ПОСВЯЩАЕТСЯ Анатолию Константиновичу ЛЯДОВУ
В большей части существующих учебников гармонии мы встречаем подробный разбор всевозможных аккордов и их разрешений, ключ к чтению мало кому нужного в настоящее время цифрованного баса, старания объяснить всякого рода гармонические явления, напр., причины, почему запрещаются параллельные квинты, и т.д., но находим мало или почти совсем не находим практических указаний и постепенных педагогических приемов для гармонизации мелодий и хорошего выбора аккордов. То же можно сказать касательно учения о модуляции. Учебники, выставляя как модуляционные средства разные диссонирующие аккорды, обходят главное основание модуляции-с родство строев и общие аккорды.) Ознакомившись основательно с таким учебником, ученик все-таки не знает, как приступить к гармонизации мелодии, как сочинить прелюдию в несколько тактов и как применить модуляционные средства. Аккорды, даже консонирующие, выходят у него дико и нелепо, а модуляции звучат жестко и неожиданно; он приходит в отчаяние или приводит в таковое своего экзаменатора от нескладности и бессвязности своей музыкальной речи. Хотя я убежден, что учебник мой изобилует многими недостатками, но тем не менее склонен думать, что мне удалось изложить приемы гармонизации мелодии и модуляции довольно полно и притом постепенно, переходя от простейших средств к более сложным, в чем я обязан дружескому содействию Анатолия Константиновича Лядова, которому и посвящаю с благодарностью свой труд. Составляя это руководство, я старался, во 1-х сделать его по возможности сжатым; во 2-х, приспособить его к прохождению курса гармонии сообразно с тем, как это установлено в настоящее время в С.-Петербургской Консерватории, придворной Капелле и других музыкальных школах; в 3-х, приспособить его по мере возможности к самообучению. Я снабдил его значительным числом гармонических образцов и задач. Выполнение учеником этих задач должно итти совместно с составлением подобных же задач или примеров собственного сочинения. Я ограничился в моем учебнике изложением четырехголосного сложения. Паузы, поочередное вступление голосов, имитации, применение мотивов, различные фигуры аккомпанемента – я отношу, с одной стороны, к учению о контрапункте, с другой – к изучению свободного сочинения и форм композиции. Ученик, приступающий к изучению контрапункта и свободного сочинения, доканчивая курс гармонии, должен быть в состоянии выполнить следующие задачи: 1) Гармонизировать хоральную мелодию строго аккордами (образец на стр.80). 2) Гармонизировать хорал с строгою мелодическою фигурацией в трех нижних голосах, оставляя мелодию неприкосновенною (образцы на стр.109, 110, 111). 3) Гармонизировать хорал свободно, с значительным числом диссонирующих аккордов и ложными последовательностями (образец на стр.135). 4) Гармонизировать мелодию, заключающую в себе свободную мелодическую фигурацию (образец на стр.114 и 117). 5) Написать модуляционную задачу с постепенными переходами в аккордах (образец на стр.86). 6) Написать модуляционную прелюдию, по возможности в трехчастной форме, придавая голосам, в особенности верхнему, некоторое мелодическое содержание (образец на стр.141–143). 7) Сделать несколько гармонических вариаций на заданное простейшее предложение (образец на стр.140). Сверх того, он должен уметь сыграть на ф-п. всякую заданную модуляцию, постепенную или внезапную, в аккордах, а также уметь прелюдировать, преимущественно аккордами (4-голосно) в любом строе, играть всякие секвенции и последовательности. Ученик, проходящий специально теорию композиции и не слишком отягченный другими музыкальными занятиями, может пройти этот курс в 8 учебных месяцев. Для прохождения такого гармонического курса необходимы: знание элементарной теории, хороший слух, уменье сольфеджировать и угадывать интервалы и игра на фортепиано. Если гармония проходится в качестве обязательного (т.е. музыкального общеобразовательного) предмета,-курс может быть значительно сокращен. Для большей дешевизны учебника все задачи для решения приложены в конце, внутри же учебника указаны только NN задач; полагаю, что это не представит ни для кого затруднений. Н.Римский-Корсаков
С.-Петербург, 1886 г.
Настоящий учебник гармонии, начиная с третьего издания, не подвергался никаким изменениям. Незадолго до кончины своей Н.А.Римский-Корсаков высказывал мысль о необходимости некоторых дополнений и пояснений в новом издании учебника. Поглощенный всецело сочинением, а также обдумыванием деталей большого руководства к оркестровке, Николай Андреевич, к сожалению, не успел сам заняться новой редакцией учебника. Преподавательская практика в С.-Петербургской Консерватории, где учебник этот служит основным руководством в течение многих лет, ныне выяснила приблизительные размеры и характер необходимых изменений. Поэтому мы решили, с разрешения Н.Н.Римской-Корсаковой, предпринять переработку различных отделов учебника с целью, во-первых, до известной степени пополнить явные пробелы, встречающиеся в предыдущих изданиях, во вторых – сделать некоторые места еще более доступными пониманию учащегося, в особенности при самообучении. Несомненна, что и теперь еще далеко не все случаи гармонизации затронуты в учебнике. Излишняя подробность могла бы повредить стройности изложения, затемняя главное; с другой стороны, желательно было оставить кое-что и на долю преподавателя. Любознательный же и музыкальный читатель, несомненно, сам может вывести бесчисленные частные случаи из общих положений. Наиболее значительные дополнения и изменения в настоящем издании относятся к следующим отделам: § 28 – Секстаккорд уменьшенного трезвучия VII ступени. § 29 – Трезвучие и секстаккорд II ступени. § 38 – Вводные септаккорды и их обращения. § 39 – Септаккорд II ступени и его обращения. § 46 – Свободное употребление аккордов всех ступеней. § 49 – Модуляция без хроматизма. § 54 – Хроматическая модуляция. § 69 – Задержания. § 84 – Энгармонизм аккордов с увеличенной секстой, § 85 – Энгармонизм уменьшенного септаккорда. Все изменения и дополнения означены в тексте звездочками. Уничтожены термины: бывший основной тон, бывшая терция и т.д., так как слово бывший в данной случае является излишним и может ввести учащегося в заблуждение. В задачнике прибавлены две мелодий со скачками основных и квинтовых тонов (N9), в отделах же септаккордов VII и II ступеней (NN21 и 22) 3 задачи, слишком трудные для ученика, заменены пятью другими, более доступными. Иосиф Витоль
Максимилиан Штейнберг
С.-Петербург, май 1912.
В настоящее издание внесены дальнейшие дополнения, необходимость коих указывалась многолетним педагогическим опытом. Наиболее значительные дополнения (как и в предыдущих изданиях, отмеченные звездочкой) касаются следующих отделов: § 16 – Соединение секстаккордов с трезвучиями. § 29 – Трезвучие и секстаккорд II ступени. § 30 – Трезвучие VI ступени. § 42 – Нонаккорд. § 57 – Хоралы с модуляцией. § 58 – 2-ая степень сродства, § 86 – Энгармонизм увеличенного трезвучия (табл.). § 85 – Энгармонизм уменьшенного септаккорда (табл.). § 90 – Ложные последовательности трезвучий. М.Штейнберг
Ленинград, январь 1924.
В наше время, когда широчайшие массы трудящихся получили доступ к музыкальному образованию, когда музыкальная самодеятельность пустила глубокие корни в самых отдаленных местностях нашей страны,-особенно живо ощущается потребность в учебнике гармонии, излагающем в простых и ясных выражениях, хотя бы подчас и несколько догматично, самые основы предмета, равно необходимого как композитору, работающему во всевозможных жанрах многообразного музыкального творчества, так и исполнителю, педагогу и инструктору. В этом отношении учебник Н.А.Римского-Корсакова по ясности, стройности, лаконизму и систематичности изложения материала, по своему глубоко практическому характеру является до сих пор непревзойденным. На этом учебнике воспитались десятки поколений музыкальных работников, начиная от скромных педагогов музыкальных школ до крупнейших композиторов с мировыми именами. Поэтому новое издание учебника, не переиздававшегося по разным причинам с 1929 года, ныне является вполне своевременным. В настоящее издание введены мелкие изменения и дополнения, а также, для большей ясности, заново переработан § 25 о скачках. Образец модуляционной прелюдии (на стр.141 прежних изданий), несколько формальный и мало интересный в музыкальном отношении, заменен новым образцом, заимствованным из труда покойного композитора, профессора Ленинградской Консерватории Н.А.Соколова: "Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом" (Издание Муз. сектора Гос. издательства, Москва, 1924). Труд этот является в высшей степени ценным добавлением к настоящему учебнику. Приношу благодарность профессору Ленинградской Консерватории П.Б.Рязанову за ряд замечаний по различным разделам учебника. М.Штейнберг
Ленинград, июнь 1936.
![]() Великий русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик. Родился в Тихвине Новгородской губернии, в старинной дворянской семье. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862–1865). Учился музыке у известного пианиста Ф. А. Канилле, который в 1861 г. познакомил его с М. А. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов («Могучая кучка»), оказавшим решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. В 1871 г. стал профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Был инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873–1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874–1881), дирижером симфонических концертов (с 1874 г.), а позже и оперных спектаклей. В 1880-х гг. фактически возглавил «новую русскую школу», развивавшуюся в русле «Беляевского кружка».
Творчество Н. А. Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Написанные им 15 опер демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки — он расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств. Важное просветительское значение имели дирижерская деятельность Н. А. Римского-Корсакова и его редакторская работа, благодаря которым были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки. Исключительное значение имела его педагогическая деятельность — им было воспитано около 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и другие. |