Кипящей, бурлящей, ищущей назвал молодежь Владимир Ильич Ленин. В этом определении метко выражены присущие молодежи динамизм, творческая активность, страстный интерес к тем проблемам, которые стоят в центре исторических свершений. Одна из таких проблем и есть проблема свободы. Свобода! Вряд ли найдется другое слово, которое так волновало бы людские сердца, вызывало столь много надежд, страстей, мечтаний. Максим Горький устами одного из своих героев справедливо говорил, что в языке людском есть только одно слово, содержание коего всем ясно и дорого, и, когда это слово произносят, оно звучит так: свобода. И в то же время, пожалуй, не найти другого понятия, вокруг которого было бы нагромождено столько фальши, лжи, лицемерия. Политики и теоретики империализма изрядно потрудились над тем, чтобы затемнить и затуманить его использовать в своекорыстных целях. Кто только не клялся преданностью свободе: американский расист Уоллес и западногерманские реваншисты, южновьетнамские марионетки и контрреволюционеры из пресловутого чешского «клуба-231», греческие «черные полковники» и анархиствующие юнцы Кон Бендита. Но сколько бы ни старались силы старого мира исказить и оболгать прекрасное слово «свобода», оно звало и зовет вперед сотни миллионов борцов за счастье человечества. И не случайно оно стоит в одном ряду вместе с другими великими идеалами, провозглашенными партией коммунистов. Что же такое свобода? Как обнаруживается и выражается свобода в разных сферах человеческой деятельности? Об этом и пойдет речь в нашей книге, молодой читатель.
Давидович Всеволод Евгеньевич Советский и российский философ, специалист в области социальной философии и теории культуры, основоположник научной школы «Теория и философия культуры». Доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР (1982), действительный член Академии гуманитарных наук (1994). В 1948 г. окончил Ростовский государственный университет (РГУ). Работал в вузах Новочеркасска, Львова, Ростова-на-Дону. В 1967–1992 гг. руководил кафедрой философии и культурологии Института повышения квалификации при РГУ.
Основные труды: «Общество и личность» (1967), «Грани свободы» (1969), «Методика преподавания философии» (1971), «Кто ты, человечество?» (1975), «Сущность культуры» (в соавторстве с Ю. А. Ждановым; 1979), «Теория идеала» (1983), «Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности» (1989). |