От автора 3 Введение 5 Глава первая. Особенности музыкального языка раннего Глинки . . 13 Глава вторая. Общие вопросы гармонии 56 Лад 56 Функциональные отношения. (Гармоническое развитие) . . 71 Основная аккордика 82 Глава третья. Мажоро-минор 97 1. Гармонический мажор 106 а) Аккорды гармонического мажора доминантовой функции 106 б) Аккорды гармонического мажора субдоминантовой функции 108 Шестая низкая ступень . . . ■ .113 Большетерцовые циклы .119 Третья низкая ступень 120 Седьмая низкая ступень 123 Гармонии параллельного мажоро-хминора и миноро-мажора . 124 а) Третья высокая. мажорная ступень . . . . . . 125 б) Шестая низкая минорная ступень 126 Глава четвертая. Альтерация 130 Вторая низкая ступень. (Альтерация субдоминанты) . . 131 Увеличенный терцквартаккорд и увеличенный квинтсекст- аккорд (секстаккорд) (Альтерация двойной доминанты и доминанты) 141 а) Альтерция двойной доминанты 142 б) Альтерация доминанты 147 Глава пятая. Тональность и тональные связи 151 Тональный колорит 152 Внутритональные отклонения 158 а) Элементарные вну тритона льные отклонения . . . .161 б) Развитые, внутритональные отклонения 164 3. Модуляции . . 170 а) Модулирующие периоды . 172 б) Энгармонические модуляции . . . . . . . .174 4. Тональные уіланы 178 а) Инструментальные сонатные формы. Увертюра к «Руслану и Людмиле» 181 Тональные планы сонатных форм .182 Увертюра к «Сусанину» 182 «Арагонская хота» .183 Увертюра к «Князю Холмскому» 184 б) Вокально-инструментальные формы 185 Ария Руслана «Дай, Перун, мне меч» 185 Заключение финала «Руслана», «Слава великим богам» . 186 Хор крестьян из «Сусанина», «Мы на работу в лес» . .186 5. Оперные тональные планы («Руслан и Людмила») . . 192 а) Тональный план первого акта 198 б) » » второго акта 200 в) » » третьего акта 202 г) » » четвертого акта 204 д) » » пятюіго акта 205 Глава шестая. Вариационное развитие гармонии у Глинки .... 208 а) Гармонические варианты при повторениях сходных момен- тов в формы, сходных каденций 211 б) Гармонические варианты при последовательных повторе- ниях сходных построений (периодичности) 212 в) Гармонические варианты в нарастаниях 215 г) Гармонические варианты при повторном появлении какого- либо образа » .215 д) «Персидский хор» іиз «Руслана» 220 е) «Турецкий» из «Руслана» 230 ж) Баллада Финна из «Руслана» 240 Берков Виктор Осипович Музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения. Окончил в 1929 г. экономическое отделение педагогического факультета Московского университета, в 1937 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу теории И. В. Способина. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище при Московской консерватории, в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. С 1938 г. — ассистент, в 1945–1949 гг. — доцент кафедры теории Московской консерватории. С 1946 г. — доцент кафедры теории Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, с 1968 г. — профессор.
Основные работы В. О. Беркова были посвящены проблемам гармонии, гармонического анализа, современного гармонического языка, музыкальной формы. Им также были написаны путеводители по классическим операм (некоторые совместно с В. В. Протопоповым). В числе его трудов: «Гармония Глинки», «Гармония Бетховена: Очерки», «Гармония и музыкальная форма», «Гармония» (учебник), «Пособие по гармоническому анализу: Образцы советской музыки в некоторых разделах курса гармонии», «Задачи по гармонии» (совместно с А. А. Степановым), «Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла», «Формообразующие средства гармонии», «Хроматическая фантазия Я. Свелинка: Из истории гармонии» и другие. |