Оглавление | 3
|
Предисловие | 7
|
Модуль 1. Языкознание как наука | 9
|
Лекция 1. Объект, предмет, задачи, разделы и аспекты языкознания | 9
|
1. Предмет языкознания | 9
|
2. Задачи языкознания | 17
|
3. Разделы языкознания | 18
|
4. Аспекты языкознания | 22
|
Вопросы и задания | 24
|
Тест | 25
|
Лекция 2. Языкознание в системе наук | 30
|
1. Связь языкознания с семиотикой | 30
|
2. Языкознание и общественные науки | 31
|
3. Связь языкознания с социальными и психологическими науками | 32
|
4. Связь языкознания с логикой и философией | 33
|
5. Связь языкознания с естественными науками | 35
|
6. Связь языкознания с физико- математическими науками | 37
|
Вопросы и задания | 39
|
Тест | 39
|
Модуль 2. Язык и общество | 43
|
Лекция 1. Язык как средство общения | 43
|
1. Социальный характер языка | 43
|
2. Язык и коммуникация | 44
|
3. Речевое общение | 45
|
Вопросы и задания | 49
|
Лекция 2. Социолингвистика | 50
|
1. Социальные функции языка в речевом взаимодействии | 50
|
2. Социолингвистика как наука о взаимодействии социума и языка | 52
|
3. Речевой этикет | 55
|
Вопросы и задания | 57
|
Тест | 58
|
Модуль 3. История лингвистических учений | 61
|
Лекция 1. Донаучный этап развития языкознания | 61
|
1. Этапы развития языкознания | 61
|
2. Начальный этап | 62
|
3. Языкознание эпохи Возрождения | 65
|
4. Возникновение сравнительно- исторического языкознания | 66
|
5. Школа младограмматиков | 69
|
Вопросы и задания | 75
|
Тест | 76
|
Лекция 2. Неограмматизм | 78
|
1. Школа «слова и вещи» | 78
|
2. Эстетическая школа К. Фосслера | 80
|
3. Французско-швейцарская социологическая школа | 81
|
4. Неолингвистика | 83
|
Вопросы и задания | 83
|
Тест | 84
|
Лекция 3. Структурализм в языкознании | 86
|
1. Предпосылки возникновения структурализма. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра | 86
|
2. Основные школы структурализма | 90
|
3. Пражская лингвистическая школа | 91
|
4. Американский структурализм | 93
|
5. Копенгагенский структурализм | 97
|
Вопросы и задания | 99
|
Тест | 101
|
Контрольная работа по модулю 3 | 103
|
Модуль 4. Язык как знаковая система | 109
|
Лекция 1. Семиотика и знаковый характер языка | 109
|
1. Семиотика — наука о знаках и знаковых системах | 109
|
2. Языковой знак, его структура, свойства, функции | 115
|
3. Знаковый характер языка | 118
|
Вопросы и задания | 120
|
Тест | 122
|
Модуль 5. Функциональная лингвистика | 126
|
Лекция 1. Функциональная лингвистика. Общие понятия | 126
|
1. Предмет изучения функциональной лингвистики | 126
|
2. Функции языка | 127
|
3. Внеязыковые аспекты функционирования языка | 128
|
4. Лингвосемиотика. Язык как особая система знаков | 129
|
5. Лингвоэпистемология | 131
|
6. Лингвопраксеология | 133
|
7. Функциональные стили речи | 134
|
Вопросы и задания | 135
|
Тест | 136
|
Лекция 2. Функциональная грамматика и семантика | 139
|
1. Предмет изучения функциональной грамматики | 139
|
2. Лингвистическая семантика | 140
|
3. Коммуникативно-деятельностные теории языка | 142
|
Вопросы и задания | 145
|
Тест | 145
|
Контрольная работа по модулю 5 | 147
|
Модуль 6. Когнитивная лингвистика | 153
|
Лекция 1. Предмет изучения. Науки-источники. Этапы становления. Задачи | 153
|
1. Предмет изучения когнитивной лингвистики | 153
|
2. Науки-источники когнитивной лингвистики | 155
|
3. Этапы становления когнитивной лингвистики | 157
|
4. Задачи когнитивной лингвистики | 160
|
5. Основные термины когнитивной лингвистики | 161
|
Вопросы и задания | 164
|
Тест | 167
|
Модуль 7. Методология лингвистических исследований | 169
|
Лекция 1. Методология, метод, методика | 169
|
1. Методология | 169
|
2. Метод | 171
|
3. Методика | 174
|
4. Процедура. Операция | 175
|
5. Подход | 176
|
6. Методы лингвистического анализа | 178
|
Вопросы и задания | 182
|
Тест | 183
|
Примерная тематика рефератов, докладов | 186
|
Глоссарий по курсу «Общее языкознание и история лингвистических учений» | 187
|
Литература | 218
|
Основная дидактическая задача учебного пособия «Общее языкознание и история лингвистических учений» — познакомить студентов с некоторыми общенаучными лингвистическими понятиями и теориями, историей языкознания, а также выработать:
1) навыки работы над научными разработками/исследованиями — от рефератов, курсовых и квалификационных работ до магистерских диссертаций;
2) умения критически осмысливать содержание научных теорий/ гипотез, аргументировать их состоятельность/несостоятельность;
3) умения пользоваться методологическим аппаратом лингвистики и применять его на конкретном языковом материале для целей научного исследования при решении определенных задач.
Курс рассчитан на магистрантов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки: 45.04.02 «Лингвистика», направленности/профиля «Лингводидактика и межкультурная коммуникация».
Электронный курс «Общее языкознание и история лингвистических учений» представляет собой модульное обучающее пособие. Курс рассчитан на 7 модулей:
1) «Языкознание как наука»,
2) «Язык и общество»,
3) «История лингвистических учений»,
4) «Знаковая природа языка»,
5) «Функциональная лингвистика»,
6) «Когнитивная лингвистика»,
7) «Методология лингвистических исследований».
Каждый модуль состоит из лекции или серии лекций по теме, вопросов для обсуждения и заданий, теста/тестов и контрольной работы. В конце курса предлагаются темы для рефератов и докладов. Курс снабжен списком литературы, а также глоссарием.
Отдельный модуль завершается оценочным баллом. Оцениваются задания по модулю, а также контрольная работа. Модульный принцип подачи и освоения материала позволяет эффективнее усваивать теоретический материал. В конце курса магистрантам предлагается на выбор написать реферат по тематике курса или подготовить доклад и выступить с ним на семинарском занятии.
Обучающий электронный курс снабжен глоссарием наиболее значимых понятий, имен ученых, оставивших свой след в истории языкознания, специальных терминов, встречающихся в процессе обучения курса «Общее языкознание и история лингвистических учений».
Учебное пособие рекомендовано также студентам бакалавриата и специалитета, обучающимся по лингвистическим специальностям, аспирантам, обучающимся по специальности «Теория языка».
Костюшкина Галина Максимовна Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков и философии Иркутского научного центра СО РАН. Имеет более 300 научных публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, среди которых монографии «Концептуальная систематика аргументации» (2016; 2017), «Концептуальная систематика речевой коммуникации» (2014), «Концептуализация и категоризация в языке» (2006), «Дискурсивный механизм языковых единиц» (2006) и др. Круг научных интересов — концептуальная систематика речи и речевой деятельности, теория коммуникации, когнитивная семантика и прагматика, история лингвистической науки.