Посвящается нашим родителям – Ларисе Николаевне и Николаю Петровичу,
Брониславе Дмитриевне и Евгению Моисеевичу, – благодаря мудрости
которых мы научились задавать "глупые" вопросы и подвергать сомнению "умные" ответы.
Все мы живем в одном и том же мире, но почему-то одни в нем счастливы, а другие – несчастны. Одним он представляется полным возможностей и ресурсов, а другим – угрожающим, опасным или безнадежным. От чего зависят наши возможности в меняющемся мире? Наши притязания и достижения? Удовлетворенность жизнью? Каждый человек живет в окружающем его мире, и только при условии учета всех существенных особенностей этого окружения можно говорить об адекватной адаптации к реальности, ее специфическим свойствам и характеристикам. Исходя из собственного опыта, имеющихся знаний и привычных способов деятельности в мире, люди строят собственные когнитивные карты реальности, или субъективный образ мира. Наиболее важной характеристикой последнего является его полезность с точки зрения комфортного существования и обеспечения жизнедеятельности организма. В течение всей жизни психическая активность человека направлена на познание реальности в целях наиболее адекватного приспособления к изменчивым условиям внешнего мира. На протяжении многих лет считалось, что если мы хотим улучшить условия собственного бытия, то человеку необходимо познать, во-первых, законы развития и функционирования явлений и процессов окружающей его объективной физической действительности, а, во-вторых, установить закономерности функционирования психической субъективной реальности, то есть того, как формируется когнитивный образ мира, как репрезентируются (представляются) в голове человека знания о мире. При этом первая задача решалась благодаря естествознанию, включающему точные науки, базирующиеся на математическом способе описания реальности, а вторая задача была отдана на откуп философии и гуманитарному знанию, включая научную психологию, стремящуюся к экспериментально обоснованию своих утверждений. Пожалуй, фундаментальным обобщением опытных данных в середине XX столетия стало осознание того принципиального факта, что дилемма "объективный физический мир – субъективная психическая реальность" оказывается не в состоянии описать и разрешить все многообразие функционирования человека в мире, ответить на вопрос о том, почему одни люди очень успешны в своей адаптации, другие менее удачливы, а третьим никак не удается приспособиться к внешнему окружению, включающему в себя социальную среду. Действительно, несмотря на значительный прогресс, достигнутый к настоящему времени в познании фундаментальных законов природы, законы социальной жизни людей изучены недостаточно. И если сегодня научное познание продвинулось далеко вперед по сравнению даже с XIX веком в рассмотрении фундаментальных законов природы, то проблема бытия "человека среди людей" ставит больше вопросов, нежели дает ответов и рекомендаций. Середина прошлого века ознаменовалась формированием целой совокупности наук, которые сконцентрировали свое внимание именно на вопросе адаптации человека к физической и социальной реальности, его окружающей. Эти науки получили название когнитивных, поскольку основным объектом их анализа стали познавательные процессы и механизмы, с помощью которых и обеспечивается адекватная адаптация человека к реальности. В ходе исследований стало очевидно, что в рассмотренную выше дилемму необходимо добавить еще один элемент, превратив ее в триаду: 1. Объективный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания. 2. Субъективный образ этого объективного мира, существующий в сознании человека, то есть репрезентации реальности в сознании. 3. Отношения, которые существуют между действительностью и ее репрезентацией, которые собственно и определяют результат адаптации человека к миру, определяют степень ее адекватности. Фактически когнитивные науки и занимаются анализом подобных отношений во всех их проявлениях. Иными словами это и есть их объект исследований. Когнитивные науки изучают структуру субъективного опыта человека, причем делают это не в традиционной, например, для философии абстрактной форме, а принципиально в эмпирическом ключе. Это означает, что в них важное значение играют моделирование, эксперимент и проверка в противоположность построению теорий и гипотез. Следовательно, наилучший способ понять когнитивные науки – это проверить их результаты в собственном опыте. При этом приходится иметь дело с естественными процессами сознания, благодаря чему можно выявить многие когнитивные механизмы. Можно сказать, что когнитивные науки предоставляют человеку методы и технологию того, как управлять собственным мышлением. Эти процессы и механизмы реально управляют нами в той степени, в которой мы не осознаем их. Давайте проделаем мысленный эксперимент. Вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. При этом в сознании всплывут различные картины. Какими бы они ни были, пусть они пока останутся с вами. Если вам кажется, что вы не обнаружили такого воспоминания, просто представьте что-нибудь приятное. У некоторых людей это получается лучше с закрытыми глазами. Как только вы представите приятное переживание, позвольте ему оставаться в вашем сознании. Теперь, когда у вас имеется эта приятная мысль, обратите внимание на ее визуальные аспекты. Что именно вы видите, когда вспоминаете это переживание? Обратите внимание на воображаемую картину. Если вы недостаточно отчетливо видите ее, представьте себе, как "ощущается" приятное воспоминание. Или слушайте соответствующую "звуковую дорожку". Теперь, когда у вас есть картина воспоминания, сделайте ее больше. Удвойте ее размеры, а затем еще раз удвойте полученную картину и обратите внимание на то, что произошло. Что случилось, когда вы сделали картину больше? Увеличилась ли интенсивность ощущений? Теперь уменьшите картину. Делайте ее все меньше и меньше. Сделайте ее такой маленькой, чтобы ее было трудно рассмотреть. Оцените, снизилась ли интенсивность ощущений? Поэкспериментируйте с увеличением и уменьшением картины. Снижается ли интенсивность ощущений, когда вы уменьшаете картину? Повышается ли интенсивность ощущений, когда вы ее увеличиваете? Все мы кодируем опыт в сознании уникальным и индивидуальным способом. Придайте вашей картине приятного опыта тот формат, в котором она вам кажется наиболее комфортной и приятной. Удерживая эту картину, приблизьте ее. Просто представьте, что картина становится к вам все ближе и ближе, и следите за этим процессом. Что при этом происходит с вашими ощущениями? Увеличьте расстояние до картины. Что происходит, когда вы отдаляете ее? У большинства людей (но не у всех!) при отдалении картины интенсивность ощущений снижается. Обратите внимание, что когда вы изменяете ментальную репрезентацию переживания в своем сознании, ваши ощущения изменяются. Это, между прочим, указывает нам на способ, каким можно "отдалить" от себя некоторые переживания. Обратите внимание, что вы изменили свои переживания посредством изменения свойств и структуры ваших образов, а не их содержания. Таким образом, вы произвели изменения на уровне психических процессов, оставив содержание прежним. Важный вывод, который можно извлечь из этого мысленного эксперимента состоит в том, что происходящее в нашем сознании при анализе события, содержит в себе не само событие, а только наше восприятие данного события. Отсюда следует, что когнитивный образ мира, являясь восприятием реальности, определяет и контролирует наши реакции и поведение. Человек реагирует не на действительность как таковую, а на то, как она репрезентирована, отражена в нашей "карте" мира. Эти карты состоят из убеждений, ценностей, установок, языка, воспоминаний и других психологических фильтров. В сознании мы переживаем свои внутренние "карты" просто как "мысли". Внутренние репрезентации взаимодействуют с физиологией, создавая психические состояния, которые затем управляют нашим поведением. Мы реагируем в соответствии с наши внутренними когнитивными картами мира. Прежде, чем изменятся чьи-либо эмоции, реакции, мышление и т.п., должна измениться внутренняя когнитивная карта этого человека. В частности, иногда для решения "реальных" проблем оказывается полезным применить "виртуальные" средства, аналогично тому, как при решении физических задач мы используем комплексные числа: исходная задача содержит только действительные величины, ответ получается также действительным, но в процессе вычислений удобно оперировать мнимыми выражениями. Хорошей метафорической иллюстрацией этой идеи может служить древняя восточная притча: Странник верхом на верблюде приехал в пустынную деревню на закате, когда солнце уже почти село. Он слез с верблюда и попросил у жителя деревни глоток воды. "Пожалуйста", – сказал крестьянин и подал страннику чашу с водой. Странник выпил полную чашу. "Благодарю тебя, – сказал он. – Не могу ли я чем-нибудь помочь тебе, прежде чем продолжу свой путь?" "Боюсь, что никто не может помочь нашей семье разрешить печальный спор. Я – младший из трех братьев. Несколько дней назад умер наш отец. Господь упокоил его душу. Все его достояние состояло из небольшого стада верблюдов – их семнадцать, если быть точным. В своем завещании отец написал, что половина стада должна отойти к старшему брату, треть – среднему, а девятая часть мне. Но как же нам разделить в этих пропорциях семнадцать верблюдов? Мы совсем не хотим забивать животных, ведь они нам нужны живые". "Пойдем в твой дом и постараемся выполнить волю отца", – уверенно сказал странник. Войдя в дом, он увидел, что вокруг очага сидят два брата и их мать и отчаянно спорят. Младший брат представил гостя. "Я знаю о вашем горе, – сказал странник. – Думаю, что я смогу помочь вам выполнить волю отца. Я подарю вам моего верблюда. И тогда их у вас станет восемнадцать. Половина верблюдов отойдет старшему брату, то есть он получит девять животных. Треть отойдет среднему брату, то есть он получит шесть верблюдов. И девятую часть стада получит младший брат – значит, ему достанется двое животных". "Но в сумме тогда получается семнадцать верблюдов" – удивленно сказали братья. "Конечно. По счастливому совпадению лишним оказывается как раз мой верблюд. Если бы вы вернули его мне, то я бы продолжил свой путь". Так он и сделал. Так же и закономерности нашего мышления. Сами того не подозревая, мы ограничены ими постоянно в любой ситуации и благодаря имеющимся практическим навыкам и жизненному опыту или быстро, как странник, или со сложностями, как братья, пытаемся решить различные проблемы, с которыми сталкиваемся в жизни. Люди реагируют на собственный опыт, а не на саму реальность. Мы не знаем, какова эта реальность. Когнитивную карту мира, исходя из которой мы действуем, рисуют нам наши чувства, убеждения и жизненный опыт. Но эта карта не может быть абсолютно точной, в противном случае она была бы одинаковой у каждого "нормального" человека. Мы не знаем реальности, в которой существуем, поэтому для нас наша когнитивная карта и есть эта реальность. Некоторые репрезентации лучше, другие хуже. Человек в жизни похож на корабль, плывущий по опасному и бурному морю. Если когнитивная карта указывает ему на рифы и мели, то он продвигается успешно, если же карта "неверна", то жизнь подвергается опасности. Когнитивные науки дают человеку возможность изменять репрезентации, чтобы иметь большую свободу действий. Как они это делают – вот предмет обсуждения настоящей книги. Баксанский Олег Евгеньевич
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (URSS).
Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г. Кучер Елена Николаевна Кандидат психологических наук, доцент. Преподает психологические дисциплины в Московском педагогическом государственном университете. Автор более 80 публикаций, в том числе 6 монографий, среди которых: «Образ мира: когнитивный подход», «Репрезентирование реальности: когнитивный подход», «Когнитивные науки: от познания к действию» (URSS). Область научных интересов: психология и философия познания, методология науки, теория и методика обучения.
M.A.NLP, сертифицированный тренер. Автор и ведущий тренингов по технологиям продаж, переговоров, менеджмента. Занималась разработкой учебных программ и подготовкой корпоративных тренеров в крупных российских компаниях. В настоящее время — руководитель проекта обучения и развития в крупном российском финансовом холдинге. |