Предлагаемый рядъ очерковъ составился постепенно, частью изъ моихъ журнальныхъ статей, частью же изъ неопубликованнаго еще матерiала. Каждый очеркъ представляетъ собою самостоятельное целое, но располагая ихъ въ определенномъ порядке, я держался некоторой системы, стараясь показать постепенный ходъ своихъ работъ въ области изследованiя астральной мифологiи отъ еврейскихъ религiозныхъ представленiй черезъ посредство христiанской Византiи къ преданiямъ и поверьямъ народовъ Россiи. Общее заглавiе книги, какъ мне кажется, ясно выражаетъ характеръ моихъ работъ – желанiе выяснить ходъ астральныхъ мыслей древняго человека, зарождавшихся подъ сводомъ хрустальнаго неба, какимъ оно представлялось въ прежнее время. Те изъ моихъ очерковъ, которые появились уже раньше въ журналахъ, подверглись пересмотру и существенной переработке. Очеркъ "Грехъ Каина" представляетъ собою переделку одного изъ приложенiй къ моей работе о "Страшномъ Суде", дополненную двумя существенными положенiями. Очеркъ "Звездная мифологiя народовъ Россiи" является детальнымъ развитiемъ моего доклада въ Русскомъ Обществе Любителей Мiроведенiя о русской звездной мифологiи, напечатаннаго потомъ въ схематическомъ виде въ журнале "Природа и Люди". Счастливую мысль разработать вопросъ о звездной мифологiи народовъ Россiи подалъ мне нашъ этнографъ Д.К.Зеленинъ и ему я обязанъ также темъ, что онъ помогъ мне орiентироваться въ обширной этнографической литературе, для извлеченiя изъ нея нужнаго мне матерiала. Затемъ, сделанная мною по этому вопросу анкета среди читателей журнала "Природа и Люди" и членовъ Общества Любителей Мiроведенiя принесла мне также не мало любопытнаго матерiала, использованнаго въ этомъ очерке. Всемъ лицамъ, принявшимъ участiе въ анкете, а также членамъ Общества Любителей Мiроведенiя И.О.Селецкому и Е.Я.Депманъ, любезно доставившимъ мне сведенiя изъ малорусской и эстонской литературы, выражаю свою искреннюю признательность. Данiилъ Святскiй.
Спб. 14 сентября 1912 г. ![]() Известный отечественный астроном и метеоролог. Родился в городе Севске (ныне в Брянской области), в семье священника. Окончил Орловскую духовную семинарию. В молодости побывал в тюрьме за то, что в декабрьские дни 1905 г. призывал рабочих-железнодорожников и крестьян Орловской губернии помочь московскому восстанию. Интерес к истории астрономии зародился у него после знакомства с революционером-народником Н. А. Морозовым, которому Д. О. Святский помогал астрономической литературой во время тюремного заключения. Был одним из самых активных членов Русского общества любителей мироведения. Член президиума Центрального бюро краеведения, редактор журнала «Мироведение». Работал в институте им. П. Ф. Лесгафта, в Центральном географическом музее. В последние годы жизни по приглашению наркома земледелия Казахской ССР работал агрометеорологом в Актюбинске.
Д. О. Святский являлся крупнейшим знатоком истории астрономии и астральной мифологии. В 1911 г. он выпустил книгу «Страшный суд как астральная аллегория» — историко-астрологический экскурс в область христианской иконографии. В этой работе впервые было сказано, что древние астрологи могли знать комету Галлея. Ценным вкладом в изучение истории астрономии и астрологии на Руси явилась книга Д. О. Святского «Астрономические явления в русских летописях» (1915) с приложением «Канона русских затмений» (с 1060 по 1705 гг.), составленного известным специалистом в области хронологии и истории астрономии М. А. Вильевым. Самый большой труд Д. О. Святского — «Очерки истории астрономии в Древней Руси» — был опубликован лишь через 20 лет после его смерти. |