URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Арон Р. Воображаемые марксизмы. Пер. с фр. Обложка Арон Р. Воображаемые марксизмы. Пер. с фр.
Id: 278982
736 р.

Воображаемые марксизмы.
Пер. с фр. № 46. Изд. стереотип.

URSS. 2022. 382 с. ISBN 978-5-9710-9196-7.
Типографская бумага
"Только либералы, пессимисты и, быть может, мудрецы призывают человечество брать на себя лишь те задачи, которые оно может выполнить. Поэтому они не делают историю и довольствуются тем, что комментируют ее. Марксисты принадлежат к другому семейству. Они соизмеряют задачи не со своими силами, а со своими мечтами". Реймон Арон.
.
• Марксизм и экзистенциализм.
• Приключения и злоключения диалектики.
• Фанатизм, осмотрительность и вера.
• Экзистенциалистское прочтение Маркса.
• Альтюссер, или Псевдоструктуралистское прочтение Маркса.

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского философа и социолога Реймона Арона (1905–1983), в которой он подвергает критическому анализу связанные с учением К.Маркса воззрения трех философов, сыгравших весьма заметную роль в истории мировой философской и социально-политической мысли, --- М.Мерло-Понти, Ж.П.Сартра и Л.Альтюссера.

Автор книги --- не только крупный мыслитель, но и талантливый публицист, способный... (Подробнее)


Содержание
top
И.А.Гобозов. Предисловие
Введение
 Часть первая
Марксизм и экзистенциализм
Приключения и злоключения диалектики
 От марксистского аттантизма к акоммунизму
 Провалы диалектики.
 Невыносимая дилемма
 "Бытие и ничто" и ультрабольшевизм
Фанатизм, осмотрительность и вера
 От экзистенциализма к доктринерству
 Экономический прогресс и политическое постоянство
 От критики к разумному действию
 Скептицизм и вера
 Часть вторая
Экзистенциалистское прочтение Маркса
Альтюссер, или Псевдоструктуралистское прочтение Маркса
 I. Новое открытие плюрализма
 II. Плюрализм в поисках единства
 III. Органическое целое
 IV. "Капитал"
 V. Научность и критика
 VI. Структуралистская мистификация
 VII. Призрак Гегеля и смерть отца
Заключительное замечание. Неоднозначный и неисчерпаемый
Примечания (И. А. Гобозов)

Предисловие
top

Реймон Арон (1905–1983) получил образование в Ecole normale superieure (1924–1928). Вместе с ним учились звезды первой величины на небосводе духовной жизни Франции – Ж.П.Сартр, Ж.Кангийем, А.Койре.

В 1931 г. Арон отправился в Германию изучать немецкую философию. Особый интерес он проявлял к неокантианству, которое во Франции было мало известно, и к социологии Макса Вебера. По словам Арона, по возвращении из Германии (1933) он способствовал "германизации" французской социальной философии в духе неокантианства. В 1935 г. вышла его книга "La philosophie critique de l'histoire" ("Критическая философия истории"), в которой анализируются взгляды Дильтея, Риккерта, Зиммеля и Вебера. В 1938 г. он опубликовал докторскую диссертацию "Introduction a la philosophie de rhistoire" ("Введение в философию истории"). В этих двух работах Арон изложил основные положения своей философии истории.

В общей сложности Арон написал более шестидесяти крупных монографических исследований, посвященных различным проблемам философии, социологии, политики. Кроме того, его перу принадлежат тысячи научных и газетных статей.

Во время оккупации Франции Германией (1940–1944) Арон, будучи в эмиграции в Лондоне, редактировал ежемесячный журнал "France libre". После Освобождения сотрудничал в газетах "Combat" и "Figaro", в журнале "Express".

С 1955 по 1968 г. он заведовал кафедрой социологии в Сорбонне, а с 1970 г. и до конца своей жизни – кафедрой современной цивилизации в College de France. В 1963 г. был избран членом Французской академии моральных и политических наук. Был также почетным членом многих зарубежных академий, почетным доктором Гарвардского, Колумбийского, Брюссельского и многих других университетов.

Реймон Арон – крупнейший французский философ, социолог и политолог, внесший заметный вклад в западную социально-философскую и политическую мысль. Его имя стоит рядом с именами А.Тойнби, П.Сорокина и Р.Коллингвуда. Философские воззрения Арона, по его признанию, формировались под воздействием марксизма. Но увлечение марксизмом было недолгим, и Арон перешел на позиции неокантианства.

Созданную Ароном критическую философию истории стали широко пропагандировать Э.Дардель, А.Марру, Г.Фессар, П.Вейн и многие другие, Особый отклик она вызвала у французских историков.

Немало работ Арон посвятил анализу современной эпохи. Ему принадлежит главная роль в разработке теории "единого индустриального общества". Еще в середине 50-х годов он пришел к выводу, что происходит "мондиализация", т.е. объединение индустриально развитых стран. По его утверждению, нельзя больше говорить о двух мирах, двух блоках, двух противоположных общественно-экономических системах: существует только один мир, который нужно исследовать. "Я не задаюсь вопросом, – пишет Арон, – есть ли противоречие между социализмом и капитализмом, я рассматриваю капитализм и социализм как две разновидности одного и того же индустриального общества".

Арон никогда не был сторонником теории конвергенции, которая исходила из того, что в будущем социализм и капитализм в результате взаимных уступок сольются в единое общество. Он считал, что речь должна идти не о конвергенции, а о поглощении социализма капитализмом, так как западные страны обнаруживают большую эффективность экономики, чем восточные.

Французский ученый постоянно размышлял над "вечными" философскими и историческими вопросами. Его волновали проблемы смысла исторического процесса. Арон одним из первых выдвинул тезис о том, что во второй половине XX в. все в социальном мире стало более взаимосвязанным и взаимозависимым. "Впервые, писал он, – человечество переживает одну и ту же историю. Сейчас это стало совершенно очевидным и банальным. С одной стороны, ООН, с другой – Олимпийские игры символизируют единство мира". В основе этого единства лежат разум, наука и техника. Наука все больше и больше вторгается в жизнь людей, ее результаты очень быстро получают практическое воплощение в технике. Но техника может приносить не только пользу, но и вред. Поэтому люди всей земли должны осознать, что от них самих зависит дальнейшая судьба человеческого рода и процветание мировой цивилизации.

Предлагаемая вниманию читателя книга вышла во Франции двумя изданиями (в 1969 и 1970 гг.). Арон подвергает критическому анализу воззрения трех философов, сыгравших весьма заметную роль в духовной жизни Франции, М.Мерло-Понти, Ж.П.Сартра и Л.Альтюссера.

Морис Мерло-Понти (1908–1961) – крупный французский философ-феноменолог. В 1948 г. он выпустил книгу "Гуманизм и террор", в которой оправдывал московские политические процессы тем, что в СССР под руководством пролетариата строятся новые общественные отношения и все, кто этому противится, должны понести заслуженное наказание. Но в "Приключениях диалектики" (1955) Мерло-Понти занял диаметрально противоположную позицию. Он подверг критике не только СССР, но и марксистскую диалектику, обвинив ее в том, что она для достижения политических целей допускает использование всех средств, в том числе и насильственных. Как увидит читатель, Арон подробно разбирает обе позиции Мерло-Понти и показывает, почему произошла такая метаморфоза в его сознании.

Жан Поль Сартр (1905–1980) – выдающийся французский философ-экзистенциалист и писатель. Как уже отмечалось, он учился вместе с Ароном в Ecole normale. В молодости они дружили, помогали друг другу. Благодаря Реймону Арону, сержанту армейской метеослужбы, Сартру удалось отбыть воинскую повинность в окрестностях Парижа. Но впоследствии они резко разошлись, скорее изНза политических, нежели философских разногласий. Арон придерживался праволиберальных, а Сартр – леворадикальных воззрений. Два философа беспощадно критиковали друг друга. Так, в 1968 г. Арон, будучи профессором Сорбонны, выступил против студенческих беспорядков, горячо поддержанных Сартром.

В интервью еженедельнику "Nouvel observateur" от 19 июля 1968 г. Сартр заявил, что Арон недостоин быть профессором. Арон не остался в долгу, в чем читатель сам легко убедится.

Луи Альтюссер (1918–1990) принадлежал к другому, более молодому поколению. Он был членом Французской коммунистической партии, работал там, где учились Арон и Сартр, – в Ecole normale. Его мировоззрение складывалось под влиянием философии Спинозы, от которой он перешел к марксизму. В 1965 г. Альтюссер опубликовал книгу "Pour Marx" ("За Маркса"), где многие проблемы марксистской философии решались иначе, чем это было принято в официальном марксизме. Так, он считал, что в социальной философии Маркса следует различать понятия "детерминация" и "доминирование". Экономика в конечном счете детерминирует общественное развитие, но на определенном этапе истории может доминировать тот или иной внеэкономический фактор. Это и другие положения Альтюссера (марксизм есть "теоретический антигуманизм", Маркс совершил "эпистемологический разрыв" с прежней философией и т.д.) вызвали острые дискуссии не только у марксистов, но и среди немарксистов. Официальные круги Французской коммунистической партии относились критически к идейным и политическим позициям Альтюссера.

Я не даю никаких философских оценок книге Арона. Хочу только сказать, что она написана не только крупным мыслителем, но и талантливым публицистом, способным придать изложению сложных философских вопросов простоту, живость, полемическую яркость и остроту.

И.А.Гобозов

Об авторе
top
photoАрон Реймон
Известный французский философ, социолог, политолог и публицист. Родился в местечке Рамбервиллер во Франции. В 1924–1928 гг. учился в Высшей нормальной школе (вместе со знаменитым философом Ж. П. Сартром). С 1930 г. — профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода Гитлера к власти возвратился во Францию; преподавал в Гаврском лицее, Тулузском университете. В 1955–1968 гг. заведовал кафедрой социологии Сорбонны, с 1970 г. — заведующий кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс. С 1962 г. вице-президент Всемирной социологической ассоциации, с 1963 г. — член Французской академии моральных и политических наук. Почетный доктор Базельского, Брюссельского, Гарвардского университетов.

Реймон Арон является основателем критической философии истории (гносеологического направления в философии истории, выступившего против позитивистской интерпретации исторического процесса); одним из создателей теории единого индустриального общества; одним из авторов концепции деидеологизации. Он философски интерпретировал вопросы межгосударственных и международных отношений, политики и морали, социального детерминизма, социального прогресса, ответственности философа за сохранение мира и политической стабильности общества и т. д. Его труды, посвященные анализу социологических воззрений К. Маркса, Ш. Л. Монтескье, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др., сыграли важную роль в развитии французской и мировой социологической мысли.