения, каждый раз обращаясь к проблеме в новом, до сих пор не изучавшемся аспекте. В настоящем учебном пособии мы подходим к проблеме в исключительно прикладном аспекте — и демонстрируем возможность использования текстов, находящихся в информационном поле справедливости, в учебном плане. Теоретически значимо то, что впервые результаты комплексного многоаспектного анализа проблемы справедливости используются в учебных целях. Важно, что автор представляет ее так, как проблема трактовалась в диапазоне нескольких столетий. Научная новизна работы состоит в том, что автор детально анализирует концепции тех правоведов и мыслителей, которые до настоящего времени не являлись предметом описания и, соответственно, на них научное сообщество обращало недостаточное внимание. Исследование, результаты которого используются в учебном пособии, является попыткой представить более полную картину теории справедливости за счет включения в нее тех концепций, которые ранее находились вне поля зрения правоведов. Так, философско-право¬вед¬че¬ская концепция справедливости Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.) плюралистична, а иногда эклектична и противоречива, что не является недостатком авторской позиции, а свидетельством того, что он был ярким представителем своего времени и сословия. Внимание к концепции Цицерона объясняется также тем, что к тому времени с правом уже ассоциировалась идея справедливости (Рекош, с. 20), «понятие справедливости было переведено с языка философских рассуждений на язык правовых формул» (Гринберг, Новиков, с. 17). Кроме того, сочинения Цицерона являются самыми ранними произведениями, где проводится различие между естественным правом, правом народов и правом римских граждан (Лейст, с. 69). Вторым источником учебного пособия служат «Опыты» М. де Мон¬теня (1533–1592), основоположника нового самостоятельного жанра (Веденина, с. 397) философско-правовой литературы, который развил концепцию справедливости и значительно ее обогатил. Этот автор может быть отнесен к представителям естественно-правовой школы в том виде, в котором она сформировалась к эпохе позднего Средневековья. Третий правовед, дипломат, философ и филолог, одним словом, ученый-энциклопедист, работы которого анализируются в учебном пособии, — это Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835). Он является автором концепции справедливости, в которой основное внимание уделяется роли государства в обеспечении прав и свобод гражданина. Материал апробирован в качестве лекций для студентов юридического факультета университета Копенгагена (Дания). Учебное пособие строится на принципе градуированной сложности (Добровольская, с. 4) и повторяемости лексического материала. Основное внимание уделено работе с текстом. Пособие включает 18 уроков (units), каждый их которых имеет следующую структуру: дотекстовые упражнения, учебный текст, послетекстовые упражнения, которые направлены на реитерацию таких тем, как времена глагола, залог, наиболее распространенные речевые структуры (Complex Subject, оборот There is, структуры с Subjunctive II, типы вопроса, структуры с наречиями likely, hardly, способы описания обычных действий и др.). Значительное место занимают лексические упражнения и задания на перевод с русского языка на английский. Преподаватели могут не ограничивать себя заданиями, предлагаемыми автором, а расширить их состав, креативно дополнив их своими упражнениями.
Хайруллин Владимир Ихсанович Доктор филологических наук, профессор. Кандидатская диссертация написана и защищена в Московском государственном институте иностранных языков им. М. Тореза, докторская диссертация — в Московском государственном лингвистическом университете. В течение ряда лет занимался исследовательской работой в университетах Дании и Ирландии. Автор более 200 научных работ, опубликованных в России, Австрии, Великобритании, Дании, Китае, Нидерландах, США и других странах. Читал лекции в университетах и научных центрах Копенгагена (Дания), Дублина (Ирландия), Лунда (Швеция), Зальцбурга (Австрия).
|