От автора 7 Замечания о границах Возрождения 18 ГУМАНИСТЫ. СТИЛЬ ЖИЗНИ И СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ Об определении ренессансного "гуманизма" 45 ГЛАВА 1 Как становились гуманистами Была ли интеллигенция в средние века 56 Почему трудно выделить групповой статус гуманистов 58 Неформальная общность 61 "Труды в досуге" 63 Самоутверждение личности: Пико делла Мирандола 68 "Общность по занятиям словесностью" 69 Пять условий Лоренцо Валлы 72 Социальный престиж гуманистической образованности 73 Что требовалось для успеха 75 Художники 79 Социальные установки 85 Новая концепция человеческого достоинства и гуманистический индивидуализм 88 Воспитание души 92 Одно из писем Макьявелли 96 Ландино о пользе гуманистов для общества 98 Мудрецы и профаны 100 Социально-культурный смысл двуязычия 104 ГЛАВА 2 Две реальности "Жадность к словесности" 110 Восприятие времени 112 Универсально-человеческое значение гуманистического знания 116 Природное и культурное 119 "Серьезная игра" 123 Ритуал гуманистического общения 126 Жизненная обстановка как текст 130 Характер гуманистической переписки 133 Ученая дружба 135 "Стилизация" или "мифологизация" жизни? 139 Ссора Полициано и Бартоломео делла Скалы 142 Новелла Саккетти 145 От мифа к культуре 147 Поджо Браччолини в Бадене 148 ГЛАВА 3 Диалог Искусство спора 151 Структура жанра как выражение мироотношения 154 Исторический экскурс: Л. Олыпки о диалогах XV века 157 "Разные склады ума" 159 Самоопровержение Никколи в сочинении Леонардо Бруни "К Петру Гистрию" 161 "Об алчности" Поджо Браччолини 164 "Камальдульские беседы" Кристофоро Ландино 168 Разноголосица в высказываниях Верджерио 170 Эпистолярный спор Пико делла Мирандолы и Эрмолао Барбаро 173 "О наслаждении" Лоренцо Баллы 178 "О преимуществах римской курии" Лапо да Кастильонкьо 182 Противоречия гуманистического стиля мышления 186 Гуманизм и диалогическая традиция 1 ![]() Историк, культуролог, литературовед и общественный деятель. В 1955 г. окончил исторический факультет Харьковского государственного университета. В 1956–1967 гг. преподавал в Харьковском институте искусств; доцент. Кандидат исторических наук (1959), доктор исторических наук (1992). С 1968 г. работал в Институте всеобщей истории АН СССР; с 1992 г. — ведущий научный сотрудник. С этого же года главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ); член Ученого совета РГГУ. Действительный член Американской академии по изучению Возрождения.
Л. М. Баткин — известный специалист по истории и теории культуры, главным образом итальянского Возрождения. В область его научных интересов входят: итальянское Возрождение как особый тип культуры; характер и пределы личного самосознания в европейской истории культуры; методология изучения индивидуальных и уникальных явлений в истории культуры. В числе его трудов: «Данте и его время: Поэт и политика», «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления», «Пристрастия: Избранные эссе и статьи о культуре», «Петрарка на острие собственного пера: Авторское самосознание в письмах поэта», «Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского», «Европейский человек наедине с собой», «Личность и страсти Жан-Жака Руссо». Некоторые его книги выходили на итальянском языке, а за книгу «Leonardo da Vinci» он был удостоен премии по культуре за 1989 г. Совета министров Итальянской республики. |