Следующие главы основаны на лекциях о психофизической проблеме, которые я прочитал в университете Эмори в 1969 году. В тех лекциях я предложил теорию взаимодействия между сознанием и телом – взаимодействия, которое я связываю с эмерджентной эволюцией, человеческим языком и тем, что с середины 1960-х годов я называю "миром 3". Чтобы изложить эту теорию, требуется продвигаться методично и познакомить вас с некоторыми из идей, которые я использую при ее изложении. Это, главным образом, идея различия между субъективным и объективным знанием, теория "трех миров", а также кое-какие идеи по поводу эволюции, эмердженции и функций языка. Рассказ об этом займет первые главы. Хотя эти лекции я существенно переработал, я решил все-таки оставить книге формат лекционного курса, чтобы облегчить ее чтение. За оригинальными лекциями следовали дискуссии. Я попытался, где это было уместно, включить фрагменты дискуссий в сами лекции, а остававшийся материал, по необходимости, поместил в конце лекций в виде приложений к ним. Как вы скоро увидите, эти лекции несколько отклоняются от того, что я изначально планировал, от структуры, которую я объявил в самом начале. Дело в том, что я поменял свой замысел, когда, во время первой дискуссии, а также и в неформальных беседах позднее, мне стало ясно, что аудиторию очень заинтересовал мой третий мир. Идея третьего мира, так или иначе, есть ключевой момент в моем решении психофизической проблемы, и мой тезис, в двух словах, может быть сформулирован так: чтобы понять отношение между сознанием и телом, мы должны прежде осознать существование объективного знания как объективного и автономного продукта человеческого разума и, в особенности, то, как мы используем это знание в качестве системы, управляющей процессом критического решения проблем. К.Р.П.,
Кенли, 1994 г. ![]() Выдающийся британский философ, логик и социолог австрийского происхождения, один из классиков философии XX века. Родился в Вене, в семье видного юриста. Учился в Венском университете, где изучал математику и теоретическую физику; книги по философии читал самостоятельно. После окончания университета преподавал в гимназии, одновременно занимаясь исследованиями в области логики и философии науки. С 1937 г. стал преподавателем философии в Кентербери-колледже (Крайстчерч, Новая Зеландия). С 1946 до середины 1970-х гг. — профессор Лондонской школы экономики и политических наук.
Карл Поппер — автор и представитель школы «критического рационализма» — попытки конструктивного теоретического преодоления логического позитивизма. Его первая опубликованная книга «Логика научного исследования» завоевала широкое признание своей критикой индуктивизма, защитой философии и выдвижением «фальсифицируемости» как критерия науки. В 1945 г. был издан выдающийся труд, содержавший критику авторитаризма, — «Открытое общество и его враги», создавший К. Попперу репутацию всемирно известного философа. Среди классических работ К. Поппера по философии и методологии науки широкую известность получили книги «Предположения и опровержения» и «Объективное знание. Эволюционный подход» (рус. пер.: М.: URSS). |