URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Брюсов В.Я. Основы стиховедения: Общее введение. Метрика и ритмика Обложка Брюсов В.Я. Основы стиховедения: Общее введение. Метрика и ритмика
Id: 316601
425 р.

Основы стиховедения:
Общее введение. Метрика и ритмика. Изд. стереотип.

URSS. 2024. 144 с. ISBN 978-5-9519-4543-3.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского поэта и литературоведа В.Я.Брюсова (1873–1924), посвященная изложению основ стиховедения. Книга включает две части. Первая часть содержит введение в стихологию; освещается место стихологии в общей поэтике, рассматривается общая стихология и частные стихологии, описываются системы стихосложения в русском языке. Вторая часть посвящена изучению частной метрики и ритмики.... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Общее введение
 Введение в стихологию
  I. Место стихологии в общей поэтике
  II. Стихология общая и частные стихологии
  III Системы стихосложения в русском языке
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Частная метрика и ритмика
 Глава первая. Метр и ритм
  I. Определения
  II. Элементы метра
  A. Стопа
  Б. Метр
  B. Ипостаса
  Г. Цесура
  Д. Каталектика
  Е. Иперметрия и липометрия
  Ж. Систола и диастола, диереса и синереса и др. дополнительные элементы метра
 Глава вторая. Простые метры
  I. Общий характер метров
  II. Ямб
  A. Общий характер метра
  Б. Ипостасы ямба
  B. Частные ямбические метры
  III. Хорей
  A. Общий характер метра
  Б. Ипостасы хорея
  B. Частные хореические метры
  IV. Полиметры
 Глава третья. Диподии
  I. Общий характер метра
  II. Диямб
  А - Б. Ипостасы диямба
  В. Частные диямбические метры

Предисловие ко второму изданию
top

"Основы стиховедения" имеют назначение-служить учебником в В.У.З., где этот предмет преподается (Ф.О.Н. университетов, высшие Художественно–Литературные и Театральные уч. заведения и др.), а также для "Литературных студий" и тому под. специальных курсов. Содействие преподавателя при прохождении данного курса крайне желательно, но, конечно, при серьезном внимании учащегося, учебник может служит и целям самообразования. В частности, учебник имеет в виду далеко не только лиц, пишущих стихи, но всех вообще, изучающих художественную литературу, т.-е. будущих историков литературы, критиков, инструкторов литературы и т.п. Понимание поэзии без знакомства с техникой стиха всегда останется недостаточно полным.

Согласно с задачами учебника из него исключено все спорное и еще недостаточно выясненное. Изложение везде ведется строго-объективным методом, при чем все выводы основаны на фактах, т.-е. на примерах, взятых преимущественно из наших классических поэтов. Явления русского стиха, развившиеся только за последние годы (в поэзии футуристов и др.), затронуты только вкратце, при чем по возможности указано их место в общей эволюции. Исходной точкой везде остается литература как письменность, так как лишь это дает возможность приходить к строго-основанным выводам. Явления, связанные с устным произношением стиха (декламационные ударения и т.п.), также только указаны, как потому, что экспериментальное изучение устного ритма находится еще в зачатке, так и потому, что полное освещение этих вопросов доступно только м е л о д и к е,-дисциплине, в данный учебник не включенной. Несомненно, однако, что полное развитие мелодики как науки возможно только на основе того формального изучения всех явлений стиха, какое дано в учебнике.

В отношении языка книги автор стремился быть простым и ясным, насколько то было возможно без нарушения строгой научности определений и выводов, а также краткости, необходимой в учебнике. Однако терминология везде заимствована из языков древне-греческого и латинского, что, может быть, несколько затруднит начинающих, но позволяет сохранить за всеми названиями значение истинных терминов, тогда как соответственные русские наименования, даваемые некоторыми теоретиками (и везде указанные), вызывают бессознательные ассоциативные представления, ведущие за собой предвзятое отношение к новому слову.

Сравнительно с 1-м изд. "Метрики и ритмики" ("Наука о стихе", М. 1919), в 1-й части учебника сделаны значительные изменения. Многое сокращено, согласно с основной задачей книги – служить школьным руководством. Кое-что, однако, изложено более подробно, напр., учение о метре дольников и о свободных стихах. Также дано больше места вопросу об аномальных ипостасах, получивших широкое применение в поэзии последнего десятилетия. Между прочим, должно отметить, что все явления новейшей нашей поэзии оказалось возможным объяснить, исходя из принципов, изложенных в "Науке о стихе", и ни одно из таких явлений не потребовало введения чего-либо существенно нового в теорию, для которой это и служит лучшим доказательством ее правильности и жизненности.

Остается упомянуть о новых русских теориях метрики, стремящихся заменить традиционные стопы тонического стиха иными началами. Автору, конечно, знакомы эти теории, но он продолжает считать свою точку зрения правильной. Наука должна искать простейшие элементы, из которых слагаются изучаемые явления. Такими простейшими элементами в нашей классической системе стихосложения (тонической) и являются традиционные стопы,–ямб, хорей и др. Вводить, взамен их, иные начала – не упрощает, а усложняет вопрос. Некоторые дополнительные пояснения по этому поводу даны в "примечаниях" к отдельным статьям (см., особенно, заключительное примечание к статье "Определения").

Валерий Брюсов

Об авторе
top
photoБрюсов В.Я.
Выдающийся русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Родился в Москве, в купеческой семье. По собственному признанию, рано начал сочинять, но к поэзии обратился только в гимназии. В 1899 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета и полностью посвятил себя литературе. Возглавлял издательство «Скорпион», принял активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904–1909). В 1900 г. выпустил книгу «Третья стража», после которой получил признание как выдающийся поэт. В 1903 г. опубликовал книгу «Граду и миру», в 1906 — «Венок», свои лучшие поэтические книги. После закрытия «Весов» в 1910–1912 гг. заведовал литературным отделом журнала «Русская мысль». После Октябрьской революции активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. В 1921 г. организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором.

Обширное наследие В. Я. Брюсова очень разнообразно. Кроме поэтических и прозаических произведений, свое значение сохраняют многочисленные переводы из античной, французской, английской, немецкой, итальянской поэзии. Критические статьи В. Я. Брюсова являются важным материалом для понимания литературной ситуации рубежа XIX–XX вв. Его исследования поэзии XIX в. и работы по стиховедению внесли серьезный вклад в русское литературоведение.