Знание фундаментальных законов природы, общества, человека формирует основы мировоззрения, способность видеть проявление основных принципов природы в многообразии закономерностей частных наук, дает подходы, позволяющие действовать в соответствии с этими принципами в новых нестандартных условиях и благодаря этому достигать цели с наименьшими затратами. Целиком взвалить на плечи гуманитарных наук груз формирования мировоззрения было бы не совсем правильно, так как именно концепции естествознания, в основном выдвинутые в ХХ веке, фактически составляют фундамент современных взглядов на природу и человека в целом, а язык естествознания, главным образом, язык математических моделей, значительно ближе и убедительнее, например, для студентов естественнонаучных специальностей, чем язык философии. В настоящее время курсы математики, общей и теоретической физики, химии, биологии, геологии и других дисциплин в основном все-таки направлены на формирование конкретных знаний, умения решать конкретные задачи, и тем самым учат студентов говорить каждый на «своем» языке — языке определенного круга явлений и законов. Объединяющую роль мог бы сыграть курс, основанный на широком круге явлений, относящихся не только к физике, курс достаточно математизированный, главное внимание в котором был бы уделено не описанию и подробному изучению феноменов, — это делается на младших курсах, а именно выделению и осознанию общих принципов, лежащих в основе всех этих феноменов, в объединении разнородных явлений мира, формированию общей концепции. В какой-то мере курс, синтезирующий в одном разные стороны реальности, можно построить на основе современной теории нелинейных динамических систем [1, 2, 6–8, 11, 19]. Ряд свойств этих систем, такие, как неустойчивость, нелинейность, открытость, диссипация, порождают режимы существования и эволюции, свойственные широкому классу сложных систем, начиная от механических, термодинамических, химических, и кончая живыми организмами и их сообществами. В первую очередь это хаотические режимы, которые сейчас принято считать характерными этапами развития любой достаточно сложной нелинейной системы, явления самоорганизации, механизм которых может объяснить различные асимметрии физического мира, возникновение жизни, механизмы социальных революций и др. Необычайно высокая восприимчивость систем, находящихся на этапе хаотического развития, дает ключ к пониманию резких скачкообразных переходов, определяет границы предсказуемости их поведения, а также и горизонт реконструкции предшествующих состояний. Анализ сложных нелинейных систем позволяет осознать конструктивную роль кризисов в развитии систем, найти наилучший стиль поведения (или управления системой) как в период кризисов, так и в период спокойного развития между этапами качественных перестроек. Попытка создания такого курса привела к появлению этой книги. Она основана на конспекте лекций, читаемых автором студентам пятого курса кафедры компьютерных методов физики физического факультета МГУ. Первые несколько разделов посвящены математическим методам моделирования нелинейных систем. Это и количественное исследование динамических систем — методы регулярных и сингулярных возмущений дифференциальных уравнений, методы усреднения и др., но в основном — методы качественной теории дифференциальных уравнений: теория устойчивости, классификация особых точек, методы фазового портрета, классификация бифуркаций, основы теории катастроф. Рассматриваются консервативные гамильтоновы системы, приводятся свойства их поведения, в частности, изучаются условно периодические движения, основы теории Колмогорова—Арнольда—Мозера. Большое внимание уделяется наглядным геометрическим образам поведения динамических систем как в зависимости от времени, так и в зависимости от значений внешних управляющих параметров. Следующая часть монографии посвящена изучению явления динамического хаоса. Первые рассмотренные здесь модели — простейшие одномерные с дискретным временем, такие, как сдвиг Бернулли, треугольное преобразование, логистическое отображение. На их примере демонстрируются универсальные свойства хаоса, в частности, сценарии возникновения хаотических режимов. Далее изучаются и более сложные модели: системы с перемешиванием, как диссипативные, так и консервативные. Формулируется язык описания хаотического поведения, в частности, геометрический язык фракталов. Заключительная часть монографии состоит из примеров нелинейных систем со сложным поведением. Это нелинейные волны, неравновесные термодинамические системы, модели химической кинетики, популяционной биологии, режимы с обострением. Изучаются особенности поведения активных сред, модели клеточных автоматов, нейронных сетей. Последние разделы посвящены стохастическому и нечеткому описанию динамики сложных нелинейных систем. Хотя большинство изучаемых здесь моделей являются классическими для разных естественнонаучных дисциплин, освещение их с единой точки зрения приводит к общей концепции, которую, следуя Г.Хакену, можно назвать синергетической. Автор надеется, что после прочтения книги яснее станут видны общие принципы и в фазовых переходах, и в этапах развития биологических популяций, и в ходе исторического процесса, и в результате модели естествознания оживут, возникнут понятийные связи между дисциплинами, яснее и естественнее проступит единство мира. Заключительная часть монографии содержит изложение принципиально нового подхода к моделированию динамических систем, основанного на теории возможностей. Этот подход альтернативен к стохастическому и предназначен для создания моделей, описывающих системы в условиях неопределенности. Обычно в таких ситуациях применяются теоретико-вероятностные методы, и при этом многие аспекты неясности и неопределенности моделируются в терминах случайности, отражающей неполноту знаний, их недостоверность, а также нечеткости и неточности, относящихся к их содержанию. Нечеткость и неточность естественно ассоциируются с распределением вероятностей, неясность и неопределенность отражаются в частичном незнании последнего; возникающие в связи с этим проблемы формулируются в терминах теории проверки статистических гипотез и теории оценивания [14]. Однако теоретико-вероятностные методы оказались неэффективными при моделировании широкого класса процессов и явлений, в организации которых именно неопределенность и нечеткость играют решающую роль. Дело в том, что в теоретико-вероятностной схеме прогнозируется не поведение системы, а частота того или иного ее поведения, связанная с вероятностью, причем предполагается, что частота не изменяется при заданных условиях, что характеризует так называемую стохастическую устойчивость. Но в сложных ситуациях сами условия меняются достаточно быстро и не подлежат оценке, при этом не имеет смысла говорить о частотах событий. В таких ситуациях можно говорить лишь об определенных тенденциях — например, утверждая, что «если тенденция изменений в условиях сохранится, то вероятность событий увеличится». Значения вероятностей в такой ситуации бессмысленны для прогнозирования состояния системы, и более естественно описывать лишь эти тенденции и предпочтения, причем не в абсолютной, а в ранговой шкале, оценивая возможность того или иного поведения системы. Это позволяет сделать теория возможностей, развитая в работах Ю.П.Пытьева [16], в которой на множестве всех состояний системы задается мера, показывающая, какие состояния более возможны, а какие — менее и тем самым характеризующая систему в ранговой шкале. Для выбора оптимального поведения системы, например, минимизирующего возможность ошибки, достаточно описания тенденций в ранговой шкале, поэтому на практике для принятия оптимальных решений ранговое описание системы в терминах возможности адекватно. В монографии изучаются модели динамических систем на основе введенного понятия нечеткого процесса, исследуются уравнения и модели, являющиеся нечеткими аналогами стохастических процессов. Издание этой книги стало возможным благодаря финансовой поддержке РФФИ и помощи моих друзей и коллег. Я глубоко благодарен В.Г.Буданову, плодотворные обсуждения с ним проблем нелинейной динамики дали толчок к написанию книги, ее структура и наполнение во многом определились в результате этих дискуссий. Большое влияние на ее содержание оказали и беседы с С.П.Курдюмовым. Разделы, посвященные морфологическому анализу изображений, измерению и прогнозированию, нечетким моделям написаны под влиянием идей моего учителя Ю.П.Пытьева и в тесном взаимодействии с ним. Приношу им мою искреннюю и глубокую благодарность. А.И.Чуличков 2000 г.
Чуличков Алексей Иванович Доктор физико-математических наук. Окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова в 1978 г. С 1978 по 1980 гг. обучался в аспирантуре Института физики высоких энергий (Протвино, Серпухов). В 1983 г. защитил кандидатскую, а в 1993 г. — докторскую диссертацию. С 1980 г. работает на физическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, с 2020 г. — в должности заведующего кафедрой математического моделирования и информатики.
Им разработаны математические и численные методы анализа и интерпретации данных измерительных экспериментов, позволившие реализовать на практике концепцию измерительно-вычислительных систем, в частности, в рентгеноструктурном анализе, дистанционном зондировании атмосферы и поверхности Земли, в системах анализа и интерпретации изображений. Результаты этих работ нашли применение в микро- и нанотехнологиях, в биофизике, геофизике, в системах мониторинга промышленного оборудования и других областях. |