Благодарности |
Предисловие |
Раздел I. | Физические явления вокруг нас |
| 1. | Свет. Поляризация |
| 2. | Полимерные пленки и поляризованный свет |
| 3. | Свет и инженеры |
| 4. | Трение |
| 5. | Архимедова сила, или За что обидели мастера |
| | - Закон Архимеда: опыты со льдом |
| | - Закон Архимеда: оправдание ювелира |
| 6. | Приборы "под рукой". Развлечения с монетами |
| | - Закон Гука. Продолжение темы про приборы из подручных средств |
| 7. | Приборы "под рукой". Продолжение научных развлечений с монетами |
| 8. | Древние рецепты |
| 9. | Кавитация, или Стиральная машина в бокале воды |
| 10. | Математические кривые в физическом мире. Гауссиана, или Кривые из булавок |
| 11. | Как устроен электродвигатель |
| 12. | Неньютоновские жидкости |
| 13. | Ружье Гаусса |
| 14. | Зимняя печка |
| 15. | Мороженое из соли, или Как пираты узнавали направление ветра |
| 16. | Еще про физику-химию, или Старое столовое серебро |
| 17. | Свистящие камни и лед |
| 18. | Пауки и физика |
| 19. | Озера и реки |
| 20. | Муар, заборы и космические корабли |
| 21. | Линза Френеля -- как линзу сделать плоской? |
| 22. | Рычаг |
Раздел II. | Волны вокруг нас |
| 23. | Ударные волны |
| | - Ударные волны и древние люди |
| | - Ударные волны: метеорный дождь |
| 24. | Линза и мутная вода |
| 25. | О вихрях |
| | - Вихри в жидкости |
| | - Вихри в воздухе |
| | - Почему гуси летят клином |
| 26. | О чем могут рассказать камни |
| 27. | Математические кривые и законы в живой природе |
| | - Спирали раковин: почему они такие правильные? |
| | - Ряды Фибоначчи и живая природа |
| 28. | Глаза или мозг? |
| 29. | Художники и физика света |
| 30. | О порогах |
| 31. | Светящийся пупок, или Как можно не видеть с открытыми глазами |
| 32. | Невероятный кубик |
| 33. | Пальма и парабола, или Еще немного о математических кривых |
| 34. | Камни, рождающие электричество |
| 35. | Гроб Магомета |
| 36. | Акация, фракталы, берега и бесконечность |
| 37. | Мертвое море и соль в ванной |
| 38. | Уровень из бутылки |
| 39. | Ньютон и свет |
| 40. | Объектив из дырки |
| 41. | На прощание: живой мир |
Выражаю глубокую признательность и благодарность всем моим читателям, которым
понравилась первая книга, их
заинтересованность сподвигла меня на продолжение работы.
Особые благодарности хотелось бы выразить:
- Светлане и Яне Грибковым, Евгению и Даше Распопиным за комментарии
и тестирование;
- Алексею Перевозчикову за ряд ценных наблюдений, идей и участие
в экспериментах, а также за личный пример;
- Юрию Самохину за предоставленную линзу Френеля и философскую поддержку;
- Жене Дмитриеву за помощь и участие в опытах, за поддержку беседами
и выслушивание моих идей;
- Игорю Богоявленскому, Максиму Донских, обоим Володям Андреевым за помощь
с инвентарем для опытов и ценные замечания при обсуждении
различных идей;
- Стасу Дмитриеву, Юле Орловой за возможность наблюдать редкие растения
в Абхазии;
- родной компании IBM за возможность увидеть и пообщаться с людьми со всей
России.
Для кого эта книга?
Почему в озеро всегда впадает много рек, а вытекает только одна? Бывает ли
волна в куске кремния? Можно ли, глядя на забор, придумать прибор для наведения
ракет? Как винт от мясорубки связан с защитой Сиракуз в войне Ганнибала
с римлянами? Печка из снега -- фантастика или реальность?
Вам интересны эти вопросы? Тогда -- для вас и ваших детей.
Я не любил в школе физику. Особенно формулы. Но вот уже много лет мне доводится
рассказывать детям и их мамам (а иногда и папам), как устроен этот мир и почему
именно так. Ведь физика -- как раз про устройство мира. Надеюсь, это будет
интересно.
Скажу честно, книга почти бессистемная. Опыты и объяснения то простые, то
сложные. Темы даются вперемешку, я следую полету фантазии. Потому что эта
книга -- не для систематической "зубрежки". Она для налаживания отношений
с ребенком и окружающим миром.
Исследования показывают, что для развития личности ребенка не так важно, чем он
занимается, -- важно, чтобы ребенок был чем-то увлечен. И занимался
с интересом.
Поэтому моя книга не является пособием для "натаскивания" к экзаменам. Скорее
она должна пробудить интерес к окружающей жизни, способность поставить задачу
самому, задать вопрос -- и, возможно, решить проблему. Может быть, книга
увлечет интересными идеями. А заодно -- поможет наладить отношения родителей
и детей. Потому что нет лучше способа, чем вместе что-то увлеченно делать.
Мамы и папы в наше время проводят столько времени на работе, что на общение
с детьми его почти не остается. Приходишь вечером домой, и кроме как "уроки
выучил?" вроде бы и спросить нечего. Поэтому книга рассчитана как на детей,
начинающих учить физику, так и на их родителей.
Я немного расскажу о различных физических понятиях, словах, названиях,
явлениях. Но главное -- мы вместе попробуем увидеть вокруг нас мир, полный
удивительных законов, явлений и просто прекрасных вещей, которые таят в себе
так много!
В первой своей книге я рассказал про сотню занятных опытов. В этой книге
я постараюсь не только дать занятные опыты, но и побеседовать о некоторых более
глубоких вещах, показать взаимосвязь между физическими законами и окружающими
нас явлениями. Это не значит, что для чтения книги нужно будет знать формулы
или обладать какими-то познаниями в физике. Нет, все что нужно -- только
желание попробовать самому сделать опыт и узнать что-то новое. Все опыты,
которые есть в этой книге, как и в первой, можно сделать без сложных
приборов -- из того, что под рукой. Например, раздел про ударные волны я писал
в Турции на пляже -- собирал для этого камни, лил воду на песок, щелкал своей
простенькой фотокамерой, а потом немного обрабатывал снимки в "Фотошопе"...
Ничего особенного!
Конечно, прав был Евклид, когда сказал, что "нет в геометрию царского пути".
Если бы я обещал, что, прочитав мою книгу, вы станете прекрасно знать физику,
я бы соврал. Ведь надо и прочитать, и подумать, и потренироваться. А главное,
не так важен набор знаний (формул, методов, ответов), как важно умение
не теряться и смело идти в атаку на любую задачу.
Я буду писать простым и очень понятным языком. Это не означает, что я не могу
писать "высоким научным стилем". Это также не означает, что я не уважаю своего
читателя. Просто еще в институте я заметил: читают лекцию с кафедры, и зачастую
ничего не понятно! Подойдешь к соседу (который отличник) на перемене,
спросишь -- и он за две минуты все объяснит "по-простому". Конечно, надо будет
научиться и на научном языке разговаривать. Но это потом. А сейчас -- мы
не волшебники. Мы просто учимся. Так вперед -- и с улыбкой!
Книга не только про физику. Она про то, что вокруг нас, -- про науку в чистом виде,
и называется она -- "жизнь".
Потому что главный физический прибор -- это ваш ум.
Александр Станиславович ДМИТРИЕВ (pод. в 1961 г.)
В 1985 году окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана по специальности инженер-электромеханик систем автоматического управления.
В 1995--1998 годах в Манчестерском университете (UMIST) проходил обучение и занимался исследованиями в области социологии как инструмента развития бизнеса.
С 2001 года сотрудник компании IBM. В качестве ответственного за развитие бизнеса на базе Power и системного архитектора принимает участие в крупных проектах,
связанных с банковским сектором, телекоммуникационными и нефтегазовыми предприятиями. Награжден как один один из лучших специалистов IBM по результатам 2009 года.
Увлекается изготовлением миниатюрной скульптуры (нецке) из ценных пород дерева и кости мамонта.