URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Берков В.О. Гармония Глинки Обложка Берков В.О. Гармония Глинки
Id: 277336
848 р.

Гармония Глинки № 28. Изд. стереотип.

2022. 262 с.
Типографская бумага

Аннотация

Книга может быть интересна как профессиональным музыкантам, так и всем, кого волнуют вопросы философии искусства, эстетики, музыки, музыковедения, культуры. (Подробнее)


Содержание
top

От автора 3
Введение 5
Глава первая.
Особенности музыкального языка раннего Глинки . . 13
Глава вторая.
Общие вопросы гармонии 56
Лад 56
Функциональные отношения. (Гармоническое развитие) . . 71
Основная аккордика 82
Глава третья.
Мажоро-минор 97
1. Гармонический мажор 106
а) Аккорды гармонического мажора доминантовой функции 106
б) Аккорды гармонического мажора субдоминантовой функции 108
Шестая низкая ступень . . . ■ .113
Большетерцовые циклы .119
Третья низкая ступень 120
Седьмая низкая ступень 123
Гармонии параллельного мажоро-хминора и миноро-мажора . 124
а) Третья высокая. мажорная ступень . . . . . . 125
б) Шестая низкая минорная ступень 126
Глава четвертая.
Альтерация 130
Вторая низкая ступень. (Альтерация субдоминанты) . . 131
Увеличенный терцквартаккорд и увеличенный квинтсекст- аккорд (секстаккорд) (Альтерация двойной доминанты и доминанты) 141
а) Альтерция двойной доминанты 142
б) Альтерация доминанты 147
Глава пятая.
Тональность и тональные связи 151
Тональный колорит 152
Внутритональные отклонения 158
а) Элементарные вну тритона льные отклонения . . . .161
б) Развитые, внутритональные отклонения 164
3. Модуляции . . 170
а) Модулирующие периоды . 172
б) Энгармонические модуляции . . . . . . . .174
4. Тональные уіланы 178
а) Инструментальные сонатные формы. Увертюра к «Руслану
и Людмиле» 181
Тональные планы сонатных форм .182
Увертюра к «Сусанину» 182
«Арагонская хота» .183
Увертюра к «Князю Холмскому» 184
б) Вокально-инструментальные формы 185
Ария Руслана «Дай, Перун, мне меч» 185
Заключение финала «Руслана», «Слава великим богам» . 186 Хор крестьян из «Сусанина», «Мы на работу в лес» . .186
5. Оперные тональные планы («Руслан и Людмила») . . 192
а) Тональный план первого акта 198
б) » » второго акта 200
в) » » третьего акта 202
г) » » четвертого акта 204
д) » » пятюіго акта 205
Глава шестая.
Вариационное развитие гармонии у Глинки .... 208
а) Гармонические варианты при повторениях сходных момен-
тов в формы, сходных каденций 211
б) Гармонические варианты при последовательных повторе- ниях сходных построений (периодичности) 212
в) Гармонические варианты в нарастаниях 215
г) Гармонические варианты при повторном появлении какого- либо образа » .215
д) «Персидский хор» іиз «Руслана» 220
е) «Турецкий» из «Руслана» 230
ж) Баллада Финна из «Руслана» 240

Об авторе
top
Берков Виктор Осипович
Музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения. Окончил в 1929 г. экономическое отделение педагогического факультета Московского университета, в 1937 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу теории И. В. Способина. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище при Московской консерватории, в Цент­ральном заочном музыкально-педагогическом институте, в Музыкально-педагогическом инсти­туте имени Гнесиных. С 1938 г. — ассистент, в 1945–1949 гг. — доцент кафедры теории Московской консерватории. С 1946 г. — доцент кафедры теории Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, с 1968 г. — профессор.

Основные работы В. О. Беркова были посвящены проблемам гармонии, гармонического ана­лиза, современного гармонического языка, музыкальной формы. Им также были написаны путеводители по классическим операм (некоторые совместно с В. В. Протопоповым). В числе его трудов: «Гармония Глинки», «Гармония Бетховена: Очерки», «Гармония и музыкальная форма», «Гармония» (учебник), «Пособие по гармоническому анализу: Образцы советской му­зыки в некоторых разделах курса гармонии», «Задачи по гармонии» (совместно с А. А. Степановым), «Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла», «Формообразующие сред­ства гармонии», «Хроматическая фантазия Я. Свелинка: Из истории гармонии» и другие.